Российская сторона поддержала позицию афганского правительства по формированию приоритетов повестки переговоров с «Талибаном». По мнению Москвы, в первую очередь участники межафганского диалога в Дохе должны достигнуть согласия по вопросу прекращения огня в Афганистане. Эту позицию не разделяют переговорщики талибов, использующие насилие в качестве средства давления на официальный Кабул.

С 12 сентября в столице Катара Дохе начались переговоры между делегациями афганского правительства и «Талибана» по поиску формулы мирного урегулирования вооруженного конфликта в Афганистане. О том, что этот диалог будет тяжелым и длительным, стало очевидно почти сразу. Спустя 12 дней после начала переговоров их участники так и не смогли согласовать повестку первого раунда.

По мнению афганских представителей, отражающих позицию правительства Афганистана, в первую очередь в ходе переговоров необходимо добиться не просто существенного снижения вооруженного насилия в стране, но и полного прекращения огня на максимально длительный период. Напротив, талибские переговорщики считают этот вопрос не важным для себя, настаивая на обсуждении темы скорейшего вывода американских и натовских войск из Афганистана и восстановления в стране «исламской системы», то есть, фактически, режима «Талибана». Компромисса по содержанию переговорной повестки пока достигнуть не удалось, хотя отдельные афганские, американские и талибские представители в последние дни стали подавать некие обнадеживающие сигналы.

На этом фоне заметно активизировались вооруженные вылазки талибов в различных провинциях Афганистана, итогом чего стала гибель около 100 гражданских лиц и нескольких сотен афганских силовиков. Объявление о начале межафганского диалога в Дохе на практике обернулось новым всплеском насилия. Очевидно, что «Талибан» рассматривает атаки боевиков в качестве технологического приложения к своей дипломатии, а целью активизации террористов является военно-политическое давление на афганское правительство, общественное мнение Афганистана и страны региона, все более явно поддерживающие официальный Кабул.

Как демонстрацию поддержки афганского правительства можно расценивать и заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой, сделанное в среду 23 сентября: «Мы убеждены, что одной из ключевых тем обсуждения в ходе первого раунда межафганского диалога должен стать вопрос введения длительного режима прекращения огня». «В этой связи вновь призываем обе стороны к скорейшему завершению технической части работы, началу субстантивных переговоров по повестке дня национального примирения», - цитирует ТАСС Марию Захарову.

Заявление спикера МИД РФ в контексте дискуссий, ведущихся в Дохе, можно назвать маленькой сенсацией. До недавнего времени российские представители избегали ситуаций, которые можно было бы трактовать как поддержку правительства Афганистана в диалоге с талибами. Теперь же позиции Москвы и Кабула полностью совпали по принципиальному вопросу формирования приоритетов повестки межафганских переговоров. Несомненно, это является важным политическим сигналом талибам, которые уже несколько лет используют в своих интересах избыточную неконструктивность в официальных российско-афганских отношениях.

Можно предположить, что изменение позиции Москвы связано не только с глубокими нравственными переживаниями российских представителей в связи с эскалацией насилия в Афганистане, но и, прежде всего, с новым курсом в отношении официального Кабула, который проводит российская дипломатическая миссия под руководством посла РФ Дмитрия Жирнова. Этот курс можно назвать «прагматическим реализмом», в основе его лежит сбалансированный диалог со всеми заметными политическими группами в Афганистане, включая правительство этой страны. Очевидно, что этот курс не предполагает поддержку проекта реставрации режима талибов, который стремится к подавлению всех альтернативных социально-политических сил. И в этом позиции «прагматичных реалистов» во главе с Дмитрием Жирновым совпадают с политическими принципами правительства Афганистана.

Андрей Серенко

24.09.2020

Источник: НГ