Вечером 16 октября в Донецке убит один из командиров ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики Моторола (Арсений Павлов). Факт гибели ополченца уже подтвердили и в Донецке, и Киеве. В настоящий момент известно, что в лифте дома, где проживал Павлов, сработало самодельное взрывное устройство, причем в этот момент он оказался в эпицентре взрыва. В покушении подозревается украинская диверсионно-разведывательная группа (ДРГ), силовики республики ввели в действие план «Перехват» по поимке подозреваемых в убийстве Павлова.

Сел на поезд и приехал

Арсений Павлов получил известность и статус одного из лидеров ополчения практически сразу после начала боевых действий в Донбассе весной 2014 года. «Я сел на поезд и приехал… Как только полетели коктейли Молотова на Майдане в сотрудников милиции, мне стало ясно: все, это война. После того как нацики заявили, что за каждого своего будут убивать десять русских, ждать, когда угроза станет реальностью, смысла я не видел», — объяснил свою мотивацию ополченец. Моторола был на ведущих ролях практически во всех ключевых битвах ополчения против украинских силовиков в 2014-2015 годах. Так, возглавляемый им батальон «Спарта» принимал активное участие в обороне Славянска, с восстания в котором, собственно, и начиналась Донецкая народная республика. Потом были битвы за Иловайск, затяжное и жесткое противостояние за Донецкий аэропорт и освобождение Дебальцева.

«В Углегорск был переброшен батальон "Спарта", который в течение последних месяцев сражался за аэропорт Донецка и преуспел в этом. Именно благодаря координированным действиям подразделения, отличной подготовке и военной смекалке были взяты сильно укрепленные позиции в аэропорту. Теперь их опыт и знания понадобились в районе Дебальцево, где противник укреплялся в течение нескольких месяцев», — военная сводка за февраль 2015 года убедительно описывает роль «Спарты» в военных успехах ополчения. Надо отметить, что Моторола был одним из главных ньюсмейкеров и медийной звездой республиканского ополчения. После Дебальцева и подписания минских соглашений, когда процесс становления ДНР из чисто военного перешел в политическую плоскость, Моторола и его «Спарта» не были на слуху так часто, как раньше, однако подразделение функционировало в обычном режиме и выполняло рутинные боевые задачи. После продолжительной тишины информация о деятельности «Спарты» появилась совсем недавно, в сентябре этого года. Как заявил глава ДНР Александр Захарченко, батальон во главе с Моторолой был переброшен в соседнюю самопровозглашенную Луганскую народную республику для предотвращения там госпереворота.

Хроника «убийств»

Учитывая военные подвиги Павлова, неудивительно, что украинские силовики и пресса «хоронили» его при каждом удобном случае. Первый крупный вброс о его «уничтожении» при участии центральных СМИ имел место еще в октябре 2014 года. Тогда «постарался» один из популярных на Украине волонтеров, который информировал общественность о ходе боев за аэропорт Донецка. Сообщалось, что в боевых действиях 3 октября 2014 года со стороны ВСУ погибли 3-5 «киборгов» (так называют украинских силовиков, участвовавших в боях за аэропорт), а у ополчения потери — два «камаза» людей и комбат Моторола. Не успели в Киеве как следует отпраздновать успех, как живой и здоровый Арсений Павлов выступил с ответным словом: «К сожалению украинских военных, я еще не погиб. Мы продолжаем сражаться, оборонять аэропорт… Они лгут. Целью сообщения о моей якобы гибели, скорее всего, было поддержание боевого духа бойцов, которых ВСУ сюда отправляет, которым говорят, что Моторола погиб, подразделения ополченцев на износе и воевать с ними не придется. Однако это не так, мы боеспособны и чувствуем себя хорошо».

Уже в середине ноября этого года пресс-центр так называемой АТО вновь намекнул на проблемы у «Спарты» и лично у Моторолы, причиной которых стало применение некоего «высокоточного» оружия. «Огнем нашей артиллерии в районе Путиловской развязки было нанесено поражение по группировке "Спарта". По неподтвержденной информации, уничтожено 23 бандита, еще 27 получили ранения, среди раненых Моторола. Его авто уничтожено. По информации источников, в ходе нанесения артиллерийского удара использовалось высокоточное оружие, способное эффективно ликвидировать определенные цели», — говорилось в официальной сводке. Однако и в этот раз она оказалась уткой.

В феврале 2015 года Служба безопасности Украины сделала неожиданный ход. Как заявил журналистам руководитель главного следственного управления СБУ Василий Вовк, украинским силовикам напрягаться не надо, поскольку Моторола… уже может быть мертв. «Относительно гражданина Павлова, который больше известен как Моторола, его сейчас ищут. Возможно, его собратья уже и уничтожили. Они уничтожают друг друга, пытаясь выйти на оперативные позиции», — сказал тогда представитель украинской спецслужбы. Правда, с учетом предыдущих фальстартов никто в это заявление СБУ не поверил.

В июне 2016 года на Украине появился реальный повод праздновать: в ДНР подтвердили, что на этот раз Моторола действительно пострадал, получил в результате взрыва осколочное ранение в глаз и отправлен на операцию в Санкт-Петербург. Взрыв тогда произошел на территории травматологической больницы в центре Донецка. Взрывное устройство было настолько мощным, что здание морга и семь автомобилей медперсонала получили повреждения. Впрочем, дальнейшего публичного освещения эта история не получила, что дало возможность киевским СМИ преподнести это ранение как результат внутренних конфликтов в ДНР и якобы противостояния Моторолы с главой республики Александром Захарченко.

Украинские угрозы

Продвигая тему «внутреннего конфликта», в Киеве при этом постоянно давали понять, что готовы при случае «разобраться» с Моторолой и своими силами. МВД Украины в апреле 2015 года объявило в розыск Павлова и большинство его соратников по «Спарте». Служба безопасности Украины, со своей стороны, заочно предъявила комбату обвинение по статье 438 УК (нарушение законов и обычаев войны), заявив, что ополченец подозревается в издевательствах, пытках и публичных расстрелах людей. Однако, как это часто бывает у Киева, все обернулось не в пользу Украины. Например, летом этого года Интерпол отказал СБУ в требовании объявить в международный розыск Павлова.

«Интерпол вернул нам документы с мотивировкой о политическом характере дела Моторолы. Нам это непонятно… У нас он является подозреваемым, и есть решение суда о его аресте», — негодовал тогда заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков. Представитель спецслужбы тогда отметил, что это не первый случай, когда Интерпол отказывается объявлять в розыск подозреваемых СБУ, объясняя это политической ангажированностью. «Я надеюсь, что все же во взаимодействии с международным сообществом эта позиция будет изменена», — заявил Маяков.

Спустя несколько часов после убийства Моторолы вспоминается несколько свежих заявлений из Киева, связанных с личностью ополченца. Во-первых, в сентябре президент Украины Петр Порошенко назвал Павлова «нелюдем-бандитом» и пообещал: «Не будет прощения. И этот изверг будет привлечен к ответственности. Он ответит за смерть украинского героя» (речь идет о том, что, по показаниям некоторых свидетелей, Моторола убил пленного украинского силовика Игоря Брановицкого — именно по этому делу Интерпол отказал СБУ в розыске). А в конце сентября народный депутат Украины, бывший лидер запрещенного в России экстремистского «Правого сектора» Дмитрий Ярош, который, кстати, уже почти три года формально разыскивается Интерполом по представлению России, сделал интересное заявление: «Я более чем убежден, что охота на них (речь в интервью шла конкретно о комбатах Мотороле и Гиви) идет и сейчас. И мы видели несколько примеров проведения таких операций, попыток ликвидации именно этих людей. К сожалению, они были неудачными. Но всему свое время под солнцем». При этом Ярош сослался на деятельность бойцов некой «Украинской добровольческой армии», которые, по его словам, «работали с начала войны и работают сейчас за линией фронта, выполняя задания украинских спецслужб». Тогда на слова Яроша особого внимания не обратили, видимо, потому, что на Украине до этого уже много раз «хоронили» Павлова.

В случае насильственной смерти ключевых представителей республик Донбасса всегда возникает несколько стандартных версий случившегося, главной из которых является деятельность украинских ДРГ. Именно это сказал Ярош прямым текстом, однако сейчас слово за республиканскими силовиками. Убедительные доказательства причастности Украины к этому преступлению могут повлиять на отношение Запада и полностью изменить карту минского процесса по урегулированию конфликта в Донбассе. С другой стороны, убийство столь значимого ополченца может отодвинуть дипломатию на второй план и спровоцировать очередной виток военной напряженности, что вполне могло быть одной из целей Киева. Намек на этот сценарий прослеживается в первом после трагедии комментарии главы ДНР Александра Захарченко: «Я так понимаю, Петр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну... Теперь ждите!»сказал он журналистам.

Что касается реакции Украины — схема давно отработана и особого интереса не представляет: несколько следующих дней спикеры всех уровней будут говорить о внутренних разборках и конфликтах в ДНР, что бы ни показало официальное расследование в Донецке.

Батю подорвали

Николай Подгорный (Киев)

17.10.2016

Источник: Lenta.ru

Убийство Моторолы: война началась. Киев с подачи Вашингтона взрывает Минские соглашения

16 октября, около девяти вечера, в жилом доме Донецка раздался взрыв. Террористический акт; убит был командир батальона «Спарта», Арсен Павлов, легендарный «Моторола».

Информацию оперативно осветили в Службе безопасности Украины, практически сразу в эфире украинского «112 канала» появилась информация о том, что ведомство подтверждает факт убийства Моторолы.

«Человек, который совершал преступления против целостности Украины и фактически был нами объявлен в розыск, убит сегодня в жилом доме», — уточнил советник главы СБУ Юрий Тандит.

Да, действительно. 5 сентября президент Украины пригрозил. Громко и прямо пригрозил, так, чтобы его услышали. Он вспомнил пленного «киборга» — военнослужащего ВСУ Игоря Брановицкого, которого якобы замучил Моторола, и пообещал: «Этот изверг ответит за смерть украинского героя». То есть, на тот момент операция готовилась.

Покушение было подготовлено тщательнее, чем предыдущие. Так, 24 июня Моторолу чуть не подорвали возле городской травматологии Донецка, где он проходил лечение после травмы глаза. Тогда фугас взорвался с замедлением, через несколько секунд после того, как автомобиль легендарного командира его миновал. Были и другие попытки. Врагам очень хотелось видеть Моторолу мертвым. Были и покушения, были и фейки. Сейчас у меня открыта вкладка с заголовком: «Моторола: Я жив — украинские СМИ лгут о моей смерти». Вот только дата не та, дата — 8 октября 2014 года.

На поле боя они от него бегали. Война сменилась худым миром, и враги почувствовали себя увереннее. Их тактика победы — не успешные атаки или грамотная оборона. Их тактика победы — обстрелы мирных поселков и террористические акты в жилых домах. На этом поле они, в конце концов, добились своего.

Понятно, что не сами. До этого тактика была непродуманная, фугас этот возле больницы — верх глупости, наобум попытка. По-другому убивали и Павла Дремова, например (верить в то, что «Дремова ликвидировали свои» могут только очень неумные и внушаемые люди). Однако не так давно группа зарубежных инструкторов взялась повышать уровень работы украинских диверсантов. Очевидно, это и дало Порошенко возможность фактически пообещать своим избирателям убийство легендарного ополченца: понимал, что на этот раз работать будут не его неудачливые агенты, а качественные, опытные спецы.

Убийство Моторолы полностью ложится в канву последних событий, которые явственно указывают на то, что украинская сторона настойчиво эскалирует конфликт на Донбассе.

Только 16 октября, день убийства Моторолы:

— В Станице Луганской, откуда, согласно рамочному соглашению, ВСУ должны были отвести войска, фиксируется подвоз военной техники и стройматериалов для укрепления позиций;

— Задержан гражданин Украины, пытавшийся нелегально пересечь линию соприкосновения; если точнее, то он пытался переплыть Северский Донец, чтобы попасть из Украины в Луганскую народную республику;

— Обстреляны северные и западные районы Донецка, Донецкий аэропорт, Ясиноватая, Горловка, Зайцево и южные рубежи республики; всего зафиксировано свыше 500 обстрелов, из которых 300 — из тяжелого вооружения, запрещенного Минскими соглашениями;

— Убит один военнослужащий армии ДНР.

И это — только один день.

Кстати, накануне, 15 октября, украинский президент в очередной раз выступил с вольной трактовкой Комплекса мер по выполнению минских договоренностей. Выступая перед военнослужащими в городе Чугуев Харьковской области, Порошенко объявил, что «Украина в политическом процессе продвигаться не будет» до выполнения «пакета по безопасности», включая передачу Киеву контроля над границей между РФ и Народными республиками. Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что расценивает это как отказ от попыток мирного урегулирования конфликта. Правильно, кстати, расценивает, только можно было и раньше признать, что мир Украине не нужен, она будет добиваться войны.

Украина (впрочем, скорее, ее иностранные кураторы, усилившие свое прямое влияние в последнее время) провоцирует. Диалог получается примерно такой:

— Мы не будем отводить войска.

— А мы отведем.

— Мы будем стрелять по вашим городам и селам.

— Мы начинаем разминирование территории, с которой отошли.

— Мы убьем пару ваших гражданских и десяток солдат.

— Мы обращаемся к ОБСЕ с просьбой повлиять на выполнение Украиной Минских соглашений. Командирам военных частей строгий приказ: не поддаваться на провокации и не открывать ответный огонь.

— Ох, ну ладно, мы убиваем вашего легендарного командира в центре Донецка, на это вы что скажете?

Ну да, действительно, что тут можно сказать? Адекватным ответом будет, например, убийство Турчинова в центре Киева, но это не тот метод, который используется Донецкой народной республикой. В данном случае это вызывает сожаление.

С бандитами нельзя бороться языком политических договоренностей. Язык артиллерии они понимают лучше.

Про убийство Моторолы Александр Захарченко сказал так:

«Я так понимаю, Петр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну».

Анна Долгарева

17.10.2016

Источник: svpressa.ru

Чем ответят республики Донбасса на убийство легендарного ополченца

Гибель легендарного ополченца Моторолы стала серьёзным ударом для Донецкой народной республики. Об этом говорит уже то, что в ДНР объявлен трёхдневный траур.

И хотя президент Украины Пётр Порошенко открестился от этого теракта, ожидаемо обвинив в нём соратников ополченца, одиозные украинские националисты своей радости скрывать не стали. В частности, Дмитрий Ярош в очередной раз принялся славить Украину, которая взрывает своих противников в домах, где живут мирные люди.

Глава ДНР Александр Захарченко заявил, что республикам Донбасса объявлена война. Можно добавить — террористическая.

Решатся ли ДНР и ЛНР выйти из Минских соглашений, и каким ещё может быть ответ на убийство одного из лидеров вооружённых сил ДНР?

 — Захарченко выступил очень сильно, комментируя гибель Моторолы, — говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. — Однако слов о том, что ДНР однозначно выходит из Минских соглашений после этого теракта от него я не услышал. Боюсь, что и в данном случае всё снова окончится грозными заявлениями. Я даю процентов 90 вероятности, что далеко идущих политических последствий, этот теракт иметь не будет. Его просто «запишут в гроссбух войны», чтобы потом всё же припомнить эту смерть, когда настанет время.

Сейчас, надо понимать, что объявление войны Киеву будет означать, что Украина навязала донбасским республикам свою игру. Полтора года шли обстрелы территории ДНР и ЛНР, не выполнялись другие пункты «Минска-2». А теперь, когда ВСУ восстановили силы, наступление вооружённых сил непризнанных республик выставит их и Россию агрессорами. Вряд ли республики пойдут на этого из-за гибели одного, хоть и легендарного человека.

«СП»: — Однако стоит ли продолжать игру в одни ворота? Уже не раз гибли лидеры ополчения, но что-то не слышно, чтобы уничтожались лидеры украинских нацистов, запятнавшие себя преступлениями.

— Возможно, точечные ответы и необходимы. Но, насколько я понимаю, наиболее одиозные лидеры украинских нацистов находятся сейчас в Киеве под хорошей охраной. Уничтожить их силами спецслужб ЛДНР крайне сложно. И вопрос — стоит ли именно их уничтожать. Поскольку они противостоят олигархату, стоящему за Порошенко. Пока нацисты и украинские олигархи вынуждены терпеть друг друга, но настанет момент, когда они схлестнутся, это будет новый виток гражданской войны на Украине. Поэтому, если уж и пытаться отвечать, то уничтожением преступников из числа офицеров и нацистов «среднего звена». Но опять же, я сомневаюсь, что у спецслужб донбасских республик есть такие возможности.

— Ясно, что в том, как отреагируют республики на теракт, многое зависит от Москвы., — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — У меня есть ощущение, что у нас продолжается крайне осторожная линия. Все ждут, кто победит на президентских выборах в США. В надежде, что победит Дональд Трамп. Но, на мой взгляд, это неверная стратегия. Нельзя без конца ждать у моря погоды. Пора понять, что каким бы ни был президент в США, никто нас любить на Западе больше не станет. Надо действовать в соответствии со своими геополитическими интересами, ставить их на первый план.

В частности, надо давать жёсткий ответ на все провокации режима Порошенко. Обстреляли мирные города, убили Моторолу — ополченцы пошли в наступление и освободили Славянск, к примеру. Только так. И тогда Киев вынужден будет договариваться с нами и реально выполнять соглашения. Пока же со стороны Кремля идут весьма невнятные посылы, украинская сторона начинает выдвигать всё более ультимативные условия.

«СП»: — Есть точка зрения, что Дебальцево показало, что армии ДНР и ЛНР самостоятельно не смогут провести масштабное наступление из-за большого численного перевеса ВСУ.

— Значит, Россия должна помочь. Я не открою Америки, если скажу, что у нас больше моральных прав помогать донбасским республикам, чем режиму Башара Асада в Сирии. Одного серьёзного удара по позициям ВСУ хватит для того, чтобы изменить моральную и боевую обстановку в Донбассе.

— Конечно, Киев надеется, прежде всего, что уничтожая наших легендарных бойцов, он посеет страх в рядах жителей Донбасса, — говорит член народного совета ДНР Мирослав Руденко. — Однако, погибая, эти люди переходят в разряд символов для нас. Поэтому эффект будет обратным — мы только больше верим в правоту своего дела.

Я посмотрел ещё реакцию украинского обывателя из центральных и западных областей страны, это просто звериная реакция. Даже если эти люди считают Моторолу сепаратистом и преступником, так цинично радоваться его смерти нельзя. Это говорит о том, до какого животного уровня низведена часть общества на Украине при бандеровском режиме.

Алексей Полубота

17.10.2016

Источник: svpressa.ru