Президенты России, Турции и Ирана встретятся в Сочи 22 ноября для обсуждения проблем урегулирования в Сирии. Предстоящая встреча не связана с проведением Конгресса сирийского национального диалога, дата проведения которого еще не определена.

В принципе, проведение этого мероприятия вполне логично: надо объяснить Анкаре и Тегерану новую позицию Москвы по сирийскому урегулированию. Модификация стала заметной после того, как на саммите в Дананге, где Трамп отменил двустороннюю встречу с В.Путиным. Но при этом главами МИД было согласовано совместное заявление президентов США и РФ по Сирии, где нет ни слова об Астане. А ведь именно там РФ, Турция и Иран являются гарантами и коспонсорами мирного сирийского процесса в столице Казахстана.

Зато в российско-американском заявлении многое сказано о женевском процессе и о выводе иностранных войск из Сирии. То есть российских, иранских и турецких. США уходить не собираются, хотя у них кроме имперских замыслов нет официального разрешения на пребывание в Сирии ни от правительства Дамаска, ни от ООН, что, фактически, обуславливает их чисто захватнический статус. Необходимо также не забывать, что 15 ноября США объявили о своем намерении создать военную базу в САР на территории, которую контролирует СДС, при явном захватническом расчете, что все нефтяные поля Сирии будут под американским контролем через курдский СДС.

Не зря Эрдоган в течение 4 часов 13 ноября интересовался у В.Путина в Сочи, что Москва имела в виду, когда подписала это заявление и не случайно прозвучал и его риторический вопрос о том, не стоит ли в этом случае России вывести своих военных из САР и зачем тогда вот уже 6 лет воевать в Сирии?

Есть и другой аспект предстоящего трехстороннего саммита — финансово-экономический. По мере уничтожения ИГ нужно начинать процесс восстановления сирийской экономики и инфраструктуры, но кто будет за это платить?

Откуда Россия возьмет 80-100 млрд. долларов на восстановление своей зоны деэскалации, где нет нефти? — Совершенно ясно, что Москва не потянет восстановление Сирии даже в своей зоне контроля. По элементарной и очевидной причине: у российской казны на это просто нет денег вследствие падения цен на нефть и антироссийских санкций, введенных Западом.

Вне всякого сомнения, и Турция, и Иран, и Россия рассчитывали на то, что нефтяные и газовые поля Сирии перейдут под контроль Дамаска. Но этого не случилось, и их захватили СДС при поддержке США.

У Турции же возможности для восстановления Сирии есть. Особенно в строительном секторе, который на первом этапе будет важнее всего. И уж совершенно точно – Анкара вполне в состоянии потянуть в финансовом плане восстановление экономики в тех провинциях севера САР, которые она контролирует.

У Ирана с финансами тоже сложно, но у Тегерана есть готовая продукция, которая нужна для восстановления САР. И из чувства шиитской солидарности, а также по чисто стратегическим расчетам ИРИ поможет Сирии.

Если же к восстановлению экономики САР допустить ЕС и нефтяные монархии Персидского залива, то возникает вопрос: ради чьих интересов воевали Россия, Иран и Турция? И потом – «тот кто платит, тот и музыку заказывает». И России придется отдать Сирию на откуп тех, кто ее разрушал, а именно: коалиции Запад — ССАГПЗ. У них есть деньги, технологии, продукция и все, что нужно. И компании этих стран хорошо погреют руки на сирийских заказах.

Так что лидерам трех стран есть над чем подумать в Сочи. Причем Эрдогану легче всего – он свой кусок пирога и так получит, учитывая натовский статус Турции.

Интересы участников тройственной встречи ясны и понятны. Где-то они совпадают, а где-то расходятся. Россия хотела бы закрепиться в САР, в том числе и в военном плане, учитывая особое географическое расположение страны на Ближнем Востоке. А также то, что через сирийскую территорию удобно протянуть газопровод из Ирана (месторождение Южный Парс) в южную Европу через Средиземное море, в который можно запускать российский газ из турецкого потока (если, конечно, он будет построен), а также газ из Ирака и Азербайджана. И тогда Москва может окончательно распрощаться с проблемным по вине Киева украинским транзитным путем экспорта газа в ЕС. Прочнее закрепившись в Сирии, Россия могла бы активнее участвовать в сотрудничестве с Ираком, Иорданией, Израилем и даже Саудовской Аравией. Ну и, конечно, с Ливаном.

Но проблема сейчас в том, и Дананг с совместным заявлением по Сирии это еще раз показал, что США всерьез взялись за Россию, и хотят любым способом избавиться от президента В.Путина и его окружения, заменив их на лояльное прозападное правительство. Давление идет через санкции, Украину, КНДР и Сирию – по всем направлениям. Американцы хотят, чтобы В.Путин либо не выдвигал на выборах в марте 2018 года свою кандидатуру, либо был заблокирован изнутри проамерикански настроенной российской элитой, недовольной возможностью ареста ее счетов после 2 февраля. Либо выступлением военных, недовольных развитием событий на Донбассе и в Сирии.

И российский лидер, особенно после Дананга, это прекрасно понял. Как и попытки Вашингтона зачистить в Дамаске проиранскую часть руководства. Однако позиции проиранских сил в сирийской элите давние и прочные, хотя США и рассчитывают на вероятность государственного переворота против Асада после отстранения его брата Махера от командования Республиканской гвардии.

От неудачи саммита в Сочи выиграют только США и их союзники, прежде всего Саудовская Аравия, Израиль и сирийские курды. Если Россия уйдет из Сирии, то Иран и «Хезболла» долго не продержатся. Слишком сильно подорваны силы ССА – сирийской правительственной армии. Либо Ирану придется направлять в Сирию уже несколько дивизий КСИР с тяжелой военной техникой. А этого Израиль не допустит и может даже пойти при содействии КСА и других воинских контингентов ССАГПЗ и Иордании на нанесение удара по позициям иранских военных, «Хизболлы», иракских шиитских добровольцев и афганских «Аль-Фатимйюн» в Сирии, как и самой сирийской армии, а также по позициям «Хизболлы» в Южном Ливане. Турция при таком развороте вместе с Ираном воевать в САР не будет, так как РФ – единственное связующее звено между Анкарой и Тегераном на сегодня. Ясно, что при таком развитии ситуации режим Б.Асада может быстро упасть, и Сирия попадет под контроль вооруженной оппозиции, опекаемой США и Саудовской Аравией. Турция еще может рассчитывать на сохранение своего присутствия на севере в туркоманских районах. Алавитам создать свой анклав в районе Латакии и вдоль побережья Средиземного моря не удастся – слишком неравные будут силы. А курды вполне смогут создать автономию на северо-востоке страны, сохранив за собой нефтяные месторождения. Ну а Израиль навсегда получит Голанские высоты. Саудовская Аравия и ССАГПЗ пойдут на это в качестве платы за военную поддержку Тель-Авива.

Так что разговор в Сочи предстоит сложный. И, с учетом формата саммита, понятно, что придется принимать непростые решения. Иначе, зачем было воевать за Сирию, тратя на это миллиарды долларов? — Ради американской военной базы в районах нефтедобычи? Но в прошлое не вернуться. Допущены просчеты при проведении военных операций (Алеппо, Дейр аз-Зор, Абу-Кемаль, Майядин и т.д.), ошибки сделаны и в Астане. Не был правильно учтен фактор СДС и США. Это все затянуло военную операцию. А надо было просто уничтожать террористов и вооруженную оппозицию, а не вести с ними переговоры.

Петр Львов, доктор политических наук

21.11.2017

Источник: ru.journal-neo.org

Иран – Россия – Турция. «Испытание Данангом» этот формат выдержал

Принятое в Дананге заявление по Сирии Путина – Трампа вызвало вопросы по поводу того, как оно соотносится с другими договорённостями, в частности по линии взаимодействия Анкары, Москвы и Тегерана. Не отменяет ли, не перекрывает их? Особое беспокойство на этот счёт проявил турецкий президент Р. Эрдоган.

Его первоначальная реакция на одобренный президентами США и России текст заявления была крайне резкой: Эрдоган заявил, что если лидеры этих двух стран «не верят в военное, а лишь в политическое решение конфликта в Сирии», то им самим в первую очередь необходимо вывести войска из этой страны. Турецкий лидер был явно обеспокоен тем, что может остаться на обочине процесса сирийского урегулирования, а военный контингент Турции может не иметь никакого законного основания для своего пребывания в Сирии. Понадобились 4 часа напряжённых переговоров Эрдогана с российским президентом в Сочи, чтобы эти озабоченности были сняты и президент Турции (что отмечает и турецкая печать) поменял своё мнение.

Эрдоган в конце концов согласился, что «в Сирии созданы основы для достижения политического решения». По всей видимости, ему было объяснено, что данангское заявление не отменяет «ирано-турецко-российскую тройку», а, наоборот, укрепляет её позиции.

Иран отнёсся к этой ситуации гораздо спокойнее. В Тегеране не возмущались, а сразу обратили внимание на сделанное В. Путиным в Сочи заявление о том, что сотрудничество России, Турции и Ирана по Сирии как гарантов астанинского процесса «успешно продолжается». Сохраняется и формат, благодаря которому уровень насилия в Сирии существенно сократился и созданы 4 зоны деэскалации. Иранская печать посчитала договорённости в Дананге «победой российской дипломатии». Она увидела главное в том, что США в лице Д. Трампа публично и официально взяли на себя обязательство уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность Сирии. Важно и то, что в документе приветствуются обещания Б. Асада провести реформы, а следовательно, косвенным образом признаётся законность и его власти.

Другой вопрос, насколько американцы будут привержены собственным обязательствам. С этим проблемы возникли раньше, чем «успели высохнуть чернила» под заявлением в Дананге. Глава Пентагона Дж. Мэттис объявил, что он не уберёт американские войска из Сирии до того, как США не убедятся в «успехе женевского процесса», так как такого успеха даже после исчезновения с лица земли ИГ может ещё долго не быть. Естественно, это противоречит смыслу заявления двух президентов.

Вскрылись также факты прямого содействия американских военных эвакуации террористов из Ракки и других мест в направлении правительственной армии. Об этом сообщила BBC в репортаже «Грязный секрет».

В связи с этим министр иностранных дел России С. Лавров счёл необходимым подчеркнуть, что пребывание американских военных в Сирии с точки зрения международного права продолжает оставаться абсолютно нелегитимным. И это вытекает из соглашения в Дананге. А американские попытки представить данное соглашение чуть ли не как согласие России способствовать выводу из Сирии иранских подразделений не выдерживают никакой критики. И российские, и иранские военные, в отличие от коллег из США, отметил Лавров, находятся там совершенно легитимно на основании приглашения законного сирийского правительства.

Москва даже не думала отказываться от взаимодействия в составе «тройки», о чём говорит и информация о скорой встрече по Сирии российского, иранского и турецкого министров иностранных дел. Можно сказать, что «испытание Данангом» этот формат выдержал. Некоторые аналитики даже задаются вопросом, а не способен ли данный ситуативный союз, возникший на почве решения конкретного конфликта, превратиться в нечто большее, вплоть до стратегической оси. Хотя скептиков тоже немало, и чаще всего они указывают на некие «давние и неизгладимые противоречия» между тремя странами.

Однако если внимательно и непредвзято посмотреть на то, что объединяет и что разделяет эти три великие страны и цивилизации, то нетрудно заметить: разъединявшие их вековые исторические споры во многом становятся уделом прошлого.

Зато общих интересов намечается всё больше – в экономике, политике, а главное, в сфере безопасности. Напрашивается даже аналогия с нынешними взаимоотношениями «исторических врагов» Франции и Германии. На обозримую перспективу это, скорее, «клуб по интересам», чем стратегическая ось, но если он наполнится реальным содержанием, а самое главное, будет эффективен в решении региональных проблем, то взаимодействие «тройки» может действительно перерасти и в более серьёзный формат. Важнейшее условие для этого – совпадение интересов, а оно налицо.

Контакты глав государств в треугольнике происходят с завидной регулярностью, и все они наполнены существенным содержанием, что указывает на понимание ими несомненной выгодности тройственного сотрудничества. Только за последние месяцы В. Путин посетил Иран и принял Эрдогана в Сочи. Произошёл обмен визитами на высшем уровне между Анкарой и Тегераном.

Даже те турецкие издания, которые довольно скептически относятся к установлению «оси с Евразией», как, например, Daily Sabah, говорят, что к этому страну подвигли её западные союзники, игнорировавшие интересы Турции. Теперь лучшее, что может сделать Вашингтон, это «перестать уговаривать Турцию прекратить сближение с Ираном и Россией». Так, по проведенному в 2017 г. Университетом Kadir Has опросу общественного мнения, уже две трети турок (66.5%) считают главной угрозой для страны США.

Часто также говорят о расхождениях между шиизмом и суннизмом, которые, дескать, никогда не позволят Ирану и Турции выступать совместно. Однако это может сработать и в обратную сторону. Раздутый искусственно конфликт между ветвями ислама зашёл так далеко, что решить его во взаимном диалоге, пожалуй, смогут как раз суннитская Турция и шиитский Иран. Саудовская Аравия по многим причинам, в том числе из-за внешнего давления, к примирению с аятоллами не готова. В то же время Анкара целенаправленно примеряет на себя роль лидера суннитского мира. Здесь исходят из того, что саудиты вступили в длительный период внутренней нестабильности, связанный со сменой поколений во власти, и не смогут должным образом представлять интересы суннитов на мировой арене. Турецкие официальные лица уже публично заявляли, что у Эр-Рияда нет монополии на ислам.

Россия с её опытом межконфессионального диалога в собственной стране вполне в состоянии выступить в роли связующего звена и в достижении суннито-шиитского исторического примирения.

Уникальность посреднического положения России состоит и в том, что она – единственная великая держава, способная выстраивать ровные отношения абсолютно со всеми странами региона, от Израиля и Саудовской Аравии до Турции и Ирана.

О способности Москвы принимать ответственные решения и упорно проводить их в жизнь, что позволяет «обсуждать с ней самые чувствительные вопросы», высоко отзывался и Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи.

Безусловно, препятствий на пути формирования альянса трёх встретится ещё немало. «Одно из самых любопытных и тревожных явлений в ходе сирийской гражданской войны – примирение Турции с Россией и ее сотрудничество с Ираном», – заявляет бывший заместитель министра обороны США Дов Закхейм. Призывая остановить этот процесс, он с озабоченностью предупреждает, что если США в Сирии «умоют руки», турецко-российско-иранская связь может стать «началом прекрасной дружбы».

В целом же любая «ось» имеет шансы до тех пор, пока в ней не возникает стремление к господству одной страны над другими. Подобная модель доминирования десятилетиями практиковалась Западом, доведя Ближний Восток до хронически кризисного состояния. Если Москве, Анкаре и Тегерану удастся осуществить заявленные намерения по установлению и поддержанию стабильности в регионе не в узкокорыстных, а общих интересах, то, быть может, долгожданные мир и процветание действительно воцарятся на этой земле.

Дмитрий Минин

20.11.2017

Источник: Фонд стратегической культуры

Лидеры РФ, Ирана и Турции исключили подрыв единства Сирии созданием зон деэскалации

Лидеры РФ, Ирана и Турции исключили подрыв единства Сирии созданием зон деэскалации

Ни одна политическая инициатива, в том числе о создании зон деэскалации, не должна подрывать суверенитет, единство и территориальную целостность Сирии, говорится в совместном заявлении президентом России, Турции и Ирана.

В заявлении "главы государств подтвердили свою приверженность суверенитету, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики".

Президенты подчеркнули, что "ни при каких обстоятельствах создание упомянутых зон деэскалации или какая бы то ни было политическая инициатива по урегулированию сирийского кризиса не должны подрывать суверенитет, независимость, единство и целостность САР".

Кроме того, президенты РФ, Ирана и Турции на совместной встрече договорились продолжить взаимодействие для установления прочного мира в Сирии, в том числе работать в рамках астанинского формата. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин.

Он также подчеркнул, что, "как страны-гаранты, Россия, Иран и Турция продолжат плотно работать над укреплением режима боевых действий, устойчивым функционированием зон деэскалации, повышением доверия между сторонами конфликта".

Путин констатировал, что успехи на поле боя в Сирии открывают новый этап на пути к урегулированию кризиса в этой стране.

"С удовлетворением констатировали существенные успехи совместной борьбы с терроризмом, подтвердили готовность наращивать взаимодействие для окончательного уничтожения ИГ, "Джабхат-ан-Нусры"  и других экстремистских группировок", - заявил президент РФ.

В совместном заявлении трех лидеров отмечается, что президенты России, Турции и Ирана готовы при необходимости провести ещё один трёхсторонний саммит по урегулированию ситуации в Сирии.

22.11.2017

Источник: INTERFAX.RU

Лидеры Турции и Ирана поддержали идею сирийского конгресса

Президенты Турции и Ирана поддержали идею о созыве общесирийского конгресса, на который будут приглашены внешняя и внутренняя оппозиция Сирии, заявил президент РФ Владимир Путин.

"С удовлетворением отмечу, что президенты Ирана и Турции поддержали инициативу о созыве общесирийского форума-конгресса национального диалога в Сирии. Условились провести эти важнейшие мероприятия на должном уровне, обеспечить участие в нем представителей широких слоев сирийского общества", - заявил Путин, цитируя совместное заявление по итогам переговоров президентов РФ, Турции и Ирана, которые состоялись 22 ноября в Сочи.

"Поручили МИДам, представителям специальных служб, оборонных ведомств проработать дополнительно вопрос о составе и сроках проведения конгресса здесь, в Сочи", - добавил президент РФ.

Он пояснил, что "имеется в виду собрать за столом переговоров делегатов от различных политических партий, внутренней и внешней оппозиции, этнических и конфессиональных групп".

Согласно заявлению, конгресс рассмотрит ключевые вопросы общенациональной повестки для Сирии. "Прежде всего, связанные с разработкой параметров будущего государственного устройства, принятием новой Конституции, проведением на ее основе выборов под надзором Организации Объединенных Наций", - сказал Путин.

Российский лидер подчеркнул, что проинформировал президентов Турции и Ирана о встрече с президентом Сирии Башаром Асадом, отметив приверженность сирийского руководства мирному урегулированию в Сирии.

"Предстоит проделать большую работу, по сути, помочь сирийцам заново создать инфраструктуру, возродить промышленность и сельское хозяйство, торговлю, вновь открыть социальные объекты - больницы, школы, детские сады", - сказал Путин, заявив о необходимости "в разы увеличить объемы гуманитарной помощи населению, полностью разминировать территорию Сирии, сохранить историческое и культурное наследние".

Сирийский конгресс рассмотрит вопрос о новой конституции Сирии

22.11.2017

Источник: INTERFAX.RU