В конце 2017 года мир стал свидетелем нескольких заявлений о полном разгроме исламских террористов в Сирии. 6 декабря начальник Генштаба ВС России генерал армии В. Герасимов объявил, что «все бандформирования ИГ на территории Сирии уничтожены, а сама территория освобождена. Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу доложил об этом Верховному главнокомандующему Владимиру Путину». 11 декабря президент В. Путин прибыл на авиабазу в Хмеймим и в присутствии Башара Асада отдал приказ приступить к выводу основной части российской группировки войск в пункты постоянной дислокации в РФ. На следующий день президент США Д. Трамп объявил, что это именно Соединённые Штаты добились победы над ИГ в Сирии, а 22 декабря премьер-министр Соединённого Королевства Тереза Мэй, находясь на британской авиабазе Акротири на Кипре, поздравила военнослужащих: «Сегодня в значительной степени благодаря вашим усилиям так называемый халифат был сокрушен и больше не имеет значительной территории в Ираке и Сирии».

Первое, что необходимо отметить, – во всех этих заявлениях речь шла исключительно о разгроме «Исламского государства», и здесь приходится признать успех американских специалистов информационной войны. Миф об ИГ является аналогом мифа об «арабской весне» и призван закамуфлировать запущенную Вашингтоном грандиозную стратегическую операцию по перекройке карты мира. То, что Сирия станет следующей после Ливии, многим экспертам было понятно ещё в начале 2011 года. На самом деле в Сирии идёт инспирированная гражданская война, а сама страна превращена в арену противоборства внешних сил.

Происходящее в Сирии имеет лишь косвенное отношение к провозглашенной Вашингтоном борьбе с ИГ. Действительно, там есть разномастное отребье из многих стран, именующее себя «воинами джихада», но они составляют лишь малую часть сражающихся. На многочисленных видеоматериалах, размещённых в Интернете противниками правительства Асада, в абсолютном большинстве случаев отчётливо слышно: звучит сирийский диалект арабского языка. На сторону вооружённой оппозиции по разным причинам перешли немало старших и высших офицеров сирийской армии, они имеют достаточные знания в военной области, чем в немалой степени объясняются большие потери ВС Сирии. Достаточно напомнить, что в 2012 году в ряды так называемой Сирийской свободной армии перешёл первый сирийский космонавт Мухаммед Фарис, который получил в июле 1987 года звание Героя Советского Союза, а до бегства в Турцию он был в звании дивизионного генерала авиации и занимал пост начальника управления боевой подготовки Главного штаба ВВС Сирии.    

Дипломатические усилия (консультации в Астане и Женеве) привели к тому, что введение так называемых зон контроля стало, по сути, предвестником грядущего раздробления Сирии. Официальные власти до сих пор не контролируют курдские районы, провинции Идлиб и Хама, границу с Иорданией. На территории суверенного государства находятся и участвуют в боевых действиях иностранные войска. Причём если подразделения из Ирана, России, отряды ливанской «Хезболлы» и иракского «народного ополчения» действуют там по просьбе Дамаска, то США и Турция направили свои контингенты в нарушение норм международного права. Более того, США и Израиль наносят удары по позициям сирийских правительственных войск, отмечаются случаи их взаимодействия с боевиками ИГ, под флагом борьбы с которыми всё преподносится. Эта «борьба» является для США, их союзников и сателлитов ширмой, прикрывающей планы расчленения стран региона, полного подчинения их своему влиянию и выдавливания России с Ближнего Востока. Только у Путина гораздо больше оснований для заявлений о победе в Сирии, чем у Трампа, не говоря уже о Саудовской Аравии и прочих «заинтересованных сторонах». Москва, пусть с некоторым запозданием, но решительно вмешалась в происходящие в Сирии события, и результаты оказались удручающими для Запада, предусматривавшего смещение Башара Асада и установление контроля над Сирией к исходу 2015 года. Положение центральной власти в Дамаске тогда действительно было критическим… 

На сегодняшний день эта угроза устранена. Однако что будет дальше? Выступая 11 декабря на авиабазе Хмеймим, президент В. Путин сказал: «Согласен с предложением министерства обороны по сокращению нашего военного присутствия в Сирийской Республике, имея в виду, что мы, безусловно, будем продолжать борьбу с международным терроризмом». Президент уточнил: «Если террористы вновь поднимут голову, то мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели». Уточнение не случайно: Москва ранее уже дважды объявляла о выводе российского контингента из Сирии (14 марта и 29 декабря 2016 года): тогда было заявлено, что основные задачи выполнены. За этим последовало подписание соглашения с Дамаском о долгосрочном (на 49 лет) использовании российскими военными базы Хмеймим и пункта базирования ВМФ в Тартусе. США ответили незамедлительно: в Пентагоне заявили, что свыше 2000 американских военнослужащих останутся в Сирии и «после победы над ИГ», причем американцы уже обустроили на территории Сирии более 10 военных баз и лагерей. Основная их часть расположена в Сирийском Курдистане, но есть базы и в районах, до сих пор контролируемых сирийской «непримиримой оппозицией». Опасность столкновения российских и американских военных в Сирии сохраняется: несмотря на созданные линии прямой связи и координационный центр в Аммане (Иордания), достаточно вспомнить о случае, когда самолет ВВС США пытался воспрепятствовать российским штурмовикам Су-25 произвести бомбометание в провинции Дейр эз-Зор, мотивируя это тем, что тут «зона ответственности ВВС США» и чуть ли не американское воздушное пространство!

Не отстаёт и Турция – президент Эрдоган, ранее заявивший о намерении «создать 5000-километровую зону безопасности» в северных районах Сирии, 27 декабря вновь подчеркнул: «Асад не должен находиться у власти в Сирии, потому что он проводит политику террора на государственном уровне». В арабских СМИ турецкого лидера всё реже иронически именуют «халифом на час». Эрдоган сумел не только упрочить своё положение внутри страны, проведя гигантскую чистку под предлогом ликвидации последствий попытки военного переворота (было репрессировано свыше 80 тыс. человек, включая многих высших офицеров армии и флота), но и бросил вызов Соединённым Штатам. Последнее, впрочем, может сыграть с ним злую шутку…

Громкие заявления о разгроме ИГ в Сирии не остались без внимания и антиправительственных сил. Они стали проявлять признаки лучшей координации действий (то же самое происходит сейчас и в Ираке). 13 декабря появились сообщения, что боевики ИГ атаковали район ат-Тадамун на юге Дамаска. Затем последовали ракетные обстрелы группировкой «Файлак аш-Шам» объектов сирийских правительственных войск на западе города Алеппо. 

В конце года активность антиправительственных сил возросла ещё больше: 26 декабря на севере провинции Хама был сбит самолёт L-39 ВВС Сирии (пилот погиб), а с 29 декабря активные бои начались в пригородах сирийской столицы – исламистские группировки «Ахрар аш-Шам» и «Тахрир аш-Шам» (создана на базе «Джабхат ан-Нусры») развернули совместное наступление в районах Хараста, Гута и других. В боях с обеих сторон интенсивно применялись артиллерия и бронетехника, Министерство обороны Сирии признало гибель трёх генералов.  Очаг активности сирийской оппозиции тлеет в провинции Идлиб: именно туда переместились боевики «по коридорам безопасности» из Алеппо и некоторых других сирийских городов. Их количество оценивается в десятки тысяч человек, они готовы продолжить вооружённую борьбу, получая из-за рубежа разностороннюю помощь. Опорные точки «уничтоженного халифата» сохраняются и на востоке страны, где происходят теракты и диверсии. Война продолжается, и судьба Сирии остаётся неясной.

Антон Веселов

03.01.2018

Источник: Фонд стратегической культуры

Отметили: российскую базу в Сирии разбомбили на Новый год

Впервые с 2015 года российская авиабаза в Сирии подверглась столь масштабной атаке: боевики повредили семь самолетов ВКС России.

3 января газета «Коммерсант» со ссылкой на военно-дипломатические источники опубликовала сенсационную статью. В ней сообщалось, что 31 декабря на авиабазе Хмеймим в сирийской провинции Латакия произошло одно из самых серьезных происшествий за все время российской военной кампании в Сирии. Боевики исламистских движений напали на российскую военную базу, уничтожив четыре фронтовых бомбардировщика Су-24, два многоцелевых истребителя Су-35С и один военно-транспортный самолет Ан-72, а также склад боеприпасов, сдетонировавший после попадания минометного снаряда. Сообщалось, что более десяти военнослужащих могли получить ранения.

Однако Telegram-канал Directorate 4, занимающийся обзором деятельности террористов, сообщил, что в период с 31 декабря по 3 января ни одна из группировок не заявляла об атаках на российскую авиабазу. Такую успешную атаку боевики не стали бы скрывать, а обязательно раструбили бы о ней в соцсети.

Минобороны России отмалчивалось в течение дня после публикации — как, видимо, и все дни с момента происшествия, пока о случившемся не прознали СМИ. Однако 4 января оборонное ведомство выступило с заявлением: сообщения об уничтоженных самолетах назвали фейком. При этом в Минобороны признались, что минометный обстрел все-таки был, двое военнослужащих погибли, но боевые машины не пострадали. Охрану российской авиабазы все же было решено усилить. Источник в военных кругах пояснил РБК, что боевики вели огонь из нейтральной зоны и обстреливали военных реактивными снарядами и минами. По словам военного, погибли двое вертолетчиков. «Дежурство было организовано как положено. Реактивные снаряды посбивали, а вот минометные выстрелы практически невозможно сбить», — сказал он.

О том, что фейк — это сообщение именно российского оборонного ведомства, стало понятно в тот же день 4 января. Военный корреспондент Роман Сапоньков разместил на своей странице во «ВКонтакте» фотографии бомбардировщика Су-24М с Хмеймима. На снимке видно, что самолет получил повреждения в результате обстрела. Как уточняет Directorate 4, у сфотографированной боевой машины разрушен правый цельноповоротный стабилизатор и осколком пробита гидросистема. «Все же пострадала техника. Предварительно шесть Су-24, один Су-35С, один Ан-72, один Ан-30 разведчик, один Ми-8», — говорится в подписи. Сапоньков уточнил, что из десяти поврежденных единиц летной техники в строй удалось вернуть всего три. Кроме того, в небе над Латакией заметили летающий военный госпиталь Ил-76МД «Скальпель-МТ». Снимок выложил на своей странице во «ВКонтакте» фотограф Ахмад Альфарви. При этом возле Латакии находится всего один аэродром — Хмеймим. Фотографии породили новые теории заговора. Например, высказываются предположения, что на самом деле боевики напали на базу с реактивными гранатометами и военные не только допустили обстрел, но и вообще провалили все задачи по охране аэродрома.

Первый произошел в середине ноября, когда ведомство опубликовало «неоспоримое подтверждение» связи США с террористической группировкой «Исламское государство». Впоследствии, правда, выяснилось, что одна из картинок точно совпадает со скриншотом из игры для смартфонов AC-130 Gunship Simulator: Special Ops Squadron, а другие являются кадрами из видео действий ВВС Ирака под Фаллуджей в 2016 году. Как только конфуз ведомства разошелся на мемы, Минобороны убрало снимки и удалило посты в Twitter и Facebook.

Фото: страница Романа Сапонькова во «ВКонтакте»

05.01.2018

Источник: Lenta.ru

Фейки, потери и уроки. Война в Сирии продолжается, и она в самом разгаре

Согласно данным издания «КоммерсантЪ», российская авиабаза Хмеймим на территории Сирии 31 декабря 2017 года подверглась миномётному обстрелу со стороны террористических группировок. В результате обстрела якобы оказались потеряны семь самолётов, среди которых Су-24, Су-35С и Ан-72, а многие военнослужащие получили ранения.

Эта новость буквально взорвала 4 января Рунет. Получилось, что одним-единственным обстрелом боевики сравняли счета, как минимум, за год.

Сказать, что это был шок, – значит ничего не сказать! Потеря семи самолётов, из которых два новейших Су-35, — это ущерб на сотни миллионов рублей, а ещё полтора десятка раненых и двое погибших…

Враги России в соцсетях разве что не пировали среди обломков российских самолётов и трупов наших военнослужащих.

Но очень скоро выяснилось, что всё это, мягко говоря, неправда. Точнее — просто фейк! Никаких семи самолётов на Хмеймиме уничтожено не было. Откуда "КоммерсантЪ" взял эту информацию – совершенно неясно. Почему не проверил? Вопросы к руководству газеты и медиа-холдинга в целом.

Но дыма без огня не бывает. Обстрел Хмеймима был, и погибшие — тоже были.

Причём это далеко не первый и, видимо, далеко не последний обстрел нашего аэродрома. Обстреливают его с завидной регулярностью все два года. Обычно — из миномётов или «эрэсов», установленных в кузовах автомобилей. Просто теперь совпало несколько факторов: 31 декабря, точность накрытия, погибшие. А дальше понеслась сивая кобыла фейковых новостей…

Но что там происходит реально?

В реальности за последние две недели прошлого года обстрелы эти явно участились.  Что это означает? Как минимум, что мы сильно расслабились. Красивые рапорты о разгроме ИГ — не более чем пропаганда. Во-первых, нынешний "разгром" означает всего лишь окончание первого этапа антитеррористической войны – ликвидацию парагосударственного образования "Исламское государство", утратившего территории, которые находились под его полным контролем и служили базой для террористов. Но за этим следуют, как минимум, ещё два этапа:

— разгром и ликвидация бандформирований до уровня мелких групп и бандподполья;

— борьба против бандподполья и террора.

На первый этап у нас в Чечне ушло около года. На второй — примерно два года. Третий продолжается вплоть до сего дня, включая недавнее убийство в селе Автуры (Шалинский район) начальника территориального отделения полиции Абубакара Устарханова.

Это я к тому, что не стоит себя глушить победными хлопушками и речёвками. Война продолжается, и она в самом разгаре. О чём боевики нам весьма наглядно напомнили.

Провинция Латакия — это крайне сложная территория: слоёный пирог алавитских, суннитских и христианских поселений. Причём суннитов тут почти половина, и они уже довольно давно находятся в контрах с официальным Дамаском, который, по мнению суннитов, оккупировал Латакию алавитами. В середине прошлого века их тут было не более 10%, а теперь — более 50%. И местные сунниты давно симпатизировали боевикам, но, опасаясь репрессий, массово не примыкали к ним. При этом среди суннитских беженцев, укрывшихся в Латакии от войны, большинство поддерживало джихадистов, и многие, оставив тут семьи, сражались в их рядах. И вот теперь этот нейтралитет явно и открыто нарушен. Очевидно, что была задействована "спящая" сеть — та, которая готовилась на случай наступления боевиков извне и восстания изнутри. Теперь эту карту бросили на стол. Главная цель руководства боевиков (это, кстати, не ИГ, а либо алькаидовский клон Джабхат ан-Нусра, либо, скорее, Джейш аль-Ислам — этакая джихадистская «армия Махно») перевести войну из позиционной, какой она была до сих пор, в партизанскую. И это, скорее всего, означает их переориентацию с турок и саудитов, многие годы поддерживавших террористов ранее, на некую новую силу.

Нельзя исключить, хотя это маловероятно, и рейда боевиков из районов, примыкающих к турецкой границе. От Хмеймима до ближайшего района, где действуют боевики, не больше 30 километров.

Причём обстановка осложнялась все последние недели. Боевики несколько раз обстреливали базу с помощью реактивных снарядов, которые перехватывались нашими ЗРК "Панцирь", и командование с победной гордостью отчитывалось об успехах. Боевики учли уроки и, подобравшись к базе почти в упор, на три–четыре километра, выбрав очень удачное время 31 декабря – в канун Нового года, обстреляли её из миномётов. Против мин «панцири» бессильны…

Мы получили весьма болезненный урок. При обстреле погибли двое наших военных, и в тот же день два лётчика погибли в авиакатастрофе Ми-24. Сирийская армия, которая отвечала за внешний периметр охраны Хмеймима, в очередной раз продемонстрировала свою крайне низкую эффективность и боеспособность.

Теперь — время анализа и выводов…

Владислав Шурыгин

05.01.2018

Источник: zavtra.ru

Окруженные сирийские военные массово сдались боевикам

Отряд сирийской армии, попавший в окружение возле города Хараст на северо-востоке от Дамаска, сдался боевикам. Видеозапись публикует Telegram-канал Directorate 4, специализирующийся на обзоре деятельности террористов.

В районе действуют группировки «Ахрар аш-Шам» и «Файлак ар-Рахман». Им удалось превратить город и его окрестности в хорошо укрепленный оплот в Восточной Гуте. В городе также есть база бронетехники сирийской армии, однако она оказалась отрезана от снабжения по земле и находится в осаде.

Непрерывные атаки боевиков в течение последней недели привели к крупным потерям среди правительственных войск: сообщается о 100 погибших, в том числе несколько генералов и полковников. При этом сами боевики заявляют о 400 убитых противниках.

Сирийское командование готовит масштабную операцию по освобождению базы. Тем временем позиции боевиков регулярно бомбят ВВС Сирии при поддержке ВКС России.

06.01.2018

Источник: Lenta.ru