Влиятельного иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде, который руководил центром исследований при Минобороны Ирана, убили в целях затруднения потенциального переговорного процесса по ядерной сделке между администрацией Джозефа Байдена и властями Исламской Республики. Такими доводами делится американский портал Axios. Это подтверждает те обвинения, которые звучат в самом Тегеране.

фахризаде.jpg О покушении на ученого-физика в районе города Дамовенд провинции Тегеран стало известно 27 ноября. Позже министерство обороны Исламской Республики подтвердило, что Фахризаде получил тяжелые ранения и скончался в больнице. Командующий иранской армией Сеййед Абдоль-Рахим Мусави выступил с заявлением о причастности к убийству Израиля и США.

Постпред Ирана при ООН Маджид Тахт-Раванчи направил обращение к Совету безопасности ООН и генсеку организации Антониу Гутерришу, в котором выразил мнение, что в убийстве Фахризаде видны «серьезные признаки, указывающие на ответственность Израиля».

«Предостерегая от любых авантюрных действий со стороны США и Израиля против моей страны, особенно в оставшийся период пребывания у власти нынешней администрации Соединенных Штатов, Исламская Республика Иран оставляет за собой право принимать все необходимые меры для защиты своего народа и своих интересов», - говорится в послании.

От комментариев по поводу убийства воздержалась и американская, и израильская стороны.

Axios уточняет, что устранение ученого «кажется попыткой администрации Трампа и правительства Нетаньяху использовать время, оставшееся до вступления в должность избранного президента США Джозефа Байдена, для усиления давления на Иран». Действующий американский лидер не скрывает своего стремления затруднить Байдену потенциально возможное возобновление переговоров с Ираном и повторное присоединение к ядерной сделке 2015 года, обращает внимание издание.

На брифинге 22 ноября пресс-служба Госдепа сообщала, что действующая вашингтонская администрация продолжит политику оказания максимального давления на Тегеран до последнего дня своего пребывания у власти. Во время встречи один из журналистов уточнил, рассматривает ли Вашингтон возможность применения военной силы против Исламской Республики. Конкретного ответа на этот вопрос в пресс-службе дипломатического ведомства не дали, однако напомнили, что госсекретарь США Майкл Помпео в разговоре с израильским изданием Jerusalem Post ранее заявлял, что «все варианты остаются на повестке». В Госдепе также отметили, что Белый дом «преуспел в вопросе расширения рычагов влияния США в стремлении привести Иран к диалогу».

Игорь Субботин

28.11.2020

Источник: НГ

США ставят конфликт с Ираном в режим ожидания

Заявление Пентагона о внезапном визите и.о. главы ведомства Кристофера Миллера на Ближний Восток приобрело тревожное звучание в свете сообщений о готовности администрации президента Дональда Трампа нанести удар по иранским позициям в регионе. Первой зарубежной поездке министра предшествовало появление в американских СМИ данных о том, что израильская Армия обороны (ЦАХАЛ) поставлена в известность о скором нападении американцев на Иран.

Визит Кристофера Миллера стал его первой заграничной поездкой в качестве и.о. главы Пентагона, обратила внимание пресс-служба ведомства. В ее заявлении отмечается, что временный глава министерства прежде всего должен встретиться с дислоцированными на Ближнем Востоке военнослужащими американских Вооруженных сил (ВС) и командным составом.

Кроме того, в его расписании стояли переговоры с «лидерами принимающих стран», на повестку которых были вынесены «интересы в сфере безопасности» и приоритеты в виде «противодействия экстремизму и борьбы со злонамеренной деятельностью, которые угрожают суверенитету и стабильности региона». Других деталей указано не было.

Накануне на американском портале Axios появилась информация, что в ЦАХАЛ ведут подготовку к возможному нанесению американского удара по Ирану и ответным действиям с его стороны. Соответствующее распоряжение израильским военным было дано в последние недели, однако прямых признаков того, что Вашингтон готовит подобный сценарий, не было. По израильским оценкам, потенциальный ответ Ирана напрямую или через опосредованные силы в Сирии, Ливане и секторе Газа может затронуть еврейское государство. «Представители руководства Израиля надеются, что США заранее уведомят о любом ударе по Ирану, однако обеспокоены, что времени может быть недостаточно для подготовки», – отмечается в материале Axios.

На брифинге 22 ноября пресс-служба Госдепа сообщала, что действующая вашингтонская администрация продолжит политику оказания максимального давления на Тегеран до последнего дня своего пребывания у власти. Во время встречи один из журналистов уточнил, рассматривает ли Вашингтон возможность применения военной силы против Исламской Республики. Конкретного ответа на этот вопрос в пресс-службе дипломатического ведомства не дали, однако напомнили, что госсекретарь США Майкл Помпео в разговоре с израильским изданием Jerusalem Post ранее заявлял, что «все варианты остаются на повестке». В Госдепе также отметили, что Белый дом «преуспел в вопросе расширения рычагов влияния США в стремлении привести Иран к диалогу».

В Тегеране, впрочем, сомневаются, что уходящая администрация президента США способна на радикальный сценарий. В разговоре с журналистами командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Хоссейн Салами выразил уверенность в том, что в Вашингтоне не рассматривают силовой вариант в отношении Тегерана, однако отметил, что вместо этого «противник нацелился на иранский народ, его религию и средства в существованию». Неофициальные сообщения свидетельствуют, что командование КСИР провело встречи с шиитскими группировками в Ираке, предупредив их о необходимости прекратить любые атаки на объекты США в ближайшие месяцы: риск «прощального» удара по указанию Трампа очень велик.

Иранские власти всегда говорят, что если кто-то осмелится угрожать безопасности страны, то Исламская Республика даст решительный ответ, отмечает в разговоре с «НГ» проживающий в Иране эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин. «С другой стороны, отчетливо понятно, что такие сценарии для Ирана были бы крайне неудобными и тревожными: это может поставить под угрозу внутреннюю стабильность, да и не совсем понятно, как на это нужно реагировать, – говорит аналитик. – Совокупный военный потенциал Ирана намного меньше, чем у Израиля и США. Удар тому же по Израилю – довольно сложная процедура. С США немного проще: Иран может ударить по их силам в регионе. Они более уязвимы».

Однако вполне очевидно, что американцы ответят на удар по их силам, и это чревато большими последствиями, отмечает эксперт. «Хорошим примером является прошлая инициатива Трампа по уничтожению Касема Сулеймани, – напомнил Смагин. – После этого иранцы ударили по военным базам США. Мы помним, как это было: сначала они за пару часов предупредили Ирак, что ударят, потом иракская сторона предупредила американцев. Затем удар уже наносился по военной базе, где военные находились в укрытии. Было много контузий, но не было погибших. Иран продолжает придерживаться очень прагматичной и аккуратной модели в противостоянии как с Израилем, так и с Соединенными Штатами».

По словам эксперта, ситуация с внезапным ударом США ставит Иран в очень неудобное положение, потому что ему становится очень сложно выработать ответ. Кроме того, это может отразиться и на отношениях со следующим президентом США, с которым Иран пока не хотел бы портить отношения. «На него есть определенные надежды», – заключил Смагин. 

Игорь Субботин

27.11.2020

Источник: НГ