Неонацизм в «классическом» виде в Кыргызстане впервые выполз из социальных сетей в буквальном смысле на улицу вскоре после начала российской СВО на Украине. На одном из «антивоенных» (а по сути  антироссийских) митингов в Бишкеке прозвучала прямо-таки знаковая речь. Её произнёс мужчина, голову которого украшала фуражка-бандеровка с изображением трезубца – её, подчеркнул оратор, он носит «специально», со смыслом.

«Когда меня спрашивают, почему ты ходишь в этой бандеровской шапочке, я отвечаю: Степан Бандера — это герой Украины! – пояснил он. – Указом Виктора Ющенко ему было (это звание) присвоено, потому что он боролся всю жизнь за независимость и свободу Украины. Во время Второй мировой войны он просидел в концлагере. После войны на Нюрнбергском трибунале все военные преступники были осуждены, но Степан Бандера не был осуждён, так как не был преступником. Но, к сожалению, потом КГБ СССР добрался до него и убил его».

Оратор повторил широко распространённый среди поклонников Бандеры тезис о Нюрнбергском процессе, не зная (или не желая знать), что задачей Международного военного трибунала было дать юридическую оценку нацизму и осудить верхушку Третьего рейха. Скрывшийся же в Европе польский гражданин Бандера был для этого слишком мелкой сошкой: его в 1949 году заочно приговорил к смертной казни Верховный Суд СССР, приговор был приведён в исполнение.

Впрочем, речь сейчас не об этом, а о знаковости бишкекского митинга. Оратору аплодировали представители прозападных НПО, которые ещё вчера писали в местные спецслужбы доносы на журналистов, обвиняя тех в использовании термина «бандеровцы» в отношении киевского режима. Да-да, правозащитники, пишущие доносы на журналистов, это ещё одна специфика кыргызстанского «гражданского сектора». Теперь же слово «бандеровец», выходит, быть ругательным перестало! Самого Бандеру в НПО публично реабилитировали и даже героизировали.

Чуть подробнее остановимся на личности оратора, ибо она тоже, можно сказать, знаковая. В «гражданском секторе» Кыргызстана 49-летний Марат Мусуралиев – персона достаточно известная, он – предприниматель, по образованию экономист. Учился в Стамбуле, где прожил восемь лет, работая в турецкой и американской компаниях. Оголтелую русофобскую пропаганду стал вести в соцсетях задолго до «российской агрессии» (по терминологии русофобов), то есть до евромайдана и гражданской войны на Украине, развязанной в 2014-м необандеровцами (что лишний раз доказывает: особый повод для русофобии таким, как Мусуралиев, вовсе и не нужен).

Сам Мусуралиев – давний фанатичный поклонник Бандеры. Он аплодирует таким, например, высказываниям своего кумира: «Жизнь надо прожить так, чтобы после твоей смерти москали боялись тебя ещё несколько поколений». Даже своего маленького сына Мусуралиев одевает в чёрно-красное – цвета флага Организации украинских националистов (ОУН) – и этим бравирует.

После начала российской СВО на Украине Мусуралиев развил бурную деятельность – и не только активно участвуя во всех антироссийских акциях, в т. ч. перед зданием посольства РФ. Он ещё и организовал сбор гуманитарной помощи «украинскому народу», причём выступая от имени Кыргызстана, используя государственную символику республики. На поверку, правда, оказалось, что гумпомощь предназначалась для украинской армии. Об этом свидетельствовал видеоотчёт, опубликованный Мусуралиевым и его соратниками: очередной груз спальных мешков, одеял и сухофруктов благополучно получили в Киеве солдаты ВСУ, поблагодарив Кыргызстан (!) приветствием «Слава Украине!»!

Мусуралиев со товарищи в сущности изрядно подставляют руководство Кыргызстана, которое официально объявило о своём нейтралитете по отношению к российско-украинскому конфликту. Можно представить, какую истерику подняла бы местная прозападная тусовка, если бы какие-то активисты вздумали собирать в Кыргызстане гумпомощь для российской армии или народной милиции Л/ДНР! Достаточно вспомнить, как под давлением истеривших НПО кыргызские власти запретили даже проведение в республике кинофестиваля «Время правды» с показом российских художественных фильмов о Донбассе, а также документальных фильмов об Украине американского журналиста и режиссера Оливера Стоуна.

Сам Мусуралиев не только постоянный почётный гость в украинском посольстве в Бишкеке, но и активный участник мероприятий местных проамериканских НПО, с лидерами которых тесно связан. Последних пробандеровские взгляды этого «правозащитника», что характерно, нисколько не смущают, ибо высокий уровень терпимости к героизации нацизма – давняя особенность кыргызстанского «гражданского сектора». Два года назад необандеровец Мусуралиев даже чуть было не попал во власть – его имя оказалось в списке кандидатов в депутаты парламента от политической партии «Реформа». Это была первая в истории Кыргызстана откровенно прозападная партия, участвовавшая в парламентских выборах. Закономерно, что в её рядах оказались самые известные в стране русофобы.

Удивляться не приходится: в сегодняшнем Кыргызстане прозападники (в том числе на грантовой зарплате), националисты и поклонники нацистов – это, как правило, одни и те же люди.

Доктрина «архитектора холокоста» и кыргызский реэскпорт: что общего?

«Окно Овертона» – такое название получила методика воздействия на человеческий разум, которая превращает в норму то, что в массовом сознании считалось неприемлемым и постыдным. В Кыргызстане это «окно» всё больше приоткрывают не только всевозможные «гражданские активисты» и НПО, но и прозападные СМИ.

Вот главный редактор одного из таких СМИ Factcheck.kg даёт интервью украинскому 24 каналу. Собеседники – украинский и кыргызстанский – дружно «разоблачают» Кыргызстан, через который идёт реэкспорт товаров в Россию; всерьёз обсуждают абсурдную версию, что чипы из реэкспортируемой бытовой техники россияне могут использовать в производстве оружия; смакуют перспективы введения против республики вторичных западных санкций. В финале главред Factcheck.kg Ярослав Тартыков заверяет собеседника, что многие кыргызстанцы мечтают выйти из Евразийского экономического союза («куда нас загнали силой»), украинский интервьюер в ответ выражает надежду, что Кыргызстан «постарается обрубить все связи с Россией». «Мы тоже очень надеемся, мы поддерживаем Украину!» — заключает Тартыков, непонятно кого имея в виду под словом «мы». Ещё один деятель, выступающий от имени всего народа Кыргызстана?

В этом обмене любезностями примечательно, во-первых, полное «расчехление» интервьюируемого Тартыкова. Возглавляемый им Factcheck.kg себя позиционирует как «первый и единственный фактчекинговый ресурс в Кыргызстане», который якобы придерживается «принципов объективности, добросовестности, уважения чести и достоинства личности и уважения общечеловеческих ценностей». Фактически этот ресурс в последнее время превратился в ретранслятор украинской военно-политической пропаганды, причём кыргызстанские журналисты неоднократно уличали самих «разоблачителей дезинформации» в распространении фейков. И вот окончательно отбросив игру в «непредвзятость», главред ресурса откровенно признаётся в поддержке украинской стороны! И откровенно обозначает цель своей работы – оторвать Кыргызстан от России.

Своя логика в этом «камингауте», впрочем, есть: очевидно, что информационные ресурсы в разных странах, специализирующиеся на фактчекинге и имеющие одних и тех же западных спонсоров, представляют собой сетевую структуру с общими – геополитическими – целями, которые отличаются от официально заявленных.

Куда любопытнее – личность украинского собеседника Тартыкова. Интервью у него брал журналист Фахрудин Шарафмал – тот самый, что в марте этого года прямо в эфире 24-го канала призвал к геноциду против русских. «Я позволю себе, — сказал он, —  процитировать слова Адольфа Эйхмана, который сказал: чтобы уничтожить нацию, надо уничтожать в первую очередь детей. Потому что если убить только их родителей, то дети вырастут и отомстят. Если убить детей, то они уже никогда больше не вырастут, и нация исчезнет. Наши воины не могут убивать детей, это запрещено правилами войны и Женевской конвенцией, но я человек не военный, конвенциями не связан и, если будет возможность расправиться с россиянами, я это сделаю. Раз уж вы нас называете нацистами, то я буду придерживаться доктрины Адольфа Эйхмана и сделаю всё, чтобы ни вы, ни ваши дети никогда не жили на свете. Нам нужна победа, и, если для этого придётся вырезать все ваши семьи, я буду одним из первых, кто это сделает. Слава нации!»

Поднялся грандиозный скандал. Росфинмониторинг включил журналиста в реестр экстремистов и террористов. Весьма забавная, хотя и характерная реакция последовала со стороны российских оппозиционеров. Так, бывший депутат Госдумы РФ Илья Пономарёв поспешил объявить инцидент провокацией Москвы. «На украинском телевидении, — написал он в соцсетях, —  произошёл возмутительный случай. В эфир попал некий никому не известный человек, который произнёс профашистский текст, который немедленно начали разгонять российские СМИ. Проверка компетентных органов Украины показала, что этот человек является агентом российских спецслужб, подготовленным специально для таких случаев». Пономарёв также уверенно заявил, что Ф. Шарафмала уже задержала СБУ.

В тот же день, однако, Шарафмал появился в эфире целым и невредимым и извинился за свои слова, объяснив свои эмоции гибелью на фронте близкого друга. Продолжает этот «агент российских спецслужб» работать на телевидении и по сей день и, как видим, вместе с кыргызстанскими коллегами мечтает нагадить России теперь уже в Центральной Азии. К слову, в отличие от Шарафмала его российский коллега Антон Красовский, допустивший похожее эмоциональное высказывание в адрес украинских детей и позже тоже извинившийся, моментально был уволен.

Думается, что красноречивая ссылка Шарафмала на оберштурмбанфюрера СС Эйхмана, известного, как «архитектор холокоста», была вовсе не случайной, если учесть, что подобная нацистская риторика геноцида характерна и для официальных лиц Украины. Достаточно вспомнить высказывание бывшего украинского посла в Казахстане Петра Врублевского, заявившего: «Чем больше мы убьём русских сейчас, тем меньше придётся убивать нашим детям».

Рукопожатное мракобесие

Подобные щекотливые обстоятельства, впрочем, не смущают представителей американской медиаимперии в Кыргызстане, для которых понятия «токсичность» и «нерукопожатность» по отношению к персоналиям и целым организациям, похоже, перестают существовать.

Минувшим летом в Бишкеке прошло очередное масштабное мероприятие по обмену журналистским опытом, профинансированное USAID и именуемое «индустриальный форум «Медиа Топтоо – 2022». Участники этого собрания бурно аплодировали гостье с Украины – ещё одной специалистке по борьбе с «дезинформацией» Юлии Дукач. Официально она была представлена как «дата-журналист Texty.org.ua».

Это издание примечательно, в частности, тем, что активно генерирует (при финансовой поддержке всё тех же американских фондов) мракобесные идеи по «декоммунизации» и «деколонизации» Украины. То есть требует переименовать улицы и уничтожать памятники, как-либо связанные с Россией и советской эпохой, призывает к репрессиям в отношении «коллаборантов» и Русской православной церкви, ратует за полное искоренение русского языка на Украине. Причём не только генерирует, но и бдительно контролирует воплощение этих фашистских идей украинскими чиновниками. И заниматься этим Texty.org.ua начало давно – ещё до евромайдана.

В рамках этой разрушительной деятельности издание любит публиковать на своём сайте интерактивные карты: на одной из них, например, любой желающий может отметить место расположения неугодного памятника, тем самым дав наводку активистам. Под раздачу попадают и памятники освободителям Украины от немецкого нацизма, например генералу Николаю Ватутину, погибшему от рук бандеровцев, и партизанскому командиру Сидору Ковпаку.

Всё это мракобесие, однако, ничуть не смущает кыргызстанских партнёров Texty.org.ua, как не смущает их и массовый снос памятников советским воинам на Украине. Притом что эти памятники были установлены и в честь кыргызстанцев: среди почти 3 миллионов советских воинов, погибших в сражениях за Украину, немало было и выходцев из республики (всего Киргизская ССР потеряла на фронтах Великой Отечественной более 100 тысяч человек).

При этом, разумеется, «никакого нацизма на Украине нет». Этот тезис старательно насаждают не только упомянутая выше гостья с Украины Дукач (что вполне объяснимо), но и кыргызстанские прозападные журналисты. Чтобы это доказать, они едут на Украину, где берут интервью… у самих членов организаций, известных не просто как националистические, но и откровенно неонацистские. Те, разумеется, подтверждают: «Да, у нас нет никакого нацизма!»

Попытки переписать историю и подменить Кыргызстану героев – не только инициатива активистов-одиночек типа скандально известного профессора Темира Болотбека. Пресловутые «окна Овертона» в Кыргызстане пытались приоткрыть даже на законодательном уровне. Три года назад группа депутатов парламента под лозунгом «Отстаём по десоветизации!» разработала законопроект о реабилитации кыргызстанцев, репрессированных в 1918-1953 годах, под которую подпадали и солдаты Туркестанского легиона СС – среднеазиатские сородичи бандеровцев по духу. Эта инициатива вызвала возмущение даже в некоторых странах далёкой Европы, где «туркестанские» легионеры оставили о себе мрачную память кровавыми карательными акциями.

Артур Исаев

Источник: