В Брюсселе на днях состоялась двухдневная встреча министров обороны государств — членов Североатлантического альянса. Главной темой переговоров были подготовка к саммиту НАТО, который должен пройти летом в Варшаве, и выработка конкретных рекомендаций руководителям своих стран по укреплению восточных рубежей альянса, их защите от российской агрессии. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг так прямо и заявил, что «альянс должен нарастить возможности для защиты от гибридных угроз, исходящих от Москвы», которая «считает возможным изменять границы в Европе, в частности на Украине и в Грузии».

Упрек в адрес России по поводу изменения границ в Европе, конечно же, оказался традиционно лицемерным. Генсек НАТО забыл или не хотел вспоминать, а ему в Брюсселе никто не напомнил, что перекраивать границы на Старом континенте начал именно Североатлантический альянс. Тогда, когда в 1999 году совершил агрессию против Югославии, расстреливал ее объекты жизнеобеспечения, мирных жителей этой страны, а потом оторвал от нее целую область — Косово и Метохию. Перед этим член НАТО — Турция оттяпала 40% территории острова и государства Кипр, удерживает его своими войсками более 30 лет. А один из основателей Североатлантического блока — Великобритания уже тоже 200 лет с гаком владеет примыкающим к Гибралтарскому проливу городом, портом и возвышающейся над ним скалой, с которой контролирует все проходящие мимо суда и корабли. И никак не реагирует на требования другого члена НАТО — Испании вернуть ей незаконно отторгнутую землю королевства...

Любопытно, что и США, и Европа, и НАТО делают вид, что это так и надо. Но на Россию, которая вернула свои исконные земли по волеизъявлению народа Крыма, это не распространяется.

Но вернемся к заседанию министров обороны НАТО. К двуличной позиции его руководства. С одной стороны, Столтенберг утверждает, что «мы не видим немедленной угрозы со стороны России для какого бы то ни было члена НАТО». И тут же добавляет: «Однако мы видим на Востоке Россию, которая много инвестирует в армию, которая проводит внезапные учения, не ставя в известность партнеров, которая прибегает к силе, чтобы запугивать соседей, поэтому мы должны адаптироваться к новой обстановке в области безопасности».

«Адаптацию к новой обстановке» НАТО начало задолго до того, как, по словам Столтенберга, Россия начала изменять границы в Европе. Это не Россия, а Североатлантический альянс разместил на авиабазах Зокняй под Шауляем и Эмери под Таллином свои многоцелевые самолеты, способные нести к цели атомные бомбы свободного падения В61, 200 штук которых США держит на своих базах в Европе — в Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах и Турции. Самолеты альянса несут боевую службу в воздухе у границ России и в любую минуту могут развернуть свой полет вглубь территории нашей страны. И это дежурство они начали нести за несколько лет до украинского майдана и ситуации с Крымом, где жители полуострова проголосовали на референдуме о возвращении в родную для них Россию.

А чуть раньше создания натовских авиационных баз в Литве и Эстонии Брюссель модернизировал в военном отношении инфраструктуру балтийских стран — построил новые и привел в порядок старые дороги, на которые теперь могут садиться натовские истребители, разместил там радиолокационные станции слежения, развернутые в сторону европейской части России, построил склады для боевой техники, усовершенствовал полигоны, которые остались здесь с советских времен, обеспечил местные армии натовскими инструкторами, которые подгоняли литовские, латышские и эстонские войска под боевые стандарты альянса. Потом батальоны балтийских стран демонстрировали, чему они научились у заокеанских инструкторов, в боевых действиях в Ираке и Афганистане, теряя там своих людей. Но кто об этом помнит?!

Уэльский саммит НАТО 2014 года, принявший решение об усилении обороны восточноевропейских государств от «непредсказуемой российской агрессии», только продолжил эту тенденцию — запугивание России натовской военной мощью. Именно после этого саммита Брюссель начал создавать Силы быстрого реагирования в количестве 40–50 тыс. человек, которые в течение 5–7 дней должны быть готовы вступить в бой против вероятного противника. Для руководства этими силами в шести государствах Европы — Болгарии, Румынии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии — созданы постоянные штабы в количестве 40–50 военнослужащих каждый. В Румынии, в местечке Девиселу, развернут позиционный район американской систему ПРО Aegis с противоракетами SM-3. Пусковые установки этих ракет Mk-41 могут запускать и крылатые ракеты большой дальности «Томагавк», в том числе и с ядерными боеголовками. Такой же позиционный район США собираются развернуть и в Польше. Президент Польши Анджей Дуда регулярно ставит перед руководством НАТО вопрос о размещении на территории его страны значительного контингента войск альянса. Сетует на российскую военную угрозу и на то, что в отличие от других государств, входящих в блок, к примеру Германии, Франции или Великобритании, его страна плохо защищена от внешней угрозы.

Стенания пана Дуды растопили суровые сердца коллег по альянсу — ему обещано на летнем варшавском саммите НАТО принять решение, которое полностью устроит Польшу. А пока министры обороны, собравшиеся в Брюсселе, договорились предложить своим президентам разместить в восточноевропейских странах по тысяче военнослужащих — всего 6 тыс. США уже перебросили из-за океана для них 250 танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров, не считая авиации, включая АВАКСы, и другой тяжелой техники. В том числе и инженерной. На обеспечение их деятельности Пентагон выделил аж $3,4 млрд. Из них на пятитысячный американский контингент — 1 млрд, на переброску в Европу дополнительного заокеанского вооружения — еще 1,9 млрд, плюс 163 млн пойдут на активизацию учений у наших границ. Столтенберг заявил, что «их будет всё больше, больше и больше...»

А для того чтобы Москва не возмущалась, что таким образом Брюссель нарушает Основополагающий акт Россия–НАТО, подписанный в 1997 году и запрещающий размещать на постоянной основе значительные контингенты войск на границах друг друга, в альянсе нашли «соломоново решение» этой проблемы, больше похожее на издевательство над здравым смыслом. Они будут каждые полгода ротировать эти контингенты. Попробуйте доказать, что американские войска находятся на российских границах на постоянной основе! А то, что тяжелая техника там остается, так она не контингент. О ней в Основополагающем акте по этому поводу ни слова не сказано.

Конечно, удивить Россию циничным натовским лицемерием невозможно. В Москве никогда — может, за исключением короткого периода в 90-е годы прошлого века, до агрессии США и альянса против Югославии, — не питали иллюзий насчет миролюбия, честности и искренности западных политиков и генералов. Не питают и сейчас. Напугать нашу страну танками, артиллерией, истребителями и кораблями у наших границ невозможно. Невозможно и втянуть в разорительную гонку вооружений, на что подспудно рассчитывают в Вашингтоне и Брюсселе, не объявляя об этом публично. Москва не выйдет за пределы средств, отпущенных на Госпрограмму вооружений 2010–2020 годов. Там, как известно, на 10 лет заложено 20 трлн рублей, или $350 млрд по нынешнему курсу. А США ежегодно тратят на свои военные расходы в среднем по 600 млрд «зеленых». НАТО в целом — больше $800 млрд. И соревноваться с ними по этим показателям бессмысленно. Тем не менее у нас есть всё необходимое и достаточное, чтобы охладить горячие головы и в НАТО, и за океаном.

В первую очередь ракетно-ядерный щит, потревожить который, думается, никто не посмеет. А для отражения натовской «угрозы обороной по всему периметру наших западных границ» у нас есть и танковые войска, и артиллерия, и оперативно-тактические ракеты «Искандер-М», которые могут достать и позиционный район ПРО в Румынии и в Польше, а также крылатые ракеты «Калибр-НК», удары которых по террористам «Исламского государства» с кораблей Каспийской флотилии и с дизельной подводной лодки «Ростов-на-Дону» видел весь мир, что называется, в прямом эфире. А еще у нас есть стратегические и дальние бомбардировщики, работу которых тоже ощутили на себе боевики ИГИЛ. И профессионально подготовленные офицеры, сержанты и солдаты. Мы никого не боимся, но и никого не пугаем. Не собираемся ни на кого нападать. Но и нас пугать бессмысленно.

16.02.2016

Источник: izvestia.ru