Боевики из "Исламского государства" (ИГ) поставили контрабандную торговлю нефтью на широкую ногу. По данным иракских властей, ИГ удерживает под контролем не менее семи месторождений: Химрин, Наджима, Каяра, Аджил, Балад, Зала и Батман общей добывающей мощностью до 80 тысяч баррелей нефти в сутки, и продают "черное золото" всем желающим.

Только от незаконной добычи и продажи сырья с месторождения Химрин, по данным иракского агентства Waradana, исламисты зарабатывают 700 тысяч долларов в день. Всего же, по оценке генсека Иракской коммунистической партии Хамида Маджида Мусы (Абу Дауда), ИГ получает от продажи нефти более пяти миллионов долларов в день.

Хамид Маджид Муса заявил, что "есть множество путей для контрабанды нефти из Ирака, причем "черное золото" идет нелегально и в страны, которые провозглашают борьбу с "Исламским государством" – в ту же Турцию, да и во многие другие".

Напомним: в июле нынешнего года боевики ИГ предприняли неожиданный экономический ход. Захватив у официального Багдада 240 квадратных километров нефтяных месторождений и перерабатывающий завод в Байджи, исламисты предложили ближайшим соседям - Ирану и Турции – покупать эту нефть по демпинговой цене в 25 долларов за баррель.

Июльская "распродажа" практически сразу начала приносить сверхприбыли: за месяц ИГ повысило свои ежедневные заработки от продажи нефти до одного миллиона долларов. Центром крупных сделок террористов является город Туз-Хурмату на границе Иракского Курдистана. По информации телеканала "Россия 24", завоевав расположение местных военных и шейхов, исламисты планируют наладить поставки оружия из стран, незаконно покупающих иракскую нефть.

Таким образом, исламисты-радикалы решают две задачи. Во-первых, получают средства для финансирования боевиков, во-вторых – обкрадывают бюджет центрального правительства Ирака, что еще более ослабляет власть.

Интересна на этом фоне позиция США. В конце сентября вопрос о незаконной добыче и продажи нефти поднимался в американском Конгрессе. Конгрессмен от штата Калифорния Алан Ловенталь заявил, что политика президента Барака Обамы по противодействию ИГ может оказаться малоэффективной, если Вашингтон не введет санкционные меры в отношении тех, кто покупает нефть у исламистов.

"Я уверен, что жизнеспособность группировки ИГ напрямую зависит от ее способности финансировать все свои операции. Тем не менее, я не слышу никаких призывов о том, чтобы положить всему этому конец", – отметил Ловенталь.

Что на деле стоит за нефтяным бизнесом ИГ, и почему США смотрят на него сквозь пальцы?

– Нефть у ИГ покупают не страны и не правительства, а частные фирмы и предприниматели, – отмечает военный эксперт Виктор Мясников. – Делается это либо полулегально, либо вообще нелегально. Если, скажем, танкер плавает под либерийским флагом, он принадлежит вообще неизвестно кому. В такой танкер можно залить контрабандную нефть, а при выгрузке представить липовые документы, согласно которым груз имеет легальное происхождение.

В такой ситуации санкции против конкретных государств вводить бесполезно: они зачастую не контролируют приграничную зону. Бесполезно перекрывать и финансовые потоки: расчеты за контрабандное "черное золото" ведутся исключительно за наличные – грубо говоря, чемодан, набитый долларами, переходит из рук в руки.

Между тем, ИГ наличные доллары и нужны. Прежде всего, для того, чтобы рассчитываться с боевиками. Ирак и Сирия – территории бедные, и зарплата боевика зачастую составляет 100 долларов в месяц. Именно поэтому исламисты могут себе позволить продавать нефть по цене в 3-4 раза ниже рыночной.

"СП": – Террористы действительно тратят значительную часть этих денег на закупку оружия?

Сегодня на Ближнем Востоке сложился крупный подпольный рынок оружия. Его основные источники – ливийские оружейные склады Каддафи. Причем, стоит оно относительно дешево, и исламисты вполне могут его купить. Однако это не те объемы, которые необходимы "Исламскому государству" при нынешних масштабах его боевых действий. Но главное – боевики ИГ уже захватили огромное количество оружия на складах в Ираке, включая танки, бронетранспортеры, боеприпасы. Другими словами, оружия у них в целом достаточно. Поэтому наличные от нефти они расходуют, прежде всего, на внутренние расчеты с бойцами и командирами террористов.

"СП": – Почему США не пытаются перекрыть бизнес исламистов, можно ли вообще взять ситуацию с незаконной торговлей нефтью под контроль?

– На ситуацию, на деле, можно влиять единственным способом: физически перекрыть трубопроводы, по которым перекачивается контрабандная нефть, и закрыть все морские наливные терминалы, с помощью которых "черное золото" можно закачивать в танкеры. Но сделать это не так просто.

Те же турецкие власти не будут официально поощрять покупку контрабандной нефти у ИГ, но и не станут возражать против такого вливания в турецкую экономику.

"СП": – Иран тоже покупает нефть у ИГ?

– У Ирана есть своя нефть, и покупать у ИГ "черное золото" он мог бы с одной целью – для перепродажи внутри страны. Но, во-первых, это не те объемы, на которых можно сделать серьезный бизнес. Во-вторых, Тегеран воюет с "Исламским государством". Иран – страна шиитская, а ИГ – это сунниты, которые шиитов намерены физически истребить. Не думаю, что Иран будет заниматься торговлей со своим злейшим врагом.

"СП": – Часть этой незаконной нефти может оказаться в Восточной Европе – например, на той же Украине?

– Вряд ли, это слишком сложно. Нефть в этом случае нужно везти крупными танкерами, и каким-то образом ее легализовывать. Нет, нефть ИГ, скорее, пойдет в Азию, где за бизнесом нет серьезного контроля – ни со стороны мирового сообщества, ни со стороны внутренних властей. В Азию – это куда угодно: начиная от Китая, который не слишком разборчив в экономических связях, и закачивая Индонезией и Малайзией. Везде в этих странах есть заинтересованные фирмы, которые имеют возможность разгрузить танкеры и нефть переработать. И везде есть коррупция среди государственных чиновников и силовиков – за исключением, возможно, Сингапура.

Но пока главное направление незаконного нефтяного экспорта – скорее всего, турецкое. До границы с Турцией от иракских месторождений рукой подать, и "черное золото" можно без проблем вывозить на турецкую территорию цистернами, либо перекачивать по трубопроводам.

В целом, колоссальные доходы, которая приносит экономикам стран-покупателей дешевая контрабандная нефть, с лихвой покрывают политические издержки. А значит, исламисты еще долго будут греть руки на "черном золоте".

– На контрабандных поставках нефти зарабатывают, в том числе, и американские компании, – уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Однако нужно понимать: правительству США необходимо удерживать высокие цены на нефть, иначе американские проекты по добыче сланцевых газа и нефти окажутся на грани банкротства. Себестоимость американской сланцевой нефти – одна из самых высоких в мире, и держится на отметке 70-80 долларов за баррель. Вашингтон кровно заинтересован в удержании этой планки. Именно поэтому сейчас, хотя и происходит спад нефтяных цен, по оценкам Всемирного банка, МВФ и прочих международных организаций среднесрочный прогноз не меняется, и составляет 100 долларов за баррель.

Это говорит о том, что дешевая нефть ИГ портит игру Вашингтону, но, видимо, есть причины, по которым до поры до времени американцы предпочитают не мешать исламистам.

На мой взгляд, эта причина – Турция. Дело в том, что Анкара попала в интересную ситуацию. С одной стороны, Турция – член НАТО и партнер США, с другой – из-за того, лидер страны Реджеп Тайип Эрдоган начал проводить самостоятельную политику, – американцам Турция перестала нравиться. США пытались организовать там "цветную" революцию – без особого, впрочем, успеха. Но Вашингтон не оставляет попыток торпедировать Анкару. Как мы видим, почему-то именно сейчас "Исламское государство" активно атакует сирийские территории, населенные курдами, которые из-за этого массово бегут в Турцию, и несут с собой нестабильность.

На деле, главная текущая цель США – дестабилизировать Турцию. Как откровенно заявил ведущий американский аналитик и политконсультант Джордж Фридман (человек, близкий к спецслужбам США, основатель агентства Stratfor, которое называют "частным ЦРУ"), Штатам выгодно соединить две войны – на Ближнем Востоке и на Украине, и сделать это можно, перекинув конфликт на турецкую территорию. Тогда будет единый фронт, и он будет отвлекать силы и Китая, и России, и Ирана.

Можно предположить, что как только задача дестабилизации Турции будет решена, американцы начнут бомбить нефтяные месторождения в Ираке, чтобы заставить боевиков ИГ свернуть нефтяной бизнес.

Андрей Полунин

07.10.2014

Источник: Свободная пресса