Американцы наконец-то официально признали, что террористы в Сирии активно используют химическое оружие. В том числе в провинции Идлиб — прямо на границе с Турцией, где есть лагеря с беженцами. Означает ли признание Госдепом давно очевидного факта, что в ситуации в Сирии произошел дипломатический перелом?

Число погибших — неизвестно

Во время сирийской войны химическое оружие использовали много раз. В августе 2013 года территория, контролируемая «Свободной сирийской армией» в Восточной Гуте (оазис, который примыкает к Дамаску) была обстреляна ракетами с зарином — нервно-паралитическим газом.

Несмотря на то, что ООН санкционировала проведение международного расследования, до сих пор неизвестно ни точное число погибших, ни то, кто запустил ракеты по мирному населению. «Свободная сирийская армия» заявляла о более чем 1700 жертвах, в то время как спецслужбы Британии и организация «Врачи без границ» — о 350. Сирийский Минздрав отчитался о почти 500 погибших.

Впрочем, как вскоре выяснилось, американскую администрацию результаты международного расследования не интересовали: Барак Обама возложил ответственность за химическую атаку на Башара Асада.

В апреле 2017 года химатака повторилась в местечке Хан-Шейхун (оно контролировалось группировкой «Тахрир аль-Шам») в провинции Идлиб на севере Сирии. На город совершили налет самолеты без опознавательных знаков, сбросившие бомбы с зарином. По официальным данным департамента здравоохранения Идлиба, погибли 87 человек и 557 получили отравления.

И снова, как и после атаки на Восточную Гуту, американцы возложили вину на правительство Асада. Спустя три дня после налета на Хан-Шейхун по приказу Дональда Трампа были выпущены 59 крылатых ракет по сирийской авиабазе Эш-Шайрат.

После нападения американцев на сирийскую авиабазу Министерство обороны России объявило о прекращении сотрудничества с военными США в соответствии с «Меморандумом о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности в Сирии».

Расследованием химатаки в Хан-Шейхун занимается международная группа Joint Investigative Mechanism, созданная еще в 2015 году совместно ООН и Организацией по запрещению химического оружия.

О своих выводах члены группы во главе с Эдмоном Мулетом должны доложить в грядущий четверг, 26 октября. Причем Россия уже дала понять: если в докладе вину возложат на Асада, то наша страна используют право вето в Совбезе ООН, чтобы прекратить мандат международной группы.

Прямо противоположную позицию заняла американский представитель в ООН Никки Хейли, которая убеждена: мандат группы надо продлить еще на год, до середины ноября 2018 года. По подсчетам американского дипломата, остаются без должного расследования еще почти 60 фактов использования химического оружия в Сирии (причем как правительственными войсками, так и повстанцами).

О том, что в Сирии могут повториться химатаки, на брифинге в начале июля заявила директор Департамента информации и печати МИД России Мария Захарова. Сославшись на разведывательные данные, она сообщила журналистам, что химическое оружие могут использовать в южных провинциях Сирии (Дар'а и Эль-Кунейтра), где сирийские повстанцы получают наибольшую поддержку со стороны Саудовской Аравии, Иордании и Израиля. По мнению Захаровой, вину за применение химического оружия против мирного населения США снова возложит на правительство Асада.

Прогноз Марии Захаровой практически полностью сбылся. Госдепартамент США признал, что боевики «Тахрир аль-Шам», которая контролирует северную провинцию Идлиб, используют против мирного населения химическое оружие. Правда, об этом сообщил не официальный представитель Госдепартамента, а руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.

Стоит напомнить, что Сирия согласилась уничтожить свое химическое оружие еще в 2013 году в рамках сделки, заключенной Россией и США. И до, и после этого сирийское правительство неоднократно отрицало использование химического оружия во время гражданской войны. Впрочем, часть химического оружия с военных складов все же сумели похитить террористические группы.

Выводы Госдепартамента США о наличии в руках террористов химического оружия прокомментировал «Свободной прессе» наш постоянный эксперт по сирийской проблематике, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин:

Химическое оружие изготавливать не так уж трудно, даже в кустарных мастерских, вот боевики давно этим и занимаются. Это было достаточно очевидно уже давно. Ценность же последних заявлений лишь в том, что официальные представители США тоже их подтвердили.

Каких-то серьезных изменений после этого заявления я не жду. Думаю, уже по факту состоялось изменение позиции Вашингтона по отношению к Асаду. Американцы и представители других западных стран признают, что Асад остался и, похоже, уже никуда уходить не собирается. Но даже ему договариваться с «вооруженной оппозицией» все равно придется: при штурме Ракки оппозиционные силы определенно продемонстрировали свой достаточно серьезный потенциал.

Антон Чаблин

21.10.2017

Источник: svpressa.ru