Почему ставка террористов на молодежь нередко оказывается беспроигрышной? На этот и другие вопросы в интервью корреспонденту  портала  Беларусь сегодня Максиму Осипову ответил директор информационно-просветительского учреждения "Актуальная концепция" Александр Шпаковский.

 

Эта история недавно потрясла Соединенные Штаты Америки. В штате Нью-Мексико полиция арестовала четырех человек, которые на построенной из подручных материалов базе тренировали детей совершать теракты в школах. Все четверо, по словам полицейских, были мусульманами-экстремистами. А на территории базы имелся целый арсенал оружия, в том числе винтовки. Впрочем, громко выстрелившая история об этом — увы, отнюдь не единичное явление.В  американской истории главным фигурантом дела оказался 39-летний Сирадж Ваххадж, сын радикально настроенного американского имама, который, предположительно, стоит за организацией террористического акта в Нью-Йорке в 1993 году. Тогда в подвале Всемирного торгового центра взорвался грузовик со взрывчаткой.

Подобное — давно не новость. В интернете все чаще появляются видеозаписи о детях-террористах, воюющих в рядах террористической организации "Исламское государство". Один из первых роликов появился еще летом 2016 года: пятеро подростков, которым нет еще и 14 лет, зачитывают текст приговора, после чего достают оружие и убивают заключенных.

Еще одно видео, выложенное армией ИГИЛ на всеобщее обозрение, стало, по сути, полноценным документальным фильмом с красноречивым заголовком “Львята Халифата”. Довольно качественный ролик с хорошим звуком, снятый сразу на несколько камер, показывает, как умело обрабатываются мозги подрастающему поколению. Зрители фильма видят настоящее училище смерти с полноценной программой обучения. Юные подопечные здесь проходят теорию, практику, физическую подготовку, ночные занятия и, конечно, получают мощнейшую идеологическую накачку. После чего у них со всей строгостью принимают экзамены на уровень жестокости и готовности убивать. Для террористов они становятся идеальным оружием, ведь кто заподозрит ребенка в желании совершить теракт? Здоровому человеку даже в голову не придет, что малыша можно превратить в профессионального убийцу.

К сожалению, явление это  Шпаковский называет весьма распространенным:

— Конечно, в наибольшей степени на слуху в связи с этим запрещенная во всем мире и, к счастью, уже полуживая международная террористическая организация “Исламское государство”. Однако ИГИЛ далеко не первопроходец в этом деле и свою известность получила, пожалуй, исключительно благодаря грамотному пиару, рассчитанному на массовый шок, который должны были вызвать подобные ролики у любого здорового человека.

По словам аналитика, практически все известные террористические организации, экстремистские группировки, радикальные политизированные структуры, религиозные секты и прочие рассматривают несовершеннолетних в качестве перспективного контингента для последующей вербовки:

— Дети зачастую доверчивы, не имеют устойчивых жизненных установок, охотно копируют поведение людей старшего возраста, способны преданно и фанатично выполнять поставленную задачу, для того чтобы завоевать авторитет и оправдать доверие своих “учителей”. Несовершеннолетние в отличие от взрослых значительно реже попадают в поле зрения спецслужб, а также до достижения определенного возраста не могут быть привлечены к уголовной ответственности.  Кроме того, из-за отсутствия жизненного опыта и необходимых знаний подростки неспособны к объективному анализу информации, не запоминают детали, а соответственно в случае разоблачения правоохранительными органами их вряд ли можно использовать в качестве ценного источника информации о деятельности радикалов.

При этом, отмечает эксперт, в своих вербовочных устремлениях преступники используют весь комплекс уязвимостей: от традиционного “конфликта отцов и детей” до болезни современного общества в виде “интернет-одиночества” подростков, когда социальные сети и разнообразные гаджеты заменяют несовершеннолетним реальное человеческое общение:

— По статистике, в мегаполисах родители уделяют своим детям не более 40 минут в день, а это значит, что единственным “другом”, источником информации, который даст простые ответы на сложные вопросы, может стать неизвестный собеседник из сети, который охотно расскажет, как нужно “правильно” любить Бога, Родину и так далее.

Есть ли опасность подобного манипулирования детьми в нашей стране? Александр Шпаковский отмечает, что Беларусь не является исключением из общего правила. В нашей стране разнообразные персонажи также нередко пытаются втянуть детей в противоправную деятельность либо в сомнительные политические игры:

— В свое время лидер одной радикальной националистической организации заявлял прямо: “Нам для начала не нужна власть, отдайте нам детский сад!”. При этом в нашей стране существует уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную либо антиобщественную деятельность. На защиту детей от деструктивной информации также направлена новая редакция Закона “О СМИ”, которая во многом именно поэтому вызвала бурю эмоций и скрежет зубовный в рядах политических радикалов. Несомненным является вклад в безопасность белорусских детей системы военно-патриотического воспитания молодежи, кадетских классов и училищ, которых становится все больше. Качественно делает свою работу также БРСМ.

 Однако эксперт предупреждает — расслабляться не стоит:

— Нельзя забывать, что мир изменчив и развитие интернета предопределяет появление новых моральных авторитетов для детей и молодежи — из числа популярных блогеров, которые увлекательно рассказывают многотысячной, а нередко и многомиллионной аудитории о различных аспектах жизни на пространстве своих личных страниц и интернет-каналов. Соответственно государству надо не только активно коммуницировать с той блогосферой, что уже сформировалась, но и способствовать появлению конструктивных “лидеров мнений” в школах, общественных организациях и пр.

Второй важнейший вопрос — поддержка традиционных ценностей через семью, воспитание этих ценностей у детей и подростков:

— Патриотизм, справедливость, уважение к старшим — главным моральным авторитетом для ребенка должны быть отец и мать. Ни школа, ни общественные организации, ни блогеры, ни церковь или спортивные секции не смогут заменить адекватное родительское внимание. Поэтому родителям также надо помнить, что главной защитой для своих детей являются они сами, а не милиция, система образования и прочие государственные органы. Нужно стараться воспитывать ребенка в полноценной семье, окружать его вниманием и заботой, которую не стоит сводить к обеспечению исключительно материальных потребностей. И тогда никакие террористы и прочие “бармалеи” нашим детям будут не страшны. Тем более, что серьезные инструменты защиты у нашего государства имеются.

25.08.2018

Источник: Беларусь сегодня