Восстание в Киеве, перерастающее в гражданскую войну по всей Украине, как бы к нему не относиться, смотрится из жестко стабилизированной, спокойной и сытой путинской Москвы довольно экзотично. Однако не стоит забывать, что от Москвы до Киева лишь одна ночь в поезде, а кровь в столице России лилась последний раз чуть больше 20-ти лет назад. В Кремле почти уверовали, что это спокойствие навсегда и москвичи, да и вся остальная Россия никогда не поставят на кон свое скромное благополучие. Но возможно, что город и страна просто ждут, когда кому-нибудь это все надоест.

Ошибка режимов вроде путинского в их уверенности в том, что население готово бесконечно обменивать мелкие и крупные неудобства на гарантии материального благополучие, особенно в условиях, когда правящая тусовка сама все время меняет условия сделки, делая ее все менее выгодной для населения. Стабильность и благополучие (тем более, относительное) рано или поздно приедаются, особенно после того как подзабываются неурядицы предыдущего периода, которые собственно и сделали людей готовыми торговать с властью своими правами и желаниями, только бы избавили от непрекращающихся бедности и неустроенности. Все — лафа для Кремля постепенно заканчивается, с тех пор прошло почти полтора десятка лет, люди сделали евроремонт и купили машины в кредит, но стали значительно более бесправными перед все более теряющей контроль над собой и своими желаниями правящей тусовки и опирающимися на нее местными государственно- коммерческими группировками.

Власть уверена, что пока она обеспечивает стабильность, Олимпиаду и хоть какое-то благополучие основной массе, люди простят ей, боясь как бы в ином случае не потерять того, что есть. Но это не так, когда материальное благополучие становится привычным его перестают ценить достаточно высоко, чтобы им нельзя было попробовать рискнуть ради чего-то более интересного.

Это прекрасно видно на примере Украины и восстающих балканских стран. Да там рост материального благополучия населения был в последнее десятилетие значительно меньше, чем в нефтеносной России, но ужасы 90-х в этих странах (особенно в бывшей Югославии) были намного страшнее, чем у нас. Возможно, кстати, что именно поэтому у них все эти процессы и развиваются быстрее, чем в России, но суть та же.

В какой-то момент люди просто перестают понимать ради чего они должны терпеть, то, что терпят, а поскольку всегда и в любом обществе есть абсолютно не вписавшееся в него меньшинство, оставшееся на обочине всеобщего роста благополучия и готовое взорваться по первому же поводу, то и революционный потенциал сохраняется всегда, вот только реализуется этот потенциал лишь в том случае, если в бунт (не протест) хоть как-то включаются представители благополучных слоев.

События вроде тех, что произошли осенью в Бирюлево, могут остаться локальным возмущением недовольной социальной группы, зажатой в своем гетто, а могут перерасти во всеобщее недовольство, став катализатором значительно более серьезного движения.

Не менее показательны и протесты в декабре 2011 года в Москве, когда во время «первой Болотной» лимоновцы призывали всех идти до конца, но московский средний класс был тогда еще не готов рискнуть своим благополучием, оно ему еще было дорого своей новизной, он просто заскучал и был раздражен бесцеремонной рокировкой Путина с Медведевым. В этом отношении Болотная была гораздо ближе к киевскому Майдану 2004 года, чем к нынешнему, разница оказалось только в том, что Кучма с Януковичем были совсем-совсем не Путиным.

В этот раз в Киеве все совсем иначе. Хаос, принесенный западенскими пассионариями Тягнибока уже гораздо меньше пугает киевских обывателей по сравнению с всевластием «восточных» олигархов и задолбавших его чиновников на местах. Среднестатистический киевлянин уже готов, если не поддержать, то принять радикальный бунт. Пресловутый договор о евроассоциации здесь лишь повод, про который уже все забыли, его бы, в конце концов и Янукович подписал. Просто украинское общество пришло к выводу, что пришло время пересмотреть условия, на которых оно продаст свои права власти, а также сменить и самих покупателей.

В этом как раз главный урок для российских властей, если они и дальше будут продолжать предлагать населению только материальное благополучие, притом без каких-либо гарантий его защищенности от их же произвола, то все закончится также как в Киеве. 90-е были уже довольно давно и страх перед ними у многих уже начал сменяться ностальгией по тогдашней вольнице, когда можно было курить, где угодно и говорить, что угодно.

Илья Хаськович

16.04.2014

Источник: russianews.ru