Эксклюзивное интервью для Caspian Bridge белорусского эксперта, директора Центра проблем европейской интеграции Юрия Шевцова.

 Caspian Bridge: Каково отношение в Белоруссии к западным санкциям в отношении РФ в контексте интеграции в ТС и ЕАЭС? Какие есть опасения для РБ, какие видятся решения? 

Юрий Шевцов: В принципе, отношение к санкциям отрицательное: Белоруссия находится на границе ЕАЭС и ЕС, ЕАЭС и НАТО, Беларусь имеет более чем 1000 км границы с Украиной. Поэтому всякое обострение отношений в Европе чревато для Беларуси очень большими политическими рисками. Но в краткосрочной перспективе Белоруссия от этого обострения пока получает в основном позитивные бонусы.

Во-первых, в Белоруссию ушли значительные заказы по линии ВПК, которые ранее получала Украина. Обычно речь идет о примерно 1500 позициях в новом российском заказе. Иногда говорят про 3-4 тысячи позиций. Дмитрий Рогозин же заявил, что Беларусь будет превращаться по своему значению для ВПК России в то, чем раньше была Украина. Для сравнения: по данным SIPRI в прошлом году Белоруссия вошла в двадцатку мировых экспортеров вооружений. Сейчас речь идет про возможное удвоение уровня ВПК 2013 года в течение нескольких лет.

Во-вторых, Белоруссия получила часть других товарных ниш, которые занимала в России Украина. Пока сложно сказать о том, что будет в этом плане реально. Но речь идет о значительных объемах. Прежде всего, в промышленности.

В-третьих, санкции, которые ввела Россия против ЕС по поставкам продовольственных товаров вызвали значительный интерес к белорусским продуктам на рынке России, а также — к российским инвестиционным проектам в сельское хозяйство Беларуси. По этому поводу в Минск прилетал со срочным визитом министр сельского хозяйства Польши. Вероятно, рост белорусского продовольственного экспорта в Россию будет значительным.

Следующее: Белоруссия заняла относительно нейтральную позицию в украинском кризисе. Это привело к резкому улучшению отношений между Беларусью и ЕС. Это еще не нормализация отношений, но уже нечто близкое к тому. Однако надо помнить, что, будучи союзником России, Белоруссия запросила у России дополнительные военные самолеты в связи с наращиванием войск НАТО в регионе. И провела крупные совместные учения с РФ в ответ на военные учения НАТО у своих границ. Никакого раскола в союзе РФ и РБ нет. Есть просто более осторожная позиция Белоруссии относительно кризиса в Украине.

Caspian Bridge: В целом, как смотрятся интеграционные процессы в ТС и ЕАЭС из Минска, что есть общее, и что особенное для РК и РБ?

Юрий Шевцов: Общее для Белоруссии и Казахстана, на мой взгляд: совместный рынок с Россией создал однотипные как плюсы, так и минусы.

Белоруссия получила беспошлинную нефть из РФ, дешевый газ, резко расширились возможности для присутствия белорусских товаров в России. Нечто в этом же духе получил Казахстан, но одна из важнейших задач Казахстана — получение особого доступа к транзитным нефтегазопроводам — пока, если я правильно понимаю, не решена.

Белоруссия и Казахстан вынуждены ограничить себя в некоторых формах сотрудничества с соседями, не входящими в ТС. Для Белоруссии таким вызовом является, прежде всего, Украина, а также ЕС. Для Казахстана, если я правильно понимаю — КНР, особенно в части транзита китайских потребительских товаров в Россию.

Белоруссия и Казахстан вынуждены выдерживать более жесткую конкуренцию с российскими производителями, открывая свой рынок для них. Для наших сравнительно небольших стран это временами чревато конфликтами с крупными российскими корпорациями. В Беларуси наиболее острым конфликтом такого рода был распад картеля с «Уралкалием».

Территория Белоруссии приобрела просто невообразимую ранее привлекательность для внешних инвесторов. После возникновения ТС в Белоруссии началось строительство АЭС и возник самый крупный инвестиционный проект во всей восточной Европе — китайско-белорусский индустриальный парк.

Различия между Белоруссией и Казахстаном в формате ЕАЭС связаны с разной структурой экономики двух стран. Белоруссия имеет в основе своей экономики крупное индустриальное производство, Казахстан — добычу сырья. Потому для Белоруссии была сложна адаптация к более жесткой конкурентной среде. В России больше свободного капитала для инвестирования в конкурентные производства, в России действует множество иностранных конкурентов белорусским производителям. Адаптация была и остается сложной, временами драматичной.

Caspian Bridge: Какова белорусская позиция по вопросу вероятной политизации ЕАЭС, есть ли готовность к политической интеграции?

Юрий Шевцов: Есть понимание того, что рано или поздно ЕЭАС должен будет развивать политическую надстройку. Но это не является для Белоруссии заметной проблемой. Ведь у Белоруссии с Россией есть еще одна интеграционная форма — Союзное государство. Пока в ЕАЭС политическая интеграция достигнет уровня этой двусторонней интеграции, много лет пройдет.

Caspian Bridge: Насколько Минск волнуют проблемы безопасности внутри ЕАЭС на азиатском направлении, на казахстанском, в частности, по линии ОДКБ?

Юрий Шевцов: Волнуют эти проблемы, можно сказать, что сильно, но при этом косвенно… Все-таки у Белоруссии давно определена специализация в рамках ОДКБ: «держать строй» в Европе относительно НАТО. Создана объединенная воинская группировка России и Белоруссии, где ведущая роль в сухопутном компоненте принадлежит белорусской армии. Есть объединенная система ПВО. В общем, у Белоруссии хватает задач в Европе. Но внимание к событиям в Центральной Азии есть, ибо если взорвется там, то отзовется и в Беларуси.

Caspian Bridge: Что такое ОДКБ для РБ — форма военного сотрудничества с РФ, или что-то большее?

Юрий Шевцов: Это больше, чем просто военный союз. Это — основа военной безопасности Белоруссии. Тем более это важно в условиях очень сложных, временами конфликтных отношений между Белоруссией и США, Белоруссией и ЕС. Напомню, что в Белоруссии нет посла США, есть лишь временный поверенный. Были высланы несколько лет тому назад около 40 американских дипломатов, осталось лишь человек пять. В мире немного стран, которые имеют настолько плохие отношения с ведущей военно-политической силой на планете.

Caspian Bridge: Есть ли ощущение, что после Украины Белоруссия может стать объектом давления Запада, раскачки внутренних оппозиционных сил, цветных сценариев и т.п.?

Юрий Шевцов: Да. Такое ощущение есть. Оно и определяет поведение Белоруссии относительно украинского кризиса: максимально способствовать его локализации и наступлению мира в Украине.

Caspian Bridge: Возобновление напряженности и угроза эскалации конфликта в Карабахе — как это повлияет на вступление Армении в ЕАЭС? В целом, хочет ли Минск видеть Ереван в союзе?

Юрий Шевцов: Белоруссия далека от этого конфликта и поддерживает тесные экономические отношения с Азербайджаном и достаточно плотные с Арменией. Понятно, что членство Армении в ЕАЭС прибавит проблем этому союзу. Но выбор Арменией своего курса на союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном является внутренним цивилизационным выбором Армении. Надо просто к нему адаптироваться.

Caspian Bridge: Есть мнение, что возобновление активной фазы конфликта — дело рук противников евразийской интеграции Армении, а как на ваш взгляд?

Юрий Шевцов: Наверное, не без того. Было бы очень хорошо найти хоть какое-то позитивное решение этого конфликта через евразийскую интеграцию. Пока такого решения не будет, внешние силы будут вполне эффективно время от времени этот конфликт, как и другие, обыгрывать.

21.08.2014

Источник: caspiania.org