Дженнифер Псаки в медиа-пространстве стало много. Слишком много. Конкуренцию ей могут составить разве что Владимир Жириновский или Олег Ляшко. На первый взгляд, Псаки самое место в их ряду. Чудаковатая, «самобытная»; что ни фраза, то перл, обсуждаемый всем рунетом. И группы, и последователи, и ненавистники – целый культ официального представителя Госдепа США Дженнифер Псаки.

То она расскажет о «предвыборных каруселях», слабо представляя, что это такое, то представит в качестве «неоспоримого доказательства» фотографии из «Твиттера», то отправит флот к берегам Белоруссии – в общем, как говорится, жжот. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что ей приписывают – чему охотно верят – и то, что она не говорила. Вроде «туристов в Ростовской области, дышащих горным воздухом».

За несколько месяцев Псаки стала легендой, уничтожив прежние представления не только о дипломатии, но и о здравом смысле. Так и хочется спросить: «На самом ли деле, официальный представитель Госдепа США может быть такой дурой, «архетипичной дурой», как окрестил её писатель Дмитрий Лекух?».

Дженнифер Псаки, внешне напоминающая звезду фильмов категории B, родилась в штате Коннектикут, в 1978 году. Она из поколения MTV, выросшего на ток-шоу, “Doom”, Бивисе и Батхеде, “Nirvana”, “Guns’n’roses” и Майкле Джексоне. Псаки американка лишь в первом поколении. Её отец, урождённый Димитрис Псакис – греческий провинциал, перебравшийся в США.

В отличие от большинства девушек эмигрантской судьбы Псаки получила достойное образование. Окончила Greenwich High School и Колледж Вильгельма и Марии, где состояла в женском обществе Chi Omega. Факты общеизвестные, а вот то, что Псаки была отличницей (ещё и спортсменкой – плавала на спине), упоминают реже. Колледж, кстати, является одним из старейших (вторым) высших учебных заведений США. Его оканчивали такие люди, как Томас Джефферсон и Джеймс Монро. Попасть туда – уже заслуга, а хорошо учиться – заслуга еще большая. Для Америки так точно.

Дальше была волонтёрская работа в Демократической партии на избирательной кампании, потом ещё на одной. Затем пресс-секретарство у Барака Обамы и, наконец, по протекции Джона Керри, представительство в Госдепе. Чем не хрестоматийное доказательство существования пресловутой Americandream?

Данные факты из биографии, конечно, автоматически не гарантируют семи пядей во лбу Псаки, но, согласитесь, несколько противоречат образу «архетипичной дуры». Ведь одной активностью, которой Дженнифер не занимать, подобный успех в карьере не объяснишь.

Впрочем, кривая американской мечты может вывести куда угодно, ещё и на большие вершины. Достаточно вспомнить президентство Джорджа Буша-младшего. Вот уж кто блистал по-настоящему.

Фокус в том, что и образовательная, и карьерная системы в США функционируют иначе, чем на постсоветском пространстве. Это у нас есть понятия «кругозор», «широта знаний», «начитанность». Это нам необходимо знать всё обо всех: и мифы Древней Греции, и биографию Хемингуэя, и названия пяти Великих озёр, и пункты из Конституции США. В Америке же все заточены на результат в узкоспециализированной среде. Если ты доктор – будь им. И не лезь перебирать карбюратор старенького «Форда» – отгони в автосервис. К слову, у нового поколения россиян похожие установки.

Потому в контексте социальной и культурологической матрицы США Джен Псаки не обязательно знать географию России – это у нас в атласах были политические, геологические и другие карты частей Света. Достаточно просто качественно, согласно американским стандартам, выполнять свою работу. Тем более что и Барак Обама, судя по последним высказываниям, не слишком-то дружит с географией.

Работа Псаки – связи с общественностью. Дженнифер занимается ей уже десять лет, осилив долгий и трудный путь с остановками в пунктах «пресс-секретарь», «директор по связям с общественностью», «официальный представитель Государственного департамента». Она успешно прошла фильтрационный отбор. А тот, кто делает это в США, как правило, подтверждает свою профпригодность. Доминантное большинство американских спортсменов, режиссёров, актёров, певцов, людей публичных, сколько бы ни уподоблялись мы Михаилу Задорнову в презрительно-насмешливых маркировках «ну, тупые», всё же профессионалы. На свой манер.

Кажется, Джен Псаки в роли вещающей головы Госдепа США настолько не случайна, настолько не бездарна. В каком-то смысле она даже преуспела в качестве персонажа, привлекающего к себе внимание общественности.

Ведь Псаки появилась в условиях, когда российско-украинское противостояние один за другим штамповало ярких медийных героев, например очаровательно-бесстрашную Наталью Поклонскую. Америке нужен был образ, с помощью которого можно было бы затмить всемирно популярную девушку из Крыма. Так родилась Джен Псаки. Безумный в прямом и переносном смыслах, но эффективный пиар-проект.

По факту Псаки не делает ничего принципиально нового, а лишь извлекает хорошо забытое старое: «включает дурочку». Благо, ей стараться особо не надо, как только ситуация выходит за рамки привычного ориентирования в шаблонной американской действительности.

Это, знаете ли, напоминает семейный спор, в котором муж, стремясь доказать жене правоту, использует логичные доводы, аргументы, фактуру, а та взирает на него с удивлённым, насмешливым, глупым и немного брезгливым видом – что с дуры взять, – от чего он заводится ещё сильнее, выходит из равновесия, злится и допускает ошибки.

Если использовать кинематографические аналогии, что, к слову, любят делать американцы, то Псаки – это женский аналог лейтенанта Фрэнка Дребина из «Голого пистолета». Очень серьёзная, очень решительная дама, делающая совершеннейшие глупости с абсолютно невозмутимым лицом. Такая она – голая американская правда.

Платон Беседин

12.08.2014

Источник: izvestia.ru