Просуществовавший лишь день в городе Рафах на юге сектора Газа «исламский эмират» (в дальнейшем его предполагалось распространить до Бейт аль-микдас – Иерусалима или, иными словами, на всю территорию «исторической Палестины»), – его создание было провозглашено в ходе пятничной проповеди 14 августа 2009 г. в мечети «Шейха ислама Ибн Таймийи» квартала «Бразиль» этого города, – был уничтожен 15 же августа силами ХАМАС.

Уничтожая мятеж джихадистской группировки «Джунд ансар Алла – Воинство последователей Аллаха» стреляли много и беспорядочно, – 11 ракетных снарядов, выпущенных по позициям этой группировки, оказались на сопредельной египетской территории (в этом регионе слишком малы расстояния). Шальными пулями с территории сектора были ранены два египетских ребенка, не говоря уже о самих палестинцах, – данные палестинских гуманитарных организаций сообщают о 28 убитых и 130 раненых, среди которых как члены вооруженных формирований правящего в секторе Газа движения ХАМАС, так и группировки «Джунд ансар Алла». Что ж, это один из многих печальных итогов внутрипалестинских раздоров и разногласий, начало которым было положено вовсе не в середине августа текущего года. Правда, для такой беспорядочной, но столь, же и жестокой стрельбы было основание. Сторонникам «Воинства последователей Аллаха» мстили за убийство в их мечети посредника в урегулировании отношений между ними и ХАМАС, одного из ведущих командиров военизированного крыла движения «Изз Ад-Дин Аль-Кассам» в секторе Мухаммеда Аш-Шимали (Абу Джибрила), обвиняемого в Израиле в организации похищения капрала Гилада Шалита. Месть безрассудна, – служба безопасности и бойцы «Изз Ад-Дин Аль-Кассам» уничтожили всех находившихся в мечети и в непосредственной близости от нее членов «Джунд ансар Алла», включая и его духовного наставника шейха Аль-Микдаси.

Но как же чудесно все начиналось! ХАМАС, осуществляя собственную силовую акцию в секторе Газа, оправдывал ее необходимость тем, что ФАТХ «предал» дело «освобождения Палестины». Это «освобождение» более не могло быть осуществлено на основе обычных лозунгов национального характера, - они заменялись обращением к Господу, в то время, когда только ислам может быть «решением» всех проблем. Теперь же, человек, которого звали Абдель Латыф бен Халед Аль Муса, более известный как шейх Абу Ан-Нур Аль-Микдаси, имам-хатыб мечети «Шейха ислама Ибн Таймийи» и духовный наставник, в своей пятничной «золотой хутбе – проповеди» публично заявлял о том, что «правительство ХАМАС вовсе не то, каким оно было прежде», а само движение – не более чем «светская партия, паразитирующая на исламе, как это делает турецкий премьер Реджеп Таийп Эрдоган». Он говорил о том, что «ХАМАС страшится Америки и Запада», что он «лебезит перед неверными». Обращаясь к нынешним руководителям сектора, Аль-Микдаси говорил им: «Ваше правление останется безбожным до тех пор, пока вы не приблизитесь к мечети шейха ислама Ибн Таймийи (иными словами, «я научу вас подлинному исламу» – Г.К.)». Имя одного из наиболее ярких законоучителей ханбалитского мазхаба суннизма здесь принципиально важно, поскольку его, как и Мухаммеда Ибн Абдель Ваххаба, сегодня считают едва ли не основоположниками современного «салафитского джихадизма».

Совершенно абсурдная ситуация, – статус «искренне преданной» религиозной догме политической силы – ХАМАС, постоянно подчеркивающей свою мусульманскую «незамутненность», понизили, по сути дела, до уровня «неверных – куффар» и отказали ей в принадлежности к «подлинно» мусульманскому сообществу, распространяя на эту силу идею и практику отказа ей современного «отлучения» – такфир. Но абсурдность ситуации достигла своего максимума, когда официальные представители правящего в секторе Газа движения ХАМАС выступили с заявлениями о том, что в этом палестинском регионе действуют «просочившиеся туда сторонники организации Аль-Каида». Опровергая эти заявления и оправдывая операцию сил безопасности в рафахском квартале «Бразиль», глава правительства ХАМАС в секторе Газа Исмаил Ханийя был вынужден заявить 15 августа 2009 г., что все разговоры о связях «Джунд ансар Алла» с этой организацией не более, чем «израильская сионистская пропаганда, направленная на то, чтобы подстрекать мир против ХАМАС». Поразительное явление – ХАМАС, вынужденный опровергать, что на контролируемой этим движением территории действуют сторонники «Аль-Каиды»! Как все-таки любопытно устроен современный мир, – для того, чтобы тебя стали считать частью современного «цивилизованного» мира, для того, чтобы завоевать симпатии этого мира, ты должен радикально откреститься (автора интересуют только русские, а не христианские коннотации этого слова!) от каких-либо даже намеков на связь с «Аль-Каидой» или (но пока это еще не случай ХАМАС) заявить, что стал жертвой агрессии со стороны этой «международной террористической сети».

Тем не менее, даже представители властей ХАМАС в секторе Газа были вынуждены признать, что ближайшим помощником Абу Ан-Нура Аль-Микдаси был человек, которого звали Абу Абдалла Ас-Сурий (сириец, если дословно переводить ту часть его полного имени, которая должна рассматриваться как что-то вроде фамилии), хотя порой его называли не Ас-Сурий, а Аль-Мухаджир (переселенец, иммигрант). Все также по словам этих же представителей властных структур Газы, он прибыл из Сирии по сирийскому паспорту, хотя по происхождению и был палестинцем. Как утверждают в Рафахе, Абу Абдалла Ас-Сурий прибыл в сектор два года назад, проникнув на эту территорию через один из соединяющих ее с Египтом тоннелей. При этом, по некоторым данным, он был приглашен властями ХАМАС, стремившимися использовать его («человека, обладающего серьезным боевым опытом», хотя источник этого «опыта» и не раскрывается) для ведения «занятий по боевой подготовке» с молодыми членами ХАМАС. Впрочем, Ас-Сурий довольно быстро установил отношения с религиозными законоучителями, сторонниками той интегристской ветви, которую теперь принято называть «джихадистско-салафитской». Организация же этим человеком взрыва на свадьбе активиста ФАТХ в Газе и родственника одной из «сильных личностей» противостоящего ХАМАС движения Мухаммеда Дахлана (что вовсе не входило в планы его нанимателей) окончательно развела правящее в секторе движение и приглашенного им «специалиста по боевой подготовке». Если Абдель Латыф бен Халед Аль Муса был духовным наставником «Воинства», то Ас-Сурий – военным руководителем «Джунд ансар Алла». Как и Аль-Микдаси, Ас-Сурий был убит в ходе ликвидации «исламского эмирата».

И, тем не менее, что такое «Джунд ансар Алла – Воинство последователей Аллаха» и кто такой Абдель Латыф бен Халед Аль Муса или Абу Ан-Нур Аль-Микдаси?

Абу Ан-Нур Аль-Микдаси родился в Газе, ему было пятьдесят лет. Он неплохо учился, с отличием окончил школу, – его имя было помещено в ней на доску почета. В 1979 г. Аль-Микдаси (тогда еще Абдель Латыф бен Халед Аль Муса) стал студентом медицинского факультета Александрийского университета, где получил специальность педиатра. Во втором городе Египта он (как и многие другие палестинские студенты из Газы, в первую очередь) познакомился со многими известными в то время мусульманскими теологами, игравшими роль духовных наставников движения «Братья-мусульмане». Вернувшись в сектор Газа, Абу Ан-Нур Аль-Микдаси в течение пяти лет работал преподавателем религиозного института в городе Хан-Юнис, патронировавшегося известной в этом палестинском регионе религиозной ассоциацией «Дом Книги (Корана – Г.К.) и Сунны». В дальнейшем же, в течение 15 лет служил имамом-хатыбом в мечети «Люди Сунны» в том же Хан-Юнисе, а также в мечети «Ан-Нур (Свет)» на газско-египетской границе. В 2006 г. мечеть «Ан-Нур» была разрушена израильтянами, и Аль-Микдаси последние почти полтора года своей жизни был имамом-хатыбом мечети «Шейха ислама Ибн Таймийи» в Рафахе, а также «директором по лечебным вопросам» медицинского центра в том же городе. Аль-Микдаси, вероятно, был и выдающимся проповедником, – кассеты с записями его проповедей расходились по всему арабскому миру. Но, кроме того, его усилиями были изданы книги по вопросам веры и фикха – вышедшая тремя изданиями «Яхонт и коралл в вере людей» и вышедшая двумя изданиями двухтомная «Верный путь следования по стезе Пророка».

Важнее, однако, другое обстоятельство, – «Джунд ансар Алла», пусть и немногочисленная группировка (по оценкам специалистов, чуть более 200 чел.), стала реальность сектора Газа в 2006 г., после того, как ХАМАС принял решение участвовать в последних палестинских парламентских выборах, когда было опубликовано первое заявление «Воинства последователей Аллаха» (фетва духовного наставника этой организации), осуждавшее это решение. В течение 2008-2009 гг. сторонники «Джунд ансар Алла» не раз брали на себя ответственность за взрывы в интернет-кафе Газы и других городов сектора. Это было естественно, – они очищали «землю ислама», где, впрочем, господствовала апеллировавшая к религии политическая структура, от «греховной скверны», распространяющейся в среде подростков. Ряды «Воинства» пополняла не только безработная и беспартийная молодежь, но и бойцы некоторых исламистских формирований, в первую очередь, ХАМАС, считавшие, что их структуры «отходят от истинного пути», и требовавшие развертывания «всеобъемлющей войны во имя джихада» не только против «неверных», имея в виду, в первую очередь, не только «сионистов», но и тех, кто «отошел от исламских норм».

Собственно, все это уже давно заставляет палестинских и арабских политических аналитиков говорить о процессе «талибанизации» ХАМАС. Эта организация, поставленная ее собственным выбором властителем сектора Газа, ставшая правящей структурой, властью, вынуждена смягчать тот «салафитско-джихадистский» тон, который лежал в основе ее риторики в эпоху захвата власти. Да и практика ее сегодняшнего действия должна быть направлена не только и не столько на «следование по верному пути» подлинного ислама, сколько на решение (в доступной, конечно же, в условиях экономической блокады степени) насущных чаяний тех, кем ХАМАС ныне управляет, пусть хотя бы и на основе «экономики тоннелей». Но это приводит к естественному итогу, – из нее уходят те, кто, воскрешая риторику этого движения, стремятся (и будут стремиться) к тому, чтобы занять место ХАМАС.

Иными словам, чем дольше будет деградировать положение в секторе Газа, чем глубже будет экономический коллапс в этом палестинском регионе, тем больше там появится противников ХАМАС под его же собственными лозунгами.

Г.Г. Косач, Институт Ближнего Востока,

17.08.2009