Слушая истории бывших боевиков Исламского движения Туркестана (ИДТ) или Союза исламского джихада (СИД), не оставляет ощущение того, что продолжаю смотреть фильм «День сурка». Дорога в «хижрат» или правильнее сказать в «никуда» у всех джихадовцев одинакова и повторяется из раза в раз.

Начало пути для всех – увлечение исламом, чуть позже исламизмом, тесные связи с экстремистскими группировками такими, например, как «Таблиги джамаат» (ТД), или «Хиз-бут Тахрир» (ХТ) и теперь все… – для некоторых, вставших на путь фундаментализма исламистов, «onewayticket» приобретен. Как бы это странно не звучало: не все «таблиговцы» или «хизбутчики» - террористы, но все боевики ИДТ, СИД или других бандформирований, воющих в Пакистане, Афганистане или Сирии, обязательно прошли своеобразную школу религиозного зомбирования «Таблиги джамаат», «Хиз-бут Тахрир» или другой экстремистско-религиозной секты.

Этот тренд не является чем-то особенным или новым, еще в 1993 году Khedimellah Moussa исследователь из французской школы социальных наук (EHESS) в своем докладе назвал «Таблиг джамаат»: «…прихожей терроризма». Точнее, наверное, и не скажешь.

Европейцы, руководствуясь принципами излишней толерантности, не запрещают в своих странах деятельность самых разнообразных религиозных сект. В принципе понять их можно – негласные договоренности с лидерами экстремистских организаций «о не совершении террористических актов на своих территориях» считаются залогом безопасности. Правда, такие договорённости не всегда соблюдаются – примером могут служить взрывы в Лондонском метро в 2005 году. Тогда Тони Блэр попытался робко поделить мусульман на «экстремистов» и «умеренных». Однако мгновенно подвергся резкой критике представителем британского отделения «Хизб-ут-Тахрир» И.Вахидом: «…желание установить законы шариата, покончить с западной оккупацией мусульманского мира и с оккупацией Израилем палестинских территорий - нормальное желание для любого мусульманина, в какой бы точке мира тот ни жил. Следовательно, эти желания не являются признаком какого-либо экстремизма». Во время первой войны в Персидском заливе лидер британского отделения Омар Бакри, который призывал убить тогдашнего премьера Джона Мейджера, заявил Daily Star: «Мы отпразднуем его смерть». Его арестовали, правда, всего лишь на 48 часов.

Несмотря на совершенно откровенно экстремистские призывы и радикальные высказывания, исламистские организации чувствуют себя в Европе и США достаточно вольготно. Мнения же экспертного сообщества правительствами этих стран во внимание не принимаются.

Так Зейно Баран (Zeyno Baran), директор международных программ по безопасности и энергетике центра Никсона, считает, что: «ХТ выпускает тысячи людей, которым промыли мозги, после того, как они прошли курс обучения в «Хиз-бут Тахрир», они становятся членами таких групп, как «Аль-Каида»… Запад больше не может игнорировать вредное влияние идеологии ХТ, которая отравляет миллионы мусульман через Интернет, листовки и секретные центры обучения... Даже если они не вовлечены в теракты, они действуют как конвейер для террористов».

«Пришло время называть вещи своими именами: это война идеологий и террористические акты только верхушка айсберга», - считает Ариэль Коэн, исследователь из американского Heritage Foundation. Он рассматривает «Хиз-бут Тахрир» как альтернативную форму глобализации: «Их идеология – это прямой вызов западной модели секулярной, управляемой рынками, толерантной мультикультурной глобализации».

И все же власти европейских стран и США чувствуют себя относительно безопасно. Профессионализм спецслужб с мощным административным, финансовым и оперативным ресурсом позволяет эффективно контролировать лидеров религиозно-экстремистских организаций (РЭО). Поэтому политики уверены, что в случае экстремальных событий ситуацию можно будет взять под жесткий контроль. Можно предположить, что так и есть на самом деле.

Но вот, что удивительно. Кыргызстан, страна с огромными экономическими и политическими проблемами, пережившая за последние пятнадцать лет две «цветные» революции, из которой сбежали два президента, все же позиционирует себя как свободно демократическое государство, в котором экстремистские группировки, партии и секты чувствуют себя вполне комфортно.

Еще бы! Если директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов по итогам заседания Совета обороны Кыргызстана, посвященного религиозной ситуации в стране, ссылаясь на мнение президента, Алмазбек Атамбаев заявил журналистам следующее: «…религиозное движение «Таблиг джамаат» нужно сделать управляемым, регулируемым, а не запрещать его». И далее: «Наше экспертное мнение заключается в том, что «Таблиг джамаат» не нужно запрещать, как это сделали в России, Казахстане, Таджикистане. «Таблиг джамаат» нужно регулировать, исправлять определенные моменты в ее работе, чтобы оно отвечало национальным интересам Кыргызстана. Запретительными мерами решить вопрос безопасности не возможно».

По его словам, решения Совета обороны Кыргызстана должны учитывать специфику Кыргызстана, национальный интерес без внешнего влияния, а также учитывать политическую модель, по которой идет республика. При этом самым интересным является механизм, который, по мнению руководства страны, должен «сделать движение «Таблиг джамаат» управляемым, регулируемым».

Такой механизм управления и регулирования в Кыргызстане фактически запущен и сегодня представляется возможным проследить некоторые эпизоды этого процесса.

Эпизод об «управлении и регулировании» №1

Для начала руководство Кыргызстана приняло решение внедрить идеи ТД в одну из силовых структур – Государственную пограничную службу (ГПС). Для этих целей на пограничных заставах и отрядах выделяются отдельные молельные помещения для чтения намаза военнослужащими. Так военные Алабукинского отряда, несущие службу на временном пограничном посту «Тенге» от пограничной заставы «Майская», ежедневно читают пятикратный намаз и каждую пятницу посещают мечети в населенном пункте Бирлашган и Кошболот аыйлукумата «Кек-серек» Алабукинского района Джалалабадской области. Более того, должностные лица ГПС ведут активную работу с личным составом своих подразделений по привитию им религиозных идей, особенно ТД.

Для того, что бы религиозное зомбирование солдат ГПС было более эффективным, активисты ТД, проповедующие на юге республики, посещают расположение отдельных пограничных застав Алабукинского, Джалалабадского, Ошского, Хайдаркенского и Баткенского отрядов. Активисты ТД, получившие религиозное образование в «таблиговских» медресе в Пакистане и Индии в молельных комнатах погранотрядов и погранзаставах, разъясняют военнослужащим ГПС идеи «таблиги», призывают соблюдать законы шариата, а так же активно участвовать в «даъватах» среди своих родных и местного населения.

Во время занятий с военнослужащими активистам ТД разрешают использовать различную религиозную литературу, буклеты, специальные носители информации на дисках и флэш-памяти для объяснения идей Мухаммад Ильяс Кондехлави, «Исламской миссии», а также политических процессов, протекающих в современном мире.

В таких комфортных условиях заместитель командира Джалалабадского погранотряда З. Бекташев – приверженец идей ТД, достиг больших успехов. Почти все военнослужащие его отряда сегодня активные приверженцы идей «таблиги». Его начальник полковник Н.Сатындиев своего зама полностью поддерживает, иначе, чем объяснить факт миссионерской деятельности 10 «таблиговцев», прибывших из Чуйской области, в штабе погранзаставы «Соколды», «Момбеково» и «Жаслык»?

Миссионерскую деятельность «таблиговцев», записавших в свой актив начальника штаба Алабукинского погранотряда подполковника К.Толонбаева и его заместителя подполковника А.Джекишева, несомненно, можно считать успешной.

Но эмиссарам религиозно-экстремистских организаций, действующих среди военнослужащих пограничных войск, предстоит еще много работы. Не все пограничники попали под влияние ТД. Некоторые из них, продолжают считать себя светскими бойцами армии Кыргызстана. Поэтому когда 21 декабря 2012 года один из последователей «таблиговцев» - военнослужащий срочной службы пограничного поста «Тенге» заставы «Майская» по имени Жаныбек сделал замечание своим товарищам об употреблении спиртных напитков мусульманами, то был жестоко ими избит. Досталось и другим верующим пограничникам.

Конфликт внутри погранвойск существует в Кыргызстане не только на уровне рядовых, но и руководства республики. В 2010 году кыргызским погранведомством руководил полковник Курманкул Матенов. Он еще в 1999 году во время баткенских событий попал в плен к боевикам ИДТ. Имаму ИДТ понадобилось лишь 15 суток для религиозной вербовки Матенова. Последний стал не просто религиозным фанатиком, но еще и активным проповедником идей крайнего исламизма и фундаментализма. Такая странная ситуация с руководителем погранвойск была описана в специальном обращении в правительство коллегами Матенова. Может быть, по этой причине он был смещен со своей должности?

(продолжение следует)

Виктор Михайлов

23.05.2014