Мусульмане в Германии уже давно перестали быть просто меньшинством, превратившись в серьезную внутриполитическую силу, которая все активнее заявляет о своих правах. Немалая часть общественности в Германии убеждена, что угроза терроризма исходит не только из-за рубежа, но и от мусульман, живущих в самой Германии.

Немцев не может не волновать, что мусульманская община в их стране все больше становится похожа на государство в государстве. С одной стороны, ислам давно перестал быть чем-то далеким, став явлением окружающей действительности. С другой - непосвященные и далекие от ислама люди совершенно не представляют себе, чем на самом деле живут их соседи-мусульмане. В самом деле, жизнь мусульманской общины закрыта от посторонних глаз, а ее истинные лидеры находятся вне публичной сферы. Интересы этой общины не представляет ни одна из крупных политических партий. В Германии прекрасно понимают, что живущие здесь мусульмане находятся под сильным идеологическим влиянием извне, из стран мусульманского Востока, однако – задаются вопросом многие немцы – не означает ли это, что многие мусульмане страны готовы, в угоду этим внешним силам, пренебречь законами самой Германии, светскими устоями ее государственности?

В этой связи серьезной проблемой для страны стало нежелание значительной части мусульманской общины интегрироваться в немецкое общество. До сих пор в городах ФРГ можно встретить немало выходцев из Турции и других мусульманских стран, постоянно проживающих в Германии и при этом совсем не говорящих по-немецки. Нравы и обычаи, распространенные в мусульманской общине, нередко становятся причиной конфликтов с представителями остальной (немусульманской) части населения страны.

Таким образом, остро стоит вопрос о поиске посредников для диалога между исламскими общинами и остальной частью немецкого общества – посредников, которые пользовались бы авторитетом среди исламских общин и в то же время были бы открыты европейским ценностям и лояльны западной демократии. По мнению немецких политиков и общественных деятелей, такими посредниками могут и должны стать те мусульманские богословы, в частности, имамы мечей, которые восприняли или готовы воспринять европейские либеральные ценности. Однако такая постановка вопроса упирается в другую проблему – хроническую нехватку квалифицированных служителей мечети в мусульманских общинах страны.

Несмотря на то, что потребность в образованных имамах существует в Германии не первый год, до сих пор официальная позиция федерального правительства и правительства земель состояла в том, что собственная система подготовки исламских богословов Германии не нужна. Это не означает, что мусульманские общины страны не могут в частном порядке создавать учебные заведения начального уровня и исламские просветительские центры – как раз наоборот. Официальной статистики на этот счет нет, однако, по словам эксперта по проблемам мусульманской общины Германии Ахмеда Сеньюрда, в 2003 году частные мусульманские школы (медресе) Германии посещали не менее 70 000 детей.[1]

Другое дело исламские вузы. Государство не поддерживает идею мусульманских организаций об их открытии на территории Германии. Тем из немецких мусульман, кто желает получить фундаментальное исламское образование, приходится, таким образом, по меньшей мере, несколько лет отучиться за границей. Если исходить из того, что интерес к исламскому духовному образованию среди молодых мусульман Германии не снижается, можно предположить, что с каждым годом все больше молодежи из мусульманской общины будет уезжать в поисках знаний в Турцию, страны Арабского Востока и т.д. В этой связи встает извечный вопрос: какому именно исламу их там обучат и с какими взглядами эти люди вернутся домой?

Политики в Германии понимают всю щекотливость сложившейся ситуации. Все больше сил в обществе (как внутри мусульманской общины, так и вне нее) призывают развивать в стране систему высшего исламского образования, однако любые шаги в этом направлении – какими бы они ни были - вызовут волну критики в адрес правящей коалиции. К тому же, сложно предсказать, как нововведения будут восприняты в самой мусульманской среде и не лучше ли оставить все как есть, если риск неудачи этих преобразований не оправдывает того положительного эффекта, который они могут дать. И все же, судя по всему, политический вектор в настоящее время сдвигается в сторону перемен.

Мусульманская община Германии: цифры и факты

В настоящее время в Германии проживают от 3,8 до 4,2 миллионов мусульман. В процентном соотношении мусульмане составляют от 4,6 до 5,2% от 82-миллионного населения страны. Большую часть мусульманской общины (от 2,5 до 2,7 миллионов) образуют выходцы с территории Турции[2] либо их потомки, рожденные уже в самой Германии. Вторая по численности группа объединяет переселенцев с Балкан, главным образом, мусульман Боснии, Албании, а также других стран региона (500-600 тыс. чел.).[3] Стоит отметить, что мусульманское население ФРГ относительно молодо: только среди турецкого и курдского населения детей школьного возраста примерно 700 тысяч из 2,7 млн. Последний фактор неизбежно переводит вопрос о мусульманах в Германии в плоскость образовательной политики.

Значительная часть турецкой диаспоры Германии (до 40%) - это граждане Турции, не имеющие немецкого гражданства. Последнее обстоятельство, помимо прочего, дает властям Турции моральное право выстраивать собственную политику в отношении этих людей, не слишком считаясь с мнением Берлина.

Центром духовной жизни мусульман, как известно, являются мечети: в Германии их насчитывается до 2800[4]. При этом, активных прихожан мечетей в Германии не более 500 тыс. человек (12-13% всех мусульман).[5]

Костяк исламской общины ФРГ составляет, как уже было сказано, турецкая диаспора, представленная множеством религиозных организаций, у которых нет общей централизованной структуры. Вместо этого они делятся на 5-6 конкурирующих между собой объединений. Большинство «турецких» мечетей Германии прямо или косвенно относятся к одному из этих объединений, среди которых выделяются:

- «Турецкий исламский союз по делам религии» - DITIB (контролирует около 300 мусульманских организаций и от 800 до 900 социальных групп, т.е. прихожан мечетей, молитвенных комнат и др.),

- «Центральный совет мусульман в Германии» (порядка 400 социальных групп),

- «Исламский Совет» вместе с близким ему исламским обществом «Милли Гёрус»(700 и от 400 до 600 групп соответственно) и

- «Союз исламских культурных центров» - VIKZ (200-300 гр.).[6]

В общей сложности, крупнейшие объединения мусульманских организаций страны насчитывают от 310 000 до 800 000 тыс. членов (в процентном соотношении это равняется 8 - 20% от 4-миллионной мусульманской общины).

Формальным лидером по количеству ассоциированных членов является DITIB (до 150 тыс. чел.), далее следует «Исламский Совет» (около 140 тыс. чел.), численность остальных организаций не превышает 50 тыс. Впрочем, с учетом наличия у формально немногочисленной «Милли Гёрус» большого числа (до 100 тыс. чел.) сторонников за пределами организациями, наиболее влиятельной силой в диаспоре следует признать альянс «Исламский совет» - «Милли Гёрус», а не DITIB.

Каждая из вышеупомянутых структур имеет, к тому же, идеологические, организационные, правовые и другие особенности.

DITIB зарегистрирована в Германии как независимая общественная организация, однако фактически является филиалом DIYANET - турецкого правительственного агентства по делам религии, известного своей жесткой централизацией. В Турции это агентство безраздельно ведает вопросами, касающимися религиозных общин: все личные дела имамов страны проходят через DIYANET, оно утверждает духовных лиц и контролирует их работу. В качестве одной из главных своих задач эта организация видит сдерживание угрозы радикального исламизма. Хотя обе организации имеют принципиально разный статус, DITIB не скрывает, что хотела бы получить хотя бы часть тех функций, которыми наделена DIYANET в Турции. В частности, «Турецкий исламский союз» Германии стремится монополизировать свое право представлять немецких мусульман в диалоге с государством - на федеральном и региональном уровнях.[7]

Критики DITIB выказывают недовольство неоднозначными связями этой организации с турецкими властями. Так, в прошлом году спикер СДПГ по вопросам внешней политики Вифельшпютц потребовал немедленного расследования взаимоотношений между DITIB и официальной Анкарой.[8] Настороженность в Германии вызвала также информация о возможном финансировании DITIB из Саудовской Аравии. Не секрет, что DIYANET – турецкое агентство, контролирующее DITIB - официально финансирует мусульманские организации турок Европы из средств, полученных от саудовской «Всемирной мусульманской лиги». Соответствующее соглашение между турецкими властями и саудовской организацией было подписано в 80-е гг.[9]

«Исламский Совет» вместе с дружественным ему обществом «Милли Гёрус» пользуются поддержкой до 7% живущих в Германии мусульман. «Исламское общество Милли Гёрус»[10] считается в Германии радикальной исламско-фундаменталистской организацией и в настоящее время официально находится под наблюдением немецкой контрразведки – Федеральной службы защиты конституции Германии. Это означает, что против общества в любой момент могут быть выдвинуты самые серьезные обвинения, от шпионажа до пособничества терроризму.

Особое раздражение немецких политиков вызывают нескрываемые контакты между «Милли Гёрус» и представителями правительства Турции/правящей партии «Справедливость и Развитие». Несколько лет назад премьер-министра страны Р. Эрдоган демонстративно принял представителей немецкого организации «Исламского общества» в ходе своего визита в страну. По утверждениям немецких СМИ, в 2003 году правительство Турции также поручило дипломатическим представительствам страны в европейских государствах активнее взаимодействовать с «Милли Гёрус».[11]

В свою очередь, «Союз исламских культурных центров» подозревают в связях с международным пантюркистским движением и турецкими националистическими организациями, такими как группа сулейманитов («Сулейманджи»).[12]

Говоря в целом, ахиллесовой пятой всех вышеперечисленных организаций является то, что они лишены социальной базы среди нетурецкой части исламской общины Германии, а это, как минимум, одна ее треть, или 1,3 млн. человек. Тем не менее, данное обстоятельство не мешает представителям всех этих организаций заявлять, что они выражают интересы целой общины.

Что же касается диаспор других мусульманских народов, крупнейшая из них объединяет выходцев из Боснии и Герцеговины (боснийских муслиман, или босняков). У религиозных организаций босняков ФРГ также есть своя зонтичная структура - «Исламское общество босняков в Германии» (Die Islamische Gemeinschaft der Bosniaken in Deutschland e. V.), которая по своей численности и влиянию значительно уступает турецким. В состав IGBD входит 61 община, каждая из которых имеет в пользовании мечеть или молельное помещение без минарета.

Кадры решают все: дефицит квалифицированных имамов в немецких мечетях и пути его преодоления

Из года в год спрос на квалифицированных имамов-богословов в мусульманских общинах Германии стабильно превышает предложение. Особенно остро ощущается дефицит сведущих проповедников, имам-хатыбов[13]. Образованных имамов, постоянно работающих только с одной общиной и получающих за это жалование, имеют лишь около полутора из более чем двух с половиной тысяч немецких мечетей. В остальных службы проводят имамы-совместители, которые проводят большую часть времени вне общин и поэтому объективно не могут быть духовными наставниками мусульманской молодежи.[14]

Разные силы в мусульманской общине предлагают различные пути решения этой проблемы.

Так, среди не самых крупных объединений мусульманских организаций страны, господствует мнение, что имамами мечетей должны быть не иностранцы, а люди, выросшие в той общине, где им предстоит работать.

К примеру, босняцкие общины Германии, руководствуясь этой логикой, регулярно отправляют своих представителей на учебу в исламский университет Сараево, с которым у них налажены крепкие связи. Это позволяет организациям боснийских мусульман подготовить для своих общин достаточное количество квалифицированных богословов.

Другие организации, например, VIKZ, делают ставку собственные образовательные ресурсы. Обучение слушателей происходит на базе центров, созданных при мечетях. Учебный курс продолжается четыре года и, по желанию слушателя, может быть дополнен годичной стажировкой в Турции. Занятия предлагаются как для юношей, так и для девушек, хотя последние, разумеется, не смогут по окончании курса занять должность имама. На сегодняшний день из более чем трехсот общин, входящих в VIKZ, приблизительно две сотни имеют квалифицированных служителей мечети, выучившихся в Германии.

Что до крупнейшей из турецких мусульманских организаций – союза DITIB, то его руководство полагает, что в преимущественно турецкой по своему национальному составу общине должны работать квалифицированные богословы из Турции. Соответственно, по мнению представителей Союза, для выхода из создавшейся ситуации нужно приглашать в страну больше имамов.

Это не означает, что DITIB игнорирует образовательную и просветительскую работу среди мусульман страны или выступает против введения в Германии высшего исламского образования – отнюдь. К примеру, эта организация финансирует многие частные исламские школы в Баварии, Нижней Саксонии и Баден-Вюрттемберге.[15] Однако, по мнению представителей Союза, мусульманская община ФРГ еще не скоро сможет своими силами выучить достаточное количество богословов, а потому в краткосрочной перспективе решение кадровой проблемы требуется искать вне общины.

Справка: По данным «Немецкой исламской конференции»[16], в настоящее время в мечетях Германии заняты свыше 2000 имамов. Более 90% из них являются выходцами из других стран. Среди них около 70% представляют Турцию и оставшиеся 30% - республики бывшей Югославии и страны Северной Африки.

Примечание: Менее 10%, которые приходятся на автохтонных имамов, это около 200 человек. Хотя официальной статистики на этот счет нет, вероятно, что одних только немецких выпускников зарубежных исламских вузов в стране насчитывается намного больше. Тем не менее, судя по данным НИК, доля последних от общего числа практикующих имамов – ничтожно мала. Остается неясным, почему люди из этой категории нечасто становятся имамами мечетей. Вероятнее всего, причина кроется в недоверии к ним со стороны руководителей мусульманских организаций, представителей старшего поколения.

Проблема заключается в том, что в Германии не существует такой профессии, как имам мечети. Официально пригласить в Германию имама из азиатской или африканской страны можно только в том случае, если такая практика предусмотрена межправительственным соглашением с соответствующей страной. С Турцией такое соглашение есть. По его условиям, власти этой страны ежегодно направляют на работу в ФРГ не более 500 предварительно отобранных исламских богословов, имеющих за плечами, как минимум, 3-летний опыт обучения в исламском вузе. Германия сама определяет квоту на имамов-иностранцев.[17] При этом каждые 4 года происходит их обязательная ротация. Турецкие имамы, как правило, попадают в Германию по трудовому договору, заключенному с местной религиозной общиной, по истечении которого они должны покинуть страну. Таким образом, нынешняя квота и условия пребывания иностранных имамов в Германии таковы, что этих имамов не хватает, чтобы удовлетворить потребности одних только организаций, входящих в DITIB, не говоря уже обо всей мусульманской общине.

Кроме Турции, подобного соглашения с Германией нет ни у одной страны исламского мира. То, что исключение было сделано для Анкары, на самом деле, неудивительно, учитывая преобладание этнических турок в мусульманской общине ФРГ. Тем не менее, в настоящее время многие в Германии не уверены в полезности такого партнерства. Если прежде Турцию воспринимали как надежного союзника в борьбе с исламистами, который эффективно сдерживает их в своем доме и не допустит просачивания радикальных элементов в число командированных за рубеж, то в последние годы действия турецкого руководства заставили немецких политиков усомниться в благонадежности этого своего партнера. Как утверждают критики Турции, официальная Анкара в последние годы все активнее «заигрывает» с «Милли Гёрус» и прочит это общество на роль DITIB в турецкой диаспоре ФРГ.

Кроме того – заявляют противники сотрудничества с Турцией - даже если предположить, что Анкара поможет избавить немецкие мусульманские общины от влияния исламистов, она не избавит их от самой себя! А то, что турецкое правительство контролирует присылаемых им богословов, не отрицают даже сторонники продолжения сотрудничества.

Во-первых, не секрет, что все духовные лица, занимающие в Турции должность имамов, фактически назначаются государственным чиновникам и зависят от них. Те же имамы, которых турецкие власти командируют в Европу, напоминают по своему статусу сотрудников дипломатического представительства. Они прикреплены к соответствующему посольству или генконсульству Турции и подотчетны турецкому атташе по религиозным вопросам. Нет сомнения, что, при необходимости, все эти имамы будут проводить в мусульманских общинах Германии ту идеологическую линию, которая выгодна Анкаре.

Несмотря на то, что большая часть критики в адрес турецких имамов имеет политический подтекст, у этой критики есть и другие, более объективные основания. В первую очередь, это касается неспособности имамов-иностранцев адаптироваться к той среде, где им приходится работать. Подавляющее большинство прибывающих из Турции богословов совсем не знают немецкого языка и имеют лишь смутное представление о законах, политическом строе, обычаях, общественных нормах и прочих культурных особенностях Германии. При таком раскладе сложно представить себе, как они собираются искать взаимопонимание, к примеру, с молодыми прихожанами мечетей - представителями третьего поколения турецких мигрантов, многие из которых аналогичным образом не владеют турецким языком и не воспринимают турецкие обычаи и традиции.

Неудивительно, что в настоящее время компетентные органы в Германии рассматривает сотрудничество с Турцией в вопросе об имамах скорее как вынужденную меру и в перспективе надеется совсем от него отказаться.

В поисках выхода…

Будут ли теологов-мусульман учить по программам и методикам христианских теологических факультетов?

Конечно, главный вопрос, который поднимают в этой связи представители немецких университетов, региональных министерств образования и общественных организаций – где взять замену имамам-иностранцам? Вариант, который больше всего устраивает мусульманские организации страны, - открытие нескольких исламских вузов под управлением самих этих организаций, неприемлем из-за неизбежного противодействия консервативного лагеря в немецкой политике. Куда более реальной выглядит перспектива внедрения элементов духовного образования в учебную программу светских вузов страны.

В то время как светский (критический) подход к изучению ислама в немецких университетах практикуется давно и широко (в рамках таких направлений, как исламоведение, ориенталистика и др.), высшего духовного исламского образования, включающего широкий комплекс теологических дисциплин, в Германии никогда не было. Были, правда, попытки обучения студентов светских университетов отдельным дисциплинам из этого комплекса, таким как исламская педагогика. Одна из таких попыток отмечена в 2004 году, когда в Университете Франкфурта-на-Майне при финансовой поддержке DITIB были открыты две кафедры обучения основам ислама. В том же 2004 году кафедра исламской теологии была открыта в Университете Мюнстера (Северный Рейн-Вестфалия). Преподавать ислам - мусульманам здесь должен был проф. Мухаммад Свен Калиш, однако проект застопорился из-за конфликта с мусульманской общиной.

Разработка первой в Германии комплексной, всесторонней программы теологического образования началась в начале 2009 года в стенах Университета Оснабрюка (Нижняя Саксония). В первую очередь, здесь был создан Центр межкультурных исламских исследований, важным направлением работы которого стало развитие исламской религиозной педагогики. Первые разработки этого центра будут опробованы уже осенью этого года (с зимнего семестра 2010/2011), когда в университете стартуют годичные курсы повышения квалификации для практикующих имамов. Как заявил министр внутренних дел и интеграции Нижней Саксонии Уве Шюнеманн (ХДС), о высшем богословском образовании речи пока не идет. Данные курсы рассчитаны на людей, владеющих основами исламской теологии, и не ставят перед собой задачи углубления этих знаний. Вместо этого, они нацелены на повышение языковой компетенции имамов, их знаний в области политики и общества в Германии, а также навыков внутриобщинной педагогики. Поддержку Университету Оснабрюка в этом начинании оказывает земельное правительство Нижней Саксонии.

Что же касается главной цели – разработки фундаментального курса исламской теологии, то, как заявил Джейлан, он может появиться в учебном плане университета уже в ближайшие три года.

Как заявляют в Университете Оснабрюка, при составлении учебного плана и общей концепции специальности «Исламская теология» за образец будут взяты программы факультетов католического и евангелистского богословия.

По словам профессора Рауфа Джейлана, речь идет об уникальной в своем роде программе, в которой, помимо дисциплин, традиционных для исламских духовных институтов, таких как тафсир, фикх и хадис, слушателям будут предлагаться обзорные лекции по христианской теологии, межкультурной педагогике и т.д.[18]

Первая реакция мусульманской общины была скорее положительной. По словам Джейлана, инициативу Университета Оснабрюка поддержали большинство мусульманских организаций, действующих в регионе. С критикой выступили только представители DITIB, которые считают, что Оснабрюк – не самое удачное место для реализации подобной программы, поскольку коранические науки здесь никогда раньше не преподавались. Вероятнее всего, этим критика не ограничится. Поскольку программа для мусульманских студентов, по сути, создается по лекалам университетской христианской теологии, это может быть расценено как попытка навязать мусульманам чужеродные принципы и методы образования.

Научный совет ФРГ: требуется минимум 2-3 центра исламской теологии

Как бы то ни было, высока вероятность того, что примеру Университета Оснабрюка последуют другие вузы страны и что именно выстраиваемая этим университетом модель, ориентированная на опыт христианской теологии, будет взята ими за основу.

В январе этого года Научный Совет Германии[19] опубликовал многостраничный доклад о проблемах и перспективах преподавания богословских дисциплин, а также светских наук об авраамических религиях в вузах Германии. В этом докладе содержится, в частности, рекомендация федеральному и земельным правительствам открывать институты исламской исламских в стенах немецких университетов.

В докладе особо подчеркивается, что это должны быть именно государственные университеты, а не частные вузы. Предполагается также, что центры будут интегрированы в университетскую структуру, а слушатели курсов станут полноценн что должно способствовать лучшему восприятию слушателями и студентами этих центров философских традиций немецкого высшего образования, его критического духа.

Участие в инициативе может принять любой заинтересованный вуз, в котором имеется достаточная научная база. На первом этапе Совет рекомендует ввести подобные программы в двух-трех университетах, число которых со временем предполагается увеличить хотя бы до 5-6. Будущие исламские институты должны включать не менее 5 кафедр.

Финансировать этот проект федеральный центр и регионы будут совместно.[20] Разработчики инициативы надеются, что имамы, прошедшие подготовку в светских вузах страны, станут поддерживать идею интеграции религиозных мусульман в немецкое общество и доказывать своим единоверцам преимущества этой интеграции.

После выхода доклада желание участвовать в программе изъявили многие вузы страны, в том числе те, где подобные планы вынашивались и раньше: Университеты Оснабрюка, Мюнстера, Тюбингена, Штуттгарта, Эрлангена-Нюрнберга и другие.

Перспективы инициативы

В начале этого месяца правительство Германии в лице федерального министра внутренних дел Томаса де Майзире высказалось за претворение в жизнь рекомендаций Научного совета и подтвердило готовность оказать проекту финансовую помощь.[21] Однако успех или неудача инициативы будет также зависеть от того, найдет ли она поддержку среди местных мусульманских общин, особенно тех регионов, где и предполагается учредить институты исламской теологии. И здесь многое будет зависеть от выбора союзников среди мусульманских зонтичных организаций. В своем докладе Научный Совет Германии рекомендовал университетам и правительственным учреждениям привлечь в качестве партнера при реализации этой инициативы Координационный совет мусульман ФРГ. Реакция DITIB, ревностно оберегающего свое привилегированное положение, не заставила себя ждать. Руководитель отдела межконфессионального диалога «Турецко-исламского союза» Бекир Альбога уже заявил, что не видит необходимости в «имамах с дипломом немецких университетов».[22] Представители других мусульманских организаций высказывают сдержанный оптимизм, в котором, правда, слышны скептические нотки. Некоторые, к примеру, сомневаются, что выпускнику вуза будет интересно работать имамом, скажем, в небольшой провинциальной общине. Дебаты по поводу предстоящей реформы только начинаются.

Вместо заключения

В настоящее время министерства по делам культов[23] федеральных земель Германии обсуждают планы введения в программу немецких общеобразовательных школ урока ислама для мусульманских подростков, причем на немецком языке и по учебникам, одобренным Государственным надзором за школьным образованием ФРГ.[24] Чиновники исходят в этом вопросе из того, что если мусульманские дети не будут получать информацию о своей религии от школьных учителей, они получат ее от активистов исламско-фундаменталистских и турецких «национал-исламистских» движений. Ни для кого не секрет, что и те, и другие начинают «работать с молодежью» еще в средней школе.

Похоже, в Германии приходят к выводу, что нейтрализация радикальных элементов внутри мусульманского меньшинства невозможна без государственной поддержки духовного образования на всех его уровнях.

Александр ЖУКОВ, 20.03.2010

[1] Публикация Suddeutsche Zeitung, 20.10.2003

[2] Имеются в виду турки и курды; Особое положение в их среде занимают алевиты, составляющие не менее 10 % от общей численности диаспоры. Подробнее об алевитах – самом крупном религиозном меньшинстве Турции – см. REUTERS, Турецкие алевиты в борьбе за религиозную свободу, 6 мая 2008 г. Перевод «Портал-Credo.Ru». URL: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-19855.html

[3] Prof. Dr. Rauf Ceylan, Wer predigt den Islam in Deutschland? / КтопроповедуетисламвГермании? Публикация с сайта «Немецкой исламской конференции» от 06.11.2009. URL: http://www.deutsche-islam-konferenz.de/cln_117/nn_1319566/SubSites/DIK/DE/Themen/Imame/ZahlenDatenFakten/zahlen-daten-fakten-node.html?__nnn=true

[4] Реальные цифры могут быть больше официальных, особенно если учесть, что под «мечетями» понимаются также молельные дома, не имеющие ни минарета, ни характерных (т.н. «исламских») архитектурных особенностей. В немецкоязычном дискурсе для различения этих явлений пользуются понятиями «мечеть с минаретом» и «без минарета». По всей видимости, авторы инициатив против строительства минаретов в Швейцарии держали в уме не сколько сами эти пристройки, сколько именно мечети классического архитектурного стиля, поскольку, с т.з. суннитской традиции, нельзя возводить мусульманский храм без минарета.

[5] Islam and identity in Germany. International Crisis Group, Europe Report N°181. Брюссель, 14 марта 2007 // Далее – ICG //Стр.9;   «Neue Daten zum Islam in Deutschland», 23 October 2003, www.ekd.de/ezw/36164

[6] ICG, стр. 10

[7] DITIB небезуспешно движется к этой цели. Так, на форумах «Немецкой исламской конференции» - дискуссионного проекта, созданного по инициативе МВД Германии, - «Турецкий исламский союз» имеет наибольшее представительство среди всех мусульманских организаций. В 2006 г. DITIB получил эксклюзивное право представлять мусульманскую общину на «Саммите интеграции», прошедшем под председательством Ангелы Меркель. Амбиции DITIB находят поддержку официальных властей Турции. В 2004 на конференции в Анкаре премьер-министр страны Р. Эрдоган высказал надежду, что DITIB/DIYANET получит привилегированное право партнерства с ЕС в вопросах своей компетенции. (ICG, 7)

[8] Presseschau – Turkische Presse vom 16.02.2009 / Обзор турецкой прессы за 16.02.2009. Журнал MIGAZIN. Публикация от 16 февраля 2009 г. URL: http://www.migazin.de/2009/02/16/presseschau-turkische-presse-vom-16022009-ditib-imame-familienzusammenfuhrung-in-frankreich-volkszahlung-2011/

[9] Deutschland: Entwicklung von Parallelgesellschaften / «Германия: развитие параллельных обществ», информация с интернет-сайта гражданской инициативы Zukunft Europa («Будущее Европы») URL: http://freenet-homepage.de/zukunft-europa/islam/parallel.html

[10] Milli Gorus – «народное видение» (тур.) – международное исламистское движение, основанное бывшим премьер-министром Турции Ниджметтином Эрбаканом. Важнейшими структурными подразделениями этого движения считаются турецкая политическая партия Saadet Partisi и действующее в Западной Европе «Исламское общество Милли Гёрус» (IGMG). В Германии IGMG вменяют в вину поддержку экстремистских групп за рубежом, в частности в Боснии и Алжире, антисемитизм в печати, недопустимые для общественной организации связи с зарубежными (турецкими) политическими партиями, половая дискриминация девушек и женщин, призывы к сегрегации по половому признаку и др.

[11] Stuttgarter Nachrichten, 26.04.03; Stuttgarter Nachrichten, 03.03.03

[12] Сулейманджи (сулейманиты) - последователи турецкого имама Сулеймана Тунахана (1888-1959). Выступают против государственного контроля над религиозными организациями. Поддерживают тесные связи с несколькими крупными турецкими партиями националистического и исламистского толка.

[13] Хатыб (хатиб) – в переводе с арабского: «читающий проповедь» - название неофициальной должности у мусульман. В обязанности имам-хатыба входит руководство праздничным пятничным богослужением, чтение вслух молитвы в мечети и религиозная проповедь (хутба).

[14] Wissenschaftsrat: Empfehlungen zur Weiterentwicklung von Theologien und religionsbezogenen Wissenschaften an deutschen Hochschulen, Berlin, 29. Januar 2010 / Научный совет Германии: Рекомендации по дальнейшему развитию теологических наук и наук о религиях в вузах Германии. Берлин, 29 января 2010. URL: http://www.wissenschaftsrat.de/texte/9678-10

[15] ICG, cтр. 7

[16] Дискуссионный форум, организованный в 2006 году по инициативе МВД Германии. Регулярные заседания НИК включают функционеров крупнейших зонтичных структур мусульман страны, представителей власти и гражданского общества Германии.

[17] В 2006 г. Турция отправила на работу в Европу около 800 имамов, в т.ч. в Германию - 485, в Нидерланды – 95, во Францию – 67, в Бельгию – 43, в Австрию – 28, в Швейцарию – 20 человек соответственно.

[18] Imam-Ausbildung: Ein Gesprach mit Prof. Rauf Ceylan, Osnabruck. Von Malik Ozkan / Обучение имамов: беседа с профессором Рауфом Джейланом, Оснабрюк. Беседовал Малик Озкан. 20.02.2010 URL: http://www.islamische-zeitung.de/?id=13007

[19] Научный совет Германии – важнейший консультативный орган ФРГ по вопросам политики в области высшего образования, объединяющий представителей немецкой профессуры, а также федеральных и региональных правительственных чиновников.

[20] Deutsche Universitaten sollen Imame ausbilden //Немецким университетам следует готовить имамов, Suddeutsche Zeitung, 30.01.2010. URL: http://www.sueddeutsche.de/jobkarriere/459/501712/text/

[21] Mariam Lau, De Maiziere will Ausbildung von Imamen fordern // Де Майзире желает спонсировать обучение иммов // DIE WELT, 4 марта 2010. URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article6652028/De-Maiziere-will-Ausbildung-von-Imamen-foerdern.html

[22] Deutsche Universitaten sollen Imame ausbilden //Немецкимуниверситетамследуетготовитьимамов , Suddeutsche Zeitung, 30.01.2010. http://www.sueddeutsche.de/jobkarriere/459/501712/text/

[23] Министерства культов ведают вопросами культуры и просвещения в правительствах некоторых земель ФРГ.

[24] Deutschland: Entwicklung von Parallelgesellschaften / «Германия: развитие параллельных обществ», информация с интернет-сайта гражданской инициативы Zukunft Europa («Будущее Европы»)

Источник Институт религии и политики, 20.03.2010