Ближний Восток застыл в напряжённом ожидании того, ответит ли Иран Израилю «ударом возмездия» на убийство двух генералов КСИР в Дамаске, если да, то как. Ставится ещё один вопрос: что будет дальше в регионе и будет ли большая война?

Правда, Тегеран заявил, что «накажет агрессора двояко – тактически и стратегически», что предполагает некоторую паузу в принятии решений, и что обуславливается серьёзными обстоятельствами. Во-первых, как пишет издание Advance, в Тегеране есть понимание того, что «Израиль пытается вовлечь в региональную войну Иран и создать тотальный хаос на Ближнем Востоке». Такой ход событий сейчас невыгоден Ирану.

Во-вторых, ситуация складывается таким образом, что США выступает в роли непрямого посредника в урегулировании дамасского инцидента. Не случайно после него состоялся телефонный разговор между президентом США Джо Байденом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, после чего представитель Совета национальной безопасности Джон Кирби заявил, что «поддержка США Израиля в его защите от целого ряда угроз остается непоколебимой». Этот сигнал адресован больше Тегерану, нежели Тель-Авиву. В тоже время в США и в Израиле понимают и то, что Иран оказывается в своеобразной «ловушке», когда «нужно сохранить лицо и подготовить серьёзный ответ».

Но для этого, как пишет ливанское издание Lebanon24, «Ирану необходимо в первую очередь выявить в недрах своей разведки «крота», который выдает секретную информацию израильской спецслужбе «Моссад». Любопытно, что израильские спецслужбы сейчас уверенно заявляют, «у граждан страны нет причин для паники, нет страха быть втянутым в региональную войну».

Как заявил Haaretz военный аналитик Амос Харель, «наиболее реалистичные сценарии реализации иранской угрозы заключаются в запуске крупномасштабных ракет из Ливана или Сирии, силами «Хезболлы», которая до сих пор полностью избегала этого, или других лояльных Ирану вооруженных формирований, или попытке нанести удар по одному из израильских посольств и штаб-квартирам еврейских общин по всему миру». Но Израиль полагает, что «действия Ирана будут иметь ограниченный характер» и отмечается, что «Иран не будет атаковать Израиль непосредственно со своей территории».

Тем временем США стали предпринимать более решительные попытки блокировать действия Израиля в Газе. Белый дом сообщил, что «Байден потребовал от Нетаньяху немедленно прекратить огонь в секторе Газа», а военный кабинет Израиля утвердил существенное увеличение гуманитарной помощи в этот сектор Газа, разрешил доставку грузов через морской порт Ашдода и пограничный терминал Эрез, против чего недавно категорически возражало израильское правительство. По всем признакам, снимается острота и вокруг Рафах. В этой связи Байден заявил, что «политика США в отношении сектора Газа будет определяться в соответствии с оценкой действий Израиля». Всё это, как считает Le Monde, «создаёт определённый фон, сковывающий предполагаемые акции возмездия со стороны Ирана, переводя их в зону «теневой войны».

Исходя из этого высказывается предположение, что «Иран будет держать в напряжении Израиль, размахивая, как домокловым мечом, акцией возмездия и манипулируя в публичном пространстве выбранным временем, местом и целью акции», но избегая полномасштабной эскалации с Израилем. Тегеран пока не отступает от подхода, принятого им с октября 2023 года, который заключается в том, чтобы избегать прямого конфликта с Израилем и Соединенными Штатами, поддерживая союзнические группировки, наносящие удары по Израилю, американским войскам и грузовым судам в Красном море. Но исключать иного сценария развития событий в регионе тоже нельзя.

Станислав Тарасов

Источник: