Институт изучения проблем стран Азии и Европы Национальной академии наук Таджикистана и кафедра дипломатии и внешней политики Таджикского национального университета издали монографию Шерали Ризоёна и Махмуда Гиёсова «Афганистан до и после возвращения «Талибана» (Душанбе, 2023. – 508 с.; «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в РФ). Книга посвящена событиям в стране, которая сегодня называется Исламский эмират Афганистан. Примерно пятая часть книги опубликована на таджикском, узбекском, казахском и английском языках с библиографией ряда публикаций на фарси, поэтому книгу правильнее называть сборником статей.

Книга адресована широкому кругу достаточно подготовленных читателей. Большое предисловие написал ведущий афганист СНГ, доктор исторических наук Косимшо Искандаров, бывавший в Афганистане и подчеркнувший, что в последние полвека серьезное влияние на Афганистан оказывает внешняя политика глобальных держав. Многие эксперты считают это заключение важнейшим.

В I разделе книги рассмотрены ситуация и перспективы развития Афганистана в условиях вывода из страны военного контингента США, а также вопросы расстановки политических сил и установление между ними политического консенсуса. Проанализированы интересы главных политических игроков – России, Китая, США, Пакистана и Ирана, сделан прогноз будущего радикальных групп в условиях мирного процесса. Определены позиции сторон и высказано предположение о малом проценте успешных переговоров по достижению устойчивого мира. Основное внимание уделено началу правления движения «Талибан» и установлено, что политика стран СНГ в Центральной Азии в Афганистане имеет принципиальные различия. Авторы приходят к выводу, что Узбекистан, например, «из-за экономической целесообразности, политических мотивов и для обеспечения собственной безопасности будет сотрудничать с «Талибаном», поскольку талибы пришли всерьез и надолго». Авторы констатируют, что «нулевую активность в отношении сотрудничества с «Талибаном» проявляет Таджикистан», и делают вывод о низкой вероятности улучшения отношений Таджикистана с экстремистскими и террористическими организациями.

Авторы подчеркивают, что Таджикистан выступает за создание инклюзивного правительства, прежде всего с участием таджиков, число которых составляет 46% населения. Резюмируя выводы раздела, авторы отмечают, что талибы в краткосрочной перспективе не окажут прямого воздействия на страны Центральной Азии, особенно на уровень безопасности. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе после своего усиления у «Талибана» появится возможность влиять на страны Центральной Азии.

Во II раздел книги вошли материалы, связанные с политикой стран СНГ по отношению к Афганистану, в первую очередь Таджикистана, главной целью которого названы поддержка мира и достижение национального согласия в стране. Авторы привели анализ возможных сценариев развития ситуации и отметили, что позиция Таджикистана по Афганистану отличается от позиции России и Китая и что президент Таджикистана Эмомали Рахмон в 2021 году высказался против признания движения «Талибан» легитимной силой. Вместе с тем отмечено, что Эмомали Рахмон будет проводить консультации с коллегами из других стран региона. В развитие этой мысли рассмотрены отношения двух стран до и после прихода движения «Талибан» во власть, а также проблема афганских беженцев в Таджикистане.

III раздел книги посвящен появлению в Афганистане запрещенных в РФ «Исламского государства», «Исламского движения Узбекистана» и «Ансоруллох» и их влиянию на безопасность Центральной Азии. Сделан важный вывод, что на данный момент реальные угрозы со стороны боевиков центральноазиатского происхождения безопасности государств Центральной Азии отсутствуют.

В этом разделе авторы уделили внимание угрозам боевиков центральноазиатского происхождения. По мнению Косимшо Искандарова, большинство из них – «выходцы из центральноазиатских стран и Кавказа, и они не скрывают своих намерений вернуться домой». По мнению авторов, потенциальная угроза для Таджикистана исходит и от «Талибана», хотя талибы никогда не декларировали нападение на северные страны. Оценивая эти угрозы, авторы делают вывод: страны СНГ готовятся ко всем сценариям, включая возможность боевиков из Афганистана проникнуть на их территорию. Обращает на себя внимание мнение одного из авторов, Шерали Ризоёна, изложенное в публикации от 26 июля 2022 года: «Эксперты из Центральной Азии в своих выступлениях на различных конференциях и в своих аналитических публикациях и интервью подчеркивают, что налаживание сотрудничества с «Талибаном» в конечном итоге приведет к их позитивной трансформации. По моему мнению, этому оптимистичному прогнозу не суждено сбыться, а угрозы и вызовы со стороны экстремистских организаций, действующих под патронажем «Талибана», в будущем будут возрастать для всех государств Центральной Азии».

IV раздел книги посвящен политике в Афганистане глобальных и региональных держав – США, России, Китая, Индии, Ирана и Пакистана. Рассмотрены российско-афганские отношения, а также их отношения с Афганистаном в период прихода к власти «Талибана».

В V раздел и в приложения вошли материалы состоявшегося в 2022 году 10-го Гератского диалога по безопасности, где вопрос легитимности «Талибана» обсуждался на нескольких сессиях. В разделе приведен текст перевода с фарси – выступление Ахмада Масуда, лидера Национального фронта сопротивления Афганистана, сына Ахмада Шаха Масуда.

Кто-то из читателей может утверждать, что ряд прошлых, настоящих событий и будущее Афганистана к теме сборника не относятся. Но для лучшего понимания темы стоило хотя бы кратко дополнить монографию тем, что до ввода советских войск в Афганистан страна была другой, и это время афганцы старшего возраста называют «золотым веком». Это неудивительно: до 17 июля 1973 года страной правил лидер пуштунского рода король Мухаммед Захир Шах. Поэтому стоило бы более подробно сказать, что он получил прекрасное военное и светское образование во Франции, владел рядом европейских языков и при этом реформаторе страна сделала шаги к европеизации и развитию прав женщин, что вызвало недовольство духовенства. Тем не менее Мухаммеда Захир Шаха в 1973 году сверг Мухаммед Дауд, Афганистан превратился в поле соперничества ряда стран.

В 1978 году в Афганистане произошла апрельская революция, а после устранения пророссийского Нура Мохаммада Тараки лидером страны стал Хафизулла Амин, дворец которого в конце 1979 года взял спецназ СССР. Во власти утвердился Бабрак Кармаль, которого затем сменил Наджибулла.

Касаясь прогноза возможной агрессии из Афганистана, следовало бы отметить, что нападать, например, на Таджикистан талибам нет смысла. В СМИ уже отмечалось, что Афганистан не применит беспилотники, системы ПВО, не форсирует Пяндж и не учредит «народные республики» или халифат. В стране нет нужного числа специалистов, БТР, танков, самолетов, вертолетов, ракет, иной техники и полевых госпиталей...

Вместе с тем ряд экспертов уверены: Афганистан невозможно победить, и это уже испытали войска ряда стран. Дело в менталитете афганцев – они никогда не подпишут акт о капитуляции, как это было во Второй мировой войне. Талибы живут в XV веке Хиджры, и быстро меняться они не будут, но других там нет и не будет. Поэтому, по мнению автора настоящей статьи, работать с «Талибаном» нужно, и такие шаги уже предпринимаются.

Любая книга об Афганистане – это ответственность, поскольку она создает представление о проблеме. Когда книга нравится всем, она не нуждается в многословии. Но в ряде случаев книга может повлечь принятие неверных и даже опасных для экономики и людей управленческих решений. Если об Афганистане будет складываться впечатление как об источнике длительных неопределенных вызовов и угроз, от которых надо защищаться, – это одни управленческие решения. Если надо взаимодействовать, не допуская вооруженных конфликтов, – это другие решения. Поэтому автор настоящей статьи полагает, что книгу можно рекомендовать целевой аудитории и спецслужбам для прочтения и использования с дополнением материалами, не вошедшими в сборник.

Андрей Захватов

Источник: