Когда отвод воды в строящийся канал сравнивают со средневековыми осадами городов, где осажденных старались лишить воды, это просто глупо: «Вашингтон начал осаду Узбекистана и хочет лишить нас воды с помощью канала Кош-Тепа в Афганистане. Через «Юэсэйд» Штаты выделили талибам 600 млн долларов на строительство этого канала» («Канал Кош-Тепа и водный кризис в Центральной Азии: факты и домыслы»).

Особенно, учитывая, что налицо явное передергивание: USAID действительно выделял около 600 млн, но только на создание ТЭО и подготовку прочей документации по строительству канала Куш-Тепа и это было еще в 2018-2020 гг. при правительстве Ашрафа Гани

Отсылка к USAID вроде бы должна убедить в наличии американской поддержки талибам. Хотя само нагнетание алармизмов по поводу строительства каналов выглядит как раз как заказом тех же США, в чьих интересах поддержание напряженности вокруг Афганистана

Начиная с распада СССР, страны Центральной Азии воду Амударьи делили без участия Афганистана, и Афганистан имеет полное право брать воду на основании договора с СССР 1946 года. И это никак не должно зависеть от того, кто сегодня в Кабуле у власти. Тут еще можно вспомнить неких Rivers without Boundaries из Австралии:

Давно уверен, что все эти Médecins sans frontières, Pharmaciens Sans Frontières, Reporters sans frontières… работают в интересах вполне конкретных заказчиков из числа не сильно афиширующих себя организаций в совершенно конкретных странах. Интересно, что для дискредитации попыток правительства талибов в Афганистане в связи со строительством канала Куш-Тепа объявились… Rivers without Boundaries — из Нового Южного Уэльса, это в Австралии (!)...

Влияния на ситуацию в региональной водной проблематике они никакого не окажут, конечно, просто, как и все эти, которые «без границ», информационного шума добавляют, возбуждая и некоторых авторов из числа антагонистов «Талибана».

Ответ на вопрос – что делать с этим каналом – давно озвучен и не только мной, но еще и Шавкатом Мирзиёевым: «Предлагаем рассмотреть вопрос вовлечения представителей Афганистана в региональный диалог по совместному использованию водных ресурсов». Конечно, талибы – сложные переговорщики, ну, а кто обещал, что будет легко?..

Да, и еще – и это главное – работать над вопросами водосбережения, чем пока, пусть и очень недостаточно, занимаются только в Узбекистане.

Александр Князев, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД

Источник: