Президент Украины Петр Порошенко в течение ближайших дней должен представить очередной мирный план по урегулированию ситуации на Юго-Востоке страны. О своем намерении глава «незалежной» заявил на брифинге в Брюсселе после встречи с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу.

В чем суть нового мирного плана Порошенко, доподлинно неизвестно. Но если судить по заявлениям автора, то это все тот же июньский план из пятнадцати пунктов. Правда, с некоторыми корректировками, которые были внесены «после консультаций с лидерами Евросоюза».

Напомним: первоначально мирный план Порошенко предусматривал «гарантии безопасности для всех участников переговоров, освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений, и освобождение заложников».

Как заметил глава МИД России Сергей Лавров, весь план сводился к тому, чтобы «ополченцы сдали оружие и дали себя уничтожить».

Как на практике Украина стремится к миру, мы уже видели: когда в конце июня первый раз объявлялось перемирие, силовики провели ротацию в войсках и стянули тяжелую технику к Донецку и Луганску. С тех пор обстрелы мирных кварталов происходили ежедневно.

Только успешное контрнаступление сил самообороны Новороссии позволило в корне изменить ситуацию в последние дни августа. И понятно, что теперь мирный план Порошенко на условиях Киева ополченцев не устроит.

А существует ли вообще на сегодняшний день «формула мира», которая бы удовлетворяла интересам всех сторон конфликта?

- Эта формула выглядит так: конфедеративное устройство Украины, с сохранением Луганского и Донецкого регионов в ее составе. И обязательно внеблоковый статус Украины, - считает заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин. – Но на волне стратегических успехов ополченцы сейчас могут не пойти на эти условия. Они думают, что если дальше продвинутся и расширят границы Новороссии, то их субъектность окончательно укрепится. И в глазах, кстати, России тоже.

А Киев, конечно, скорректирует мирный план в сторону больших полномочий этих двух регионов. Но ожидать, что будут какие-то серьезные параметры заложены по федерализации (тем более, по конфедерации), я думаю, пока не приходится.

Киев надеется, что все вопросы он будет решать с Москвой, и что Москва тоже пойдет на определенные уступки. Лидеров Юго-Востока украинские власти всерьез, к сожалению, не воспринимают. При этом они ждут, что Москва надавит на ополченцев.

В ближайшее время ждать прекращения огня не приходится. Я думаю, какое-то время еще будет сохраняться ситуация, когда одновременно будут и переговоры, и гуманитарные конвои, но при этом обе стороны попытаются улучшить свое положение и на фронте.

«СП»: - То есть, в сентябре, как ранее обещал Порошенко, война не завершится?

- А какие есть предпосылки для этого? Предпосылки могут быть такие: Европа с Россией находят общеприемлемую формулу вместе с Украиной по газовому вопросу. Украина обеспечивает поставки свободной электроэнергии в Крым. А Россия, например, делает уступки по вопросу о независимости ДНР и ЛНР и не идет на приднестровский вариант.

Если эти республики не примут условий Киева, а России не удастся здесь повлиять, то война будет продолжаться.

Вообще, очень сложно будет сохранить Донбасс в составе Украины после того, что произошло – после таких потерь, и после гибели такого количества населения. Поэтому, я охарактеризовал бы ситуацию, как патовую – выхода не вижу.

В идеале было бы, конечно, прекратить огонь и развести стороны километров на десять-двадцать. После этого вести дальнейшие переговоры уже во внутриукраинском формате, как, собственно, и предлагает наше руководство.

«СП»: - А в чем проблема? Кто против такого сценария?

- Надо учитывать, что положение Порошенко обусловлено еще предстоящими парламентскими выборами. Если он сейчас пойдет на резкую сдачу позиций, то может потерять голоса радикалов – а их достаточно много.

Тем не менее, если верить местным социологам, половина населения Украины желает прекратить эту силовую операцию. Вопрос: на каких условиях? Можно же спросить: «Вы желаете прекратить на условиях отделения Донбасса?»

Конечно, кто-то ответит: «Да гори оно синим пламенем! Не нужен нам этот Восток. Будем жить сами в другой Украине». Но значительная часть населения поддерживает продолжение этой операции.

Поэтому, я думаю, что до выборов Порошенко вряд ли захочет пойти на какие-то серьезные уступки, чтобы не быть обвиненным в сдаче позиции. Следовательно, рассчитывать и на скорое прекращение огня не приходится.

Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов напомнил, что «план Порошенко» из 15 пунктов не решил ни одного вопроса, из тех, что был призван решать:

- Фактически это был ультиматум по отношению к представителям ДНР и ЛНР с требованием в одностороннем порядке сложить оружие и принять все условия Киева. Ни о каких переговорах на равных речи там не было – только жесткий диктат.

Но сейчас мы очень надеемся, что приходит понимание - этот кризис можно решить только путем переговоров, путем компромисса. Представители самопровозглашенных народных республик очень наглядно продемонстрировали киевской власти, что у них есть ресурсы, с помощью которых они могут переходить в контрнаступление.

Хотелось бы надеяться, что новый план Порошенко по урегулированию военного конфликта будет, в первую очередь, подразумевать возможность диалога. А не навязывание своей толчки зрения и своего видения ситуации.

«СП»: - Но договариваться нужно о чем-то. О чем?

- Прежде всего, о прекращении огня с обеих сторон. В первую очередь, конечно, со стороны ВСУ. Мы знаем, что не прекращаются обстрелы городов. Гибнут мирные граждане. Повсюду колоссальные разрушения, которые каждый день выливаются в миллиардный ущерб.

Но чтобы переговоры были, действительно, конструктивными, Киев должен наконец-то научиться воспринимать представителей ДНР и ЛНР как равноправных субъектов переговоров. А не отмахиваться от них и не называть каждый раз «сепаратистами» и «террористами».

Если какие-либо переговоры между Киевом и Востоком Украины начнутся, то тогда, конечно, встанут вопросы и о государственном устройстве. То есть, возможна ли вообще сейчас конфедерация Украины, чтобы хотя бы формально она оставалась единым государством?

Еще можно говорить о конфедерации Донбасса на особых условиях, особых правах в составе Украины - были в мировой истории прецеденты подобного рода.

В любом случае на данный момент необходимо выработать, условно говоря, «дорожную карту»: либо цивилизованного «развода» - выхода этих регионов их состава Украины в течение какого-то времени (естественно, с учетом общих интересов). Либо проговаривать существование страны на конфедеративных началах.

Потому что чисто унитарное государство, на мой взгляд, сегодня уже невозможно.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, в свою очередь, не верит в возможность компромисса:

- «Формулы мира», которая бы устроила всех, на сегодня не существует. Именно в силу этого (я был бы рад ошибиться) любые новые мирные планы Порошенко останутся такими же нереализуемыми, как его предыдущие инициативы.

Все дело в том, что Порошенко опирается на те силы, которые хотят продолжать войну. Которые хотят очистить Донецкую и Луганскую области от населения – просто, чтобы сохранить торжество Украины над Новороссией. Если Порошенко попытается искать какие-то реальные компромиссы, его просто свергнут.

Думаю, что война будет идти до тех пор, пока либо в Киеве не произойдет очередной государственный переворот – что вполне возможно на фоне поражений на Юго-Востоке. Либо ополчение не войдет в Киев.

На очередной встрече контактной группы по Украине, которая после месячного перерыва собралась 1 сентября в Минске, представители ДНР и ЛНР предложили свою «формулу мира», обозначив условия, на которых они готовы проводить переговоры с Киевом. Заявлено, что Донецкая и Луганская народные республики согласны остаться в составе Украины, если правительство страны признает особый статус их территорий.

Кроме того, власти республик настаивают на прекращении силовой операции на Востоке Украины, признании русского языка, безусловной амнистии участникам ополчения и политзаключённым.

Также руководители Новороссии считают необходимым, чтобы киевские власти обеспечили помощь в преодолении последствий гуманитарной катастрофы, а также провели свободные выборы руководителей и депутатов всех уровней народных республик. В числе условий руководства республик Донецка и Луганска – восстановление жилья, коммунальной, транспортной и промышленной инфраструктуры, а также особого порядка внешнеэкономической деятельности, которая предусматривает углубление экономической интеграции с Россией и Таможенным Союзом.

Конкретные шаги по прекращению огня и возможность обмена заложниками по формуле «всех на всех», как заявил вице-премьер ДНР Андрей Пургин, будут обсуждаться на следующей встрече контактной группы, которая пройдет в Минске 5 сентября.

Светлана Гомзикова

01.09.2014

Источник: svpressa.ru