На пороге холодной зимы бойцы Свободной сирийской армии остались без американской помощи. Вашингтон и Лондон частично приостановили поставки нелетальной помощи сирийским повстанцам. Это сделано в связи с захватом исламистской группировкой штаб-квартиры и складов, где хранились оружие и боеприпасы. Такое развитие событий свидетельствует о дальнейшем ослабевании умеренной оппозиции, а значит, и влияния на ситуацию в Сирии США и их союзников. Эксперты все чаще говорят о том, что Запад может изменить курс и сделать ставку на джихадистов, которые становятся доминирующей силой в рядах противников режима президента Башара Асада.

США и Великобритания продолжают через международные и неправительственные организации, включая ООН, поддерживать мирное население гуманитарной помощью. Работает и программа по снабжению повстанцев, действующих на юге, стрелковым оружием и боеприпасами. В то же время прекращены поставки продовольствия, медицинских наборов, грузовиков, средств связи, поисково-спасательного оборудования, генераторов и портативных компьютеров для Свободной сирийской армии (ССА) на севере страны. "Исламский фронт", который был создан 22 ноября и объединил шесть крупнейших джихадистских группировок, захватил базы Высшего военного совета (ВВС) ССА в городе Атмех, а также КПП Баб аль-Хава на границе с Турцией (ближайший крупный населенный пункт в этой местности – Алеппо). В руки исламистов попали не только нелетальные грузы, но и оружие (известно, что его поставляет ЦРУ, кроме того оно могло быть саудовского или иного происхождения).

"Исламский фронт" пришел под видом союзника и предложил свою помощь в охране объектов от якобы готовящегося нападения "Исламского государства Ирака и Леванта" – группировки, связанной с "Аль-Каидой", но затем по принципу троянского коня взял их под свой контроль, причем без боя.

Из штаб-квартиры бежали начальник штаба ВВС ССА генерал Салим Идрис и остальное командование, что позволило исламистам разграбить ее. Идрис пересек границу с Турцией, оттуда в воскресенье отправился в столицу Катара Доху, а затем снова вернулся в свой турецкий дом. Вероятно, именно эта капитуляция предопределила решение Запада. Сейчас США пытаются убедить Идриса вернуться в Сирию. "ВВС ССА продолжает быть группой, с которой мы работаем, и мы хотели бы, чтобы другие страны оказывали ему помощь и поддержку, в этом плане ничего не изменилось", – сказала официальный представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки.

Инцидент также привел к временному закрытию сирийско-турецкой границы в турецком пограничном пункте Джильвегезю (область Хатай) – с сирийской стороны ему как раз соответствует КПП Баб аль-Хава. Это может затруднить перемещение беженцев. Еще в сентябре было известно о 500 тыс. сирийцев, бежавших в Турцию.

Инцидент в Атмехе связан с тревожной тенденцией усиления джихадистов. Все большее число повстанческих группировок, разочарованных в слабой поддержке Запада, переходит на сторону исламистов, которые гораздо щедрее финансируются и вооружаются арабскими странами Персидского залива. Отток из умеренного стана связан и с тем, что лидеры Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил не находятся в Сирии и не имеют отношения к боевым будням. В результате в ССА, некогда насчитывавшей до 150 тыс. боевиков, осталось лишь 40 тыс. человек. Это меньше, чем в одном только "Исламском фронте", где бойцов 45 тыс. Происходящее разжигает страсти в Конгрессе США, где как республиканцы, так и демократы требуют многократно усилить помощь умеренной оппозиции – от чего президент США Барак Обама отбивается уже более года (пока повстанцы не получают даже давно обещанных им бронежилетов и приборов ночного видения).

В этой же связи призрачными становятся и перспективы мирной конференции Женева-2 в швейцарском Монтре 22 января, да и политического урегулирования в целом, ведь сирийский конфликт все четче меняет конфигурацию и из противостояния официального Дамаска и оппозиции стремительно превращается в войну всех против всех. Среди повстанцев выделяется уже как минимум три все более враждебных друг к другу направления, на более ранних этапах сотрудничавших против Асада: умеренное прозападное (ССА), джихадистское, напоминающее афганских моджахедов 1980-х годов ("Исламский фронт", объединивший преимущественно салафитские группировки "Ахрар аш-Шам", "Сукур аль-Шам", "Армию Ислама", "Бригаду единства" и др.) и связанное с "Аль-Каидой", в основном подпитываемое боевиками из-за рубежа ("Джебхат ан-Нусра" и "Исламское государство Ирака и Леванта").

Таким образом, теперь США вынуждены балансировать между этими тремя течениями. Готов ли Белый дом поддержать группировки типа "Исламского фронта", чтобы на фоне ослабевания ССА не допустить новых военных успехов "Аль-Каиды"? Следует ли Вашингтону отказаться от принципа о помощи вооруженной сирийской оппозиции исключительно по каналу ВВС ССА? Это необходимо, иначе США могут полностью утратить влияние в сирийском конфликте, считают американские эксперты. "Администрация находится перед выбором – поддержать умеренные группы или эффективные группы", – сказал New York Times Эндрю Тейблер, эксперт по Сирии из вашингтонского Института ближневосточной политики. Контакты с исламистами расширяются. Недавно Вашингтон провел прямые переговоры с "Исламским фронтом". По данным Wall Street Journal, целью было убедить его представителей приехать на Женеву-2. Если эти усилия увенчаются успехом, то джихадисты смогут претендовать на участие в переходном правительстве.

Евгений Григорьев

13/12/2013

Источник: Независимая газета