В приграничном сирийском пункте Кесаб, населённом преимущественно армянами, боевики «Аль-Каиды» и фронта «Ан-Нусра» на прошедшей неделе устроили резню. По официальным данным погибли 80 человек. Из Кесаба в Латакию были эвакуированы порядка 700 армянских семей.

Появились утверждения, что экстремисты вторглись в Кесаб со стороны Турции. Такое возможно, поскольку по ходу развития сирийского кризиса исламистские боевые группы не раз использовали территорию Турции в качестве перевалочного пункта для проникновения в Сирию. Существуют также утверждения и о том, что в Кесабе орудовали боевики из Чечни и Азербайджана, что нуждается в особой проверке.

Тем не менее в этой связи Армянский Киликийский Католикос Арам I, а также Католикос Всех Армян Гарегин II квалифицировали события в Кесабе как «новый геноцид со стороны Турции».

Но так ли это, если принимать во внимание ряд важных обстоятельств? На первый взгляд, налицо совпадение ряда факторов. 23 марта над провинцией Латакия турецкими истребителями F-16 был сбит сирийский военный самолёт, принимавший участие в операции против боевиков. Премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил, что сирийский самолёт нарушил воздушное пространство Турции и поздравил даже Генштаб с успешной проведённой операцией. Затем в Youtube появилась аудиозапись тайного совещания с участием высокопоставленных должностных лиц Турции. По данным турецкого издания Sözcü, «в обсуждении планов по Сирии, помимо главы МИД Ахмета Давутоглу, принимали участие советник внешнеполитического ведомства Турции Фирудин Синирлиоглу, руководитель Национальной разведывательной службы Хакан Фидан и замначальника Генерального штаба вооружённых сил, генерал армии Яшар Гюлер». Они якобы обсуждали план под предлогом борьбы с экстремистскими группировками начать вооружённое вторжение в Сирию, «как это практиковалось в борьбе с боевиками Курдской рабочей партии в Северном Ираке».

Турецкая газета Milliyet объясняла сложившуюся ситуацию стремлением правящей партии «накануне муниципальных выборов переключить внимание электората на внешнюю политику», поскольку «подозрения в коррупции и во взяточничестве, конфликт с «Джамаатом Гюлена» и экономический застой грозят Эрдогану серьёзной потерей голосов избирателей». Затем последовали события в Кесабе, вызвавшие бурю возмущения практически во всём мире.

В таком контексте можно принять тезис о том, что правительство Турции накануне выборов 30 марта могло пытаться разыграть «карту» находящейся в 40 километрах от сирийской границы гробницы Сулеймана Шаха. Напомним, что дед Османа I, предка династии Османов Сулейман утонул при переправе через реку Евфрат и был погребён неподалеку от реки в местечке, называемом «Гробница Турка». Она для турок считается святой. По договору 1923 года Анкара получила право установить на гробнице свой флаг и выставлять там почётный военный караул. Поэтому, когда стали поступать сообщения о том, что организация «Исламское государство Ирака и Шама» угрожает атаковать эту турецкую святыню, возникали подозрения о стремлении радикальных исламистов таким образом втянуть Турцию к вооружённому вторжению на территорию Сирии. И такие планы, если судить по сообщениям СМИ, Анкара разрабатывала. Однако маловероятно, что она причастна к трагедии в Кесабе. Скорее всего, исламистские боевики, организовав резню армян в Кесабе, пытались «подставить» Анкару. В то же время нельзя обойти вниманием и иной контекст, который не исключает возможность более активного вмешательства Турции в сирийский кризис. И вот почему. На состоявшихся 30 марта выборах в органы местного самоуправления правящая партия «Справедливость и развитие» получила 45 %. За ней следует оппозиционная Народно-республиканская партия – около 30%. Многие российские СМИ оценили такие итоги как «грандиозный успех Эрдогана». Но так ли это?

ИА REX уже отмечало, что в силу того, что Турция вступила в 15-месячный избирательный цикл - предстоят президентские и парламентские выборы - его первый состоявшийся 30 марта этап многие стали сравнивать почти что с референдумом, проявлением политического доверия правящей партии. Напомним, что на предыдущих парламентских выборах в июне 2011 года правящая партия получила свыше 50% голосов, что обеспечило ей монополию на политическое правление, возможность сформировать однопартийное правительство.

Поэтому, если оценивать итоги региональных выборов как выявление реального соотношения сил в стране, то Эрдоган проиграл, не заручившись в обществе устойчивым большинством. Это затруднит ему осуществить задуманный маневр: баллотироваться летом на пост президента страны, поскольку по положению он не может в третий раз возглавлять правительство. Даже если ему удастся осуществить сценарий и провести на пост главы государства нынешнего президента Абдуллаха Гюля, осуществить изменения, позволяющие вновь занять пост премьер-министра, нет гарантий, что его партия одержит убедительную победу на парламентских выборах. Хотя бы потому, что национальная экономика находится на грани стагнации. Центральный банк пытается справиться с инфляцией, поддержать турецкую лиру, которая теряет в весе с каждым днём по отношению к американскому доллару. Появился налог на алкогольные напитки, табачные изделия, повысился налог на мобильные телефоны и даже получение паспорта.

Правда, есть ещё один фактор, на который обращают внимание некоторые эксперты: создать в стране ситуацию, при которой электорат будет «голосовать не за партию, а за самого Эрдогана». Или добиться того, чтобы под влиянием каких-либо форс-мажорных обстоятельств, типа обострения отношений с Сирией вплоть до инсценирования нападения на собственную территорию, чтобы впоследствии взвалить всю вину на Сирию, подогреть настроения электората до патриотического уровня и на этой волне сохранить власть. Но, как ни крути, захват экстремистами Кесаба, вызвавший резонанс не только со стороны армян всего мира, ломает такой сценарий. Поэтому вопрос: «Кто же стоит за трагедией в Кесабе?» остаётся открытым. Неслучайно заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов призвал «безотлагательно обсудить в Совбезе ООН ситуацию вокруг расстрела боевиками армянских жителей в приграничном с Турцией селении», а «сам инцидент расследовать».

Станислав Тарасов

01.04.2014

Источник: ИА REX

 

Материалы по теме

Почему миротворцы из Армении воюют с талибами в Афганистане, а не охраняют армян в Сирии?

 

Последние события в населенном армянами городке Кесаб на сирийско-турецкой границе вызвали широкой резонанс, который вышел далеко за пределы "армянского мира". Напомним, 21 марта Кесаб подвергся ракетному обстрелу со стороны Турции, после чего в город вошли не менее тысячи боевиков "Аль-Каиды" и связанной с ней группировки "Фронт аль-Нусра". Имеются достоверные сведения о том, что данное нападение координировалось и поддерживалось турецкими военными, что стало поводом для очередных обвинений в адрес Турции в проведении политики геноцида армян.

В частности, на этом акцентировал внимание посетивших на днях Сирию депутатов армянского парламента президент этой страны Башар Асад. Именно в качестве акта геноцида расценили нападение и сами армяне Кесаба, которые, как уже сообщало ИА REGNUM, обратились к миру с просьбой о помощи. Аналогичную оценку происшедшему дал в своем обращении главному комиссару по вопросам прав человека ООН, комиссару по правам человека Совета Европы, Международному институту омбудсменов, Международному Комитету Красного Креста и ряду правозащитных организаций Омбудсмен Армении Карен Андреасян.

На обращение армян Кесаба уже отреагировали такие известные люди, как, например, Ким Кардашян, игрок московского "Спартака" и сборной Армении по футболу Юра Мовсисян, популярный американский музыкант Трэвис Баркер, выдающийся спортсмен Николай Валуев и другие. С призывом демилитаризовать район Кесаба обратился к заместителю генсека ООН Джефри Фелдману католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый. Представитель АРФ "Дашнакцутюн" в Национальном собрании Армении Армен Рустамян заявил, что Ереван должен содействовать организации самообороны сирийских армян и поднять вопрос защиты их прав на международном уровне.

Все эти призывы и заявления, безусловно, весьма важны для армян Кесаба и в целом - для армянской общины Сирии, которая в результате трехлетней войны в этой стране находится в катастрофическом положении. Однако они не отвечают на главный вопрос: что именно должно сделать (кроме моральной и скромной материальной поддержки) армянское государство, которое в период получения независимости позиционировало себя в качестве защитника всех армян, разбросанных по миру?

Сегодня возникла парадоксальная ситуация. Вот уже более четырех лет армянский миротворческий контингент (126 человек) в составе международных сил ISAF помогает западной коалиции бороться с талибами в Афганистане, теми самыми, которых США некогда сами и породили для борьбы с Советским Союзом. Еще раньше, 10 лет назад, бойцы армянской миротворческой бригады были привлечены к службе в Косово, где они находятся по сию пору. В течение трех лет - с 2006 по 2009 год - армянские миротворцы несли службу в Ираке. Кроме того, уже в нынешнем году два армянских миротворческих взвода должны быть направлены в Ливан, где будут осуществлять охрану миссии Временного контингента сил ООН в Ливане (UNIFIL).

За время существования армянской миротворческой бригады как минимум 500 её бойцов прошли различные "горячие точки" в разных уголках мира, приобрели значительный опыт в деле противостояния тем или иным радикальным, экстремистским силам. В свете этого было бы вполне понятно и уместно, если бы армянские миротворцы противостояли "Аль-Каиде" и аффилированным с ней террористическим структурам не в Афганистане (или хотя бы не только в Афганистане), но и в Сирии, где перед ними стояла бы ясная и понятная цель - защищать местное армянское, христианское население от радикальных экстремистов, организовать профессиональную подготовку отрядов местной самообороны. Нет ни малейшего сомнения в том, что если бы подразделение армянских миротворцев было дислоцировано в районе того же Кесаба, кровопролитный налет экстремистов, поддержанный турецкой стороной, был бы отбит. Более того, он вряд ли бы произошел, потому что, как хорошо известно, бандиты и террористы охотно атакуют беззащитное гражданское население, но в большинстве случаев пасуют, нарвавшись на отпор регулярных вооруженных сил. Потому что - в отличие от душеспасительных дипломатических призывов "жить дружно" - понимают лишь язык силы.

Безусловно, такого рода миротворческая операция может происходить лишь с согласия правительства Сирии. В сложившихся условиях, думается, такое согласие будет охотно дано. Возражать против подобной операции не могут даже западные покровители сирийских террористов, которые уже вынуждены были осудить трагические события в Кесабе. Не стоит и говорить, насколько вырос бы международный авторитет Армении, её рейтинг в зарубежной армянской диаспоре, если бы Ереван инициировал хотя бы начало переговоров с сирийской стороной относительно возможности направления своего миротворческого контингента в эту страну. В свете того обстоятельства, что Турция открыто использует сирийский конфликт для уничтожения и выдавливания из Сирии христианского населения в целом и армян - в частности, миротворческая операция армянских сил во всех отношениях выглядела бы понятной и своевременной. Даже в глазах США, которые заняты тем, что концентрируют и эксплуатируют международный миротворческий потенциал в точках собственного геополитического интереса.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)

31.03.2014

Источник: ИА REGNUM