Перспектива возникновения фундаменталистского «Исламского государства» на территории Сирии и Ирака несет угрозу безопасности на Ближнем Востоке и во всем мире, уверены россияне. При этом они выступают против американских ракетных ударов по силам исламистов. Наши соотечественники не считают сирийский конфликт гражданской войной и думают, что во всем виноваты американцы.

По данным нового опроса «Левада-центра», проведенного в конце сентября, 55% респондентов полагают, что возникновение экспансионистского «Исламского государства» на границе Сирии и Ирака создает угрозу региональной и глобальной безопасности.

Однако поддержать усилия Соединенных Штатов по противодействию исламистам они не готовы. Только 23% респондентов считают оправданным нанесение американцами ракетных ударов по контролируемым силами «Исламского государства» объектам. Против таких действий выступают 54% опрошенных.

Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин не видит тут противоречия. «Россияне не поддерживают определенные действия: ракетные удары и бомбежки. Такие средства они не поддерживают никогда. Где бы это ни происходило, как бы они ни относились к людям, которых бомбят. У меня есть мнение, что здесь сказывается генетическая память: Россия слишком много потеряла в последней войне, поэтому отношение к любым военным действиям у нас резко негативное», — говорит социолог.

Кроме того, рассуждает Гражданкин, произошло резкое ухудшение отношения к любым действиям Соединенных Штатов на фоне нынешнего конфликта на Украине: «Вокруг этого отношения, украинской повестки кристаллизуется и восприятие действий США в других конфликтах».

Так, относительное большинство россиян (40%) уверены, что вооруженный конфликт в Сирии инспирирован Западом, который поддерживает террористов, сражающихся против законного правительства. Два года назад так думали 28% опрошенных.

Снижается число тех, кто считает, что там идет гражданская война. Если год назад так думали 39% россиян, то сейчас — 26%.

А вот число тех, кто считает, что режим сирийского лидера Башара Асада пытается расправиться с политическими оппонентами, не изменился: таких всего 6%.

Оценивая перспективы вооруженного противостояния в Сирии, россияне не демонстрируют особого оптимизма. 23% полагают, что в итоге США или НАТО напрямую вмешаются в конфликт на стороне оппозиции. Продолжение конфликта в нынешнем виде прогнозирует на 2% меньше респондентов. Вдвое меньше людей чем год назад, — 7 против 14% — верят, что Асад сможет одержать победу над мятежниками. Столько же участников исследования надеются, что противоборствующие стороны смогут прийти к компромиссу при посредничестве мирового сообщества.

Правда, в вероятность победы сирийской оппозиции в России практически не верят. Число разделяющих эту точку находится в пределах статистической погрешности — 2%.

Для значительной части россиян разворачивающиеся в Сирии события и их возможные последствия становятся все менее понятными. Если год назад сформулировать свое отношение к сирийскому конфликту не смогли 16% респондентов, то теперь — 29%.

«Под влиянием Украины тема ушла, и СМИ не так часто к ней возвращаются, не говорят о том, что происходит в Сирии в данный момент. Вне зависимости от темы, если о ней не говорят по телевизору, она не воспринимается», — поясняет социолог. В США, к слову, дела обстоят ровно наоборот: украинский кризис подзабыт, главное внимание приковано к растущей угрозе со стороны исламистов и вирусу Эбола.

За последнее время значительно изменился характер сирийского конфликта: раньше основным врагом Запада и США был союзник России в регионе Башар Асад. Cегодня обсуждение его роли ушло на второй план, в центре внимания — «Исламское государство». Из-за всего этого россияне потеряли нить конфликта.

По мнению ряда экспертов, неспособность видеть оттенки укладывается в общий тренд восприятия россиян: любые революции, направленные на свержение власти, — плохо.

У этого есть объяснение, отмечает Теодор Карасик, советник консалтингового агентства Risk Insurance Management по оценке рисков в Дубае: «Существует мнение, что Запад создает условия, при которых такие группы, как «Исламское государство», прекрасно себя чувствуют».

Не удивлен результатами опроса и живущий в Москве представитель сирийской патриотической оппозиции и бывший вице-премьер, руководитель «Сирийского народного фронта за перемены и освобождение» Кадри Джамиль. По его мнению, в ситуации трудно разобраться и самим сирийцам, что уж говорить об иностранцах:

«В Сирии нет белого и черного, а есть все цвета радуги, а люди издалека не видят весь диапазон цветов: если режим белый, то все остальное черное, если оппозиция белая, все остальное черное».

При этом сам он склонен называть противников Башара Асада террористами. «Большинство людей, которые подняли оружие, террористы, но большинство террористов не сирийцы. Если говорить о сирийцах, поднявших оружие, то с некоторыми из них можно договориться», — отмечает Джамиль.

В Москве в настоящее время проживают представители сирийской оппозиции, к которой лояльно относятся российские власти. По словам Джамиля, он и его товарищи, представляющие «патриотическую оппозицию», ведут переговоры и с представителями прозападных политических групп в надежде найти политическое решение сирийского конфликта. «Нам нужно единство сирийского народа. Я не против военного решения, но я против только военного решения. Военное решение должно быть частью политического решения, чтобы поднять уровень противостояния на новую ступень, которая позволяет выиграть войну. А то, что происходит сейчас, — это замкнутый круг», — рассуждает сирийский политик.

Джамиль считает, что Россия может сыграть новую роль в сирийском урегулировании. В свою очередь, источник, близкий к дипломатическим кругам США, считает, что Россию не может не волновать также то, что в рядах исламистов находится много российских граждан. В сентябре замминистра МИД России Михаил Богданов высказал в интервью «Коммерсант» предположение, что в рядах исламистов могут быть десятки россиян. По экспертным оценкам, таких могут быть сотни.

Сергей Подосенов, Александр Братерский

20.10.2014

Источник: gazeta.ru