Подключение воздушно-космических сил РФ к войне против терроризма в Сирии вызвало неоднозначную реакцию в мире. Если в Европе в целом смотрят на это позитивно, учитывая, что уничтожение ИГ и других террористических групп позволит остановить поток беженцев с Ближнего Востока в ЕС, то спонсоры экстремистских организаций (борющихся с Б.Асадом) типа «Джабхат ан-Нусра», «Джейш аль-Фатх», «Ахрар аш-Шам», в лице Турции, Саудовской Аравии и Катара заявляют громкие протесты на официальном уровне и ведут разнузданную антироссийскую кампанию в СМИ.

Ведь именно эти региональные страны тайно, но в огромном количестве переправляли деньги, оружие и другую помощь повстанческим группировкам, способствуя разжиганию гражданской войны в САР, достижениям серьезных побед экстремистов в борьбе против сил Дамаска. Они вкладывали многомиллиардные средства в конфликт, который рассматривают частью более масштабной борьбы с Ираном в регионе. Поэтому, когда Россия за пять дней провела свыше 60 операций против террористов, эти страны ясно дали понять, что они все равно намерены свергнуть Б.Асада.

«У Асада в Сирии нет будущего», — заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр за несколько часов до первых боевых вылетов российских самолетов в Сирии. Далее он пояснил, что если президент САР не уйдет со своего поста в рамках соглашения о смене политического режима, его страна отреагирует на это применением военной силы, «что также приведет к свержению Башара аль-Асада». Подобное заявление вполне объяснимо.

В Анкаре, Эр-Рияде и Дохе прекрасно понимают, что участие ВВС РФ в войне против терроризма на стороне законного режима в Дамаске может перечеркнуть все стратегические планы этих трех региональных стран в отношении всего Ближнего и Среднего Востока. Ведь США уже не в состоянии сделать что-либо серьезное, особенно в военном плане, как показал провал политики Вашингтона в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии и Афганистане.

Но самое большое опасение Турции, КСА и Катара состоит в другом: вслед за разгромом оппозиционных Асаду сил в Сирии Россия, Ирак и Иран объединят свои усилия на уничтожении позиций ИГИЛ в Ираке. И сформируется то, чего больше всего опасаются в нынешнем «треугольнике» в лице Анкары, Эр-Рияда и Дохи – шиитский полумесяц (Иран, Ирак, Сирия, ливанская Хизбалла, йеменская «Ансар Алла», Бахрейн, Восточная провинция КСА и другие районы с преобладающим шиитским населением) в союзе с Россией. Причем к этому альянсу вполне могут примкнуть и некоторые суннитские страны, не приемлющие диктат ваххабитских режимов Аравии, курды, христиане, друзы и другие этно-религиозные меньшинства Ближнего и Среднего Востока. А именно на территории шиитского полумесяца находится 80% нефтяных богатств этого региона, без которых консервативные режимы Аравии совсем не нужны Западу. Ведь претензий к ним много: полное отсутствие демократии и ее институтов в лице парламентов и партий, нарушения прав человека, попрание свобод личности, дискриминация по этно-религиозному признаку и т.д.

Сейчас под ударами российских боевых самолетов террористы из оппозиционных экстремистских организаций, вскормленные консервативными режимами Персидского залива и Турции, бегут в Ирак, в район Мосула. Но, как известно из военных источников, вскоре по этому району будут нанесены ракетно-бомбовые удары ВВС РФ, Ирана, Ирака и Сирии, а затем иракская и сирийская армии при поддержке иранского Корпуса стражей иранской революции и курдской пешмерги развернут против них и отрядов ИГИЛ мощное сухопутное наступление с использованием бронетехники и артиллерии. Часть экстремистов вынуждена будет бежать в Турцию, а оттуда они попытаются перебраться в ЕС. Ведь уже не секрет, что нынешний «исход» десятков тысяч арабских беженцев в Европу был организован Анкарой на деньги Эр-Рияда, чтобы подтолкнуть европейские страны на более активные действия против Дамаска. При этом США скрыто поддержали саудовско-турецкий сговор против ЕС. Для Вашингтона крайне важно ослабить позиции ЕС, особенно Германии, и установить полный контроль над энергетическими ресурсами Персидского залива. Ведь это – рычаг воздействия как на Европу, так и на Россию и Китай.

Только этот сценарий не пройдет, учитывая, что Турция не в состоянии принять у себя более сотни тысяч вооруженных экстремистов, которые создадут проблемы уже правительству Р.Эрдогана. Поэтому Анкара постарается сделать так, чтобы основной поток исламистов пошел на юг – в Саудовскую Аравию и Иорданию. В этом заинтересованы и участники шиитской дуги, а объективно – и Россия. Ведь цель ИГИЛ – создание халифата со столицей в Мекке. Вот пусть все эти нынешние террористы и бегут туда, где их финансировали, вооружали и обучали – в Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Появление вооруженной армии боевиков из 80 стран мира на саудовской территории приведет к неизбежному распаду ваххабитского королевства. Восточная провинция вместе с Бахрейном и Кувейтом попадут под защиту стран шиитской дуги, юго-западные провинции КСА и Наджран вернутся в лоно Йемена, а халиф из ИГИЛа усядется на трон в Мекке. Как говорится, «не рой другому яму, сам в нее попадешь». Москва от такого развития событий только выиграет. Ведь распад КСА приведет к резкому скачку цен на нефть, вплоть до 150-170 долл. за баррель. Да и падение агрессивного катарского правящего клана выгодно России, так как цены на российский газ резко вырастут. Все это приведет к развалу режима санкций, введенных США и ЕС против России. Украина как государство, скорее всего, распадется, а ведущие страны ЕС получат свободу действий от надоевшего всем американского диктата. И вот тогда американскую экономику ждут очень сложные времена, учитывая ее внутреннюю задолженность и возрастающую экономическую мощь Китая. Увлекшись военно-политическими играми в Европе и на Ближнем Востоке, Б.Обама явно потерял из вида главную сферу американских интересов – АТР.

Пока же Эр-Рияд сосредоточился на оказании помощи повстанцам на юге Сирии, тогда как Турция и Катар оказывают поддержку повстанцам на севере, в том числе радикальным группировкам, таким как «Ансар аш-Шам».

Эта группировка в сотрудничестве с ответвлением «Аль-Каиды» «Джабхат ан-Нурса» недавно заключила соглашение о прекращении огня на севере страны. Ее успехи в боях с правительственными силами стали одним из факторов, ускоривших начало военно-воздушной операции России в САР.

Не надо забывать и того, что Саудовская Аравия и Катар принимают участие в дорогостоящей войне в Йемене, которая может нанести серьезный удар по их военным и финансовым ресурсам. Но король Саудовской Аравии Сальман всячески демонстрирует свое желание действовать гораздо жестче. Однако он вряд ли будет вводить свои войска в Сирию — и не только потому, что многие ресурсы КСА задействованы в Йемене. Правители Саудовской Аравии обеспокоены тем, что американцы могут отказаться от своей стратегии сдерживания Ирана после подписания в июле соглашения, предусматривающего свертывание иранской ядерной программы в обмен на отмену международных санкций. Все станет ясно, когда активная фаза военной операции против терроризма начнется в Ираке. И саудовским лидерам уже сейчас пора задуматься над тем, чем это может закончиться для них.

Петр Львов, доктор политических наук

08.10.2015

Источник: ru.journal-neo.org