О вероятности развития событий в США после президентских выборов 2024 года по сценарию гражданской войны рассуждает Telegram-канал «Россия не Европа».

 В США выходит в прокат фильм о будущей гражданской войне. Режиссер Гарланд попытался представить распад Америки. В гражданской войне участвуют несколько союзов – Калифорнии и Техаса, а также Флориды, воюющих против правительства США. И, вероятно, побеждающих.

Российские эксперты подхватили эту тему: «Больше 40% американцев опасаются гражданской войны в Америке в диапазоне 10 лет – на фоне раскола элит, дисфункции Вашингтона и балканизации страны. Продажи оружия бьют все рекорды – на руках у населения 500 млн стволов. И ещё неизвестно, кто победит – регулярная ли армия, с истощёнными на Украине арсеналами, или гражданская милиция. Системный кризис в Америке вынуждает рассматривать такой сценарий как возможный «чёрный лебедь». Перед самым 250-летним юбилеем США».

По нашему мнению, к этому сценарию США не готовы. Последний раз подобное было 160 лет назад и превратилось в страшнейшее бедствие за всю историю страны: в этой войне Америка потеряла больше, чем в Первой и Второй мировых, Корейской и Вьетнамской войнах вместе взятых. И Америка помнит об этом. С другой стороны, однозначно можно констатировать, что градус напряжения в обществе растёт как со стороны «чёрной», так и со стороны «белой» Америки. И кто бы ни победил на выборах, вряд ли этот градус скоро пойдёт на снижение.

В США и демократы, и республиканцы не желают распада государства, т.к. тогда их стратегическая цель – сохранение глобального американского лидерства не будет реализована (напомним, что Трамп также сторонник этого лидерства, разница между ним и оппонентами не в цели, а в методах её достижения). А значит, и провоцирование открытого конфликта со стороны элиты бессмысленно. Надо будет быстро договариваться, чтобы сохранить государство. Возможен ли вариант, когда сценарий распада станет неизбежным? Да, но только в том случае, когда элита с обеих сторон потеряет рычаги управления и будет сметена новой элитой, не имеющей ничего общего со старой. Пока такой «новой элиты» в США не наблюдается.

Действительно, СМИ постоянно мусолят тему гражданской войны, а соцопросы регистрируют большое количество граждан, готовых к экстремистским действиям, но одно дело говорить, а другое – воевать. Кроме того, как генеральский мундир ещё не делает генералом, так и простое владение оружием ещё не делает бойцом. Кроме умения стрелять (и то в основном по бумаге в тире) необходима ещё серьёзная тактическая подготовка. Да и, в отличие от армии, милиционные формирования – это не организованные боевые единицы, а сборища вооружённых людей, которые хороши, чтобы громить магазины и отстреливать своих оппонентов (особенно безоружных), но противостоять организованной вооруженной силе они в принципе не в состоянии. Кроме того, на вооружении этих отрядов в основном стрелковое оружие, нет тяжелого вооружения. Пытаться победить в таких условиях регулярную армию – всё равно что пытаться в рыцарских доспехах противостоять расчёту крупнокалиберного пулемета.

То, что вслед за СМИ тему войны начал раскручивать американский кинематограф, тоже ничего удивительного нет: тема ходовая, американцы, как не видевшие в реальной жизни настоящей войны и страданий, обожают всякий постапокалипсис, а тут у режиссёра есть возможность сорвать успех на свеженькой теме вместо порядком поднадоевших зомби и вампиров.

После выборов может сложиться ситуация, при которой поле для манёвра действующей администрации будет сильно сужено. Но вряд ли можно будет говорить о полном параличе власти, а уж тем более о предвоенной ситуации. Если учесть, что гражданской войны в США не произошло даже после отстранения Трампа от власти (многие тогда говорили о прямой фальсификации выборов) и беспорядков в Вашингтоне, то с высокой вероятностью и будущие выборы точно не перерастут в гражданскую войну, хотя отдельные случаи протестов и беспорядков (возможно массовых) не исключены. Проблемы у пришедшей к власти администрации, несомненно, будут, но вот крайне маловероятно что это приведёт к глобальному неконтролируемому социальному взрыву.

Развёртывание поствыборных событий в США по сценарию гражданской войны будет зависеть не только от того, признают или нет соперники победу друг друга, но и от ряда других факторов.

1. Готовность спецслужб, армии и полиции признать победу того или иного кандидата. Широкомасштабная гражданская война может разгореться в США в том случае, если в силовых структурах произойдёт раскол (как в России в 1917 г. или в Испании в 30-х гг. прошлого века). В противном случае кандидат, которого поддержат силовые структуры, относительно быстро сможет подавить своих оппонентов. В отличие от ситуации, предшествующей прошлой Гражданской войне, когда американская армия состояла из немногим более 15 тысяч человек и просто физически не могла предотвратить междоусобицу, современная американская армия (равно как и части нацгвардии) представляет собой внушительную силу. Боестолкновения американских граждан с армией возможны, но их исход будет предрешён.

2. Готовность кандидата применить силу против оппонентов. Применение армии против гражданского населения, пусть и вооружённого – вещь исключительная. Причём применить её надо будет как можно быстрее. Чем больше времени потеряет победивший кандидат, тем большая вероятность того, что силовые структуры откажутся ему полностью подчиняться.

3. Решение проблемы лидерства. Если Трамп и Байден вновь станут кандидатами на президентский пост, трудно представить, что два этих старых клоуна поведут за собой своих сторонников в гражданской войне подобно А. Линкольну или Д. Дэвису. Они ещё смогут разжечь смуту, но, чтобы победить, за их спиной должен стоять настоящий лидер.

4. Нарастание степени ненависти к оппонентам, готовность населения взяться за оружие, чтобы отстаивать свою позицию. Одно дело громить магазины и поджигать полицейские участки, другое – широкомасштабная война, в которой можно быть покалеченным или убитым в любой момент. Правда, Америка уже 160 лет не знает, что такое настоящая война: за исключением служивших в ВС США, рядовые американцы судят о войне по Голливудским фильмам.

Но даже если представить невозможное – эти условия будут реализованы и война начнётся, маловероятно, что США распадутся на несколько враждебных государств, как бы нам этого ни хотелось. И элита, и рядовые граждане, несмотря на достаточный градус непримиримости к оппонентам, мыслят себя (пока, по крайней мере) в рамках единого государства. В этом значительная разница со временами Севера и Юга, когда южане изначально не собирались оставаться в составе США. Исторический парадокс: из прошлой Гражданской войны США вышли не только более сильными, но и гораздо более агрессивными, чем были до этого.

Этот футурологический фильм, который рисует все ужасы Гражданской войны, и делается для того, чтобы её предотвратить. Не надо забывать, что Америкой правит Голливуд в большей степени, чем Белый дом и Капитолий. Голливуд – это стратегический инструмент культурно-гуманитарного управления США, и находится он в руках «глубинного государства», то есть той части Национальной элиты, которой на самом деле Америка принадлежит.

5. Готовность политической и экономической элиты США к вооружённому противостоянию со всеми вытекающими из него негативным последствиями.

Источник: