Поддержка Афганистана со стороны Казахстана обусловлена соображениями региональной стабильности и экономическими интересами Астаны в расширении торговых связей через Афганистан в Южную Азию.

Хотя Казахстан никогда официально не признавал правительство талибов в Афганистане, он прагматично относился к контактам с талибами и поддерживал экономические и торговые отношения с этой страной. Первое взаимодействие на высоком уровне между Казахстаном и правительством талибов произошло в сентябре 2021 года.

Торговые отношения Казахстана с Афганистаном

Сотрудничество по возрождению и расширению торгово-экономических связей способствовало значительному увеличению товарооборота между двумя странами. В 2022 году объем торговли между Казахстаном и Афганистаном достиг рекордных $987,9 млн, что в два раза больше, чем в предыдущем году ($474,3 млн).

Интересы Казахстана в сфере транспорта и логистики

Казахстан заинтересован в сотрудничестве с Афганистаном, используя географическое положение страны в качестве торгового коридора для выхода к портам Южной Азии. Республика заинтересована в восстановлении транспортно-логистической инфраструктуры,

Казахстан уже предпринял шаги по восстановлению ж/д потенциала Афганистана. Управление железных дорог Афганистана и казахская компания Integra Construction подписали контракт на возобновление строительных работ на железнодорожной ветке от станции Розанак до станции Рабаттарян (43 км) в октябре 2023 года.

Кроме того, еще одним преимуществом, которое может получить Казахстан, является участие в горнодобывающей промышленности, поскольку Афганистан богат медью, золотом, драгоценными камнями и др. Геологическая служба США оценила ресурсные богатства страны примерно в 1 триллион долларов, проведя исследование лишь 30% территории Афганистана.

Внутренние мотивы

Первым фактором внутренней политики Казахстана, влияющим на его нынешний подход к Афганистану, являются недавние кадровые перестановки. В сентябре 2023 года бывший министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, известный своими прагматичными взглядами на подходы Казахстана к Афганистану, был повышен до должности заместителя премьер-министра. Это свидетельствует о поддержке на высшем уровне его взглядов на установление прагматичных экономических связей с Афганистаном, находящимся под властью талибов, и предполагает их дальнейшее закрепление во внешнеполитической повестке Казахстана.

Кроме того, в сентябре 2023 года было объявлено о создании Министерства транспорта, что свидетельствует о готовности страны уделять особое внимание инфраструктурным и транспортным проектам.

В конце прошлого года Казахстан направил в Кабул нового посла, Алим-хана Ясина Гильдаева. Он встретился с Муттаки 29 декабря.

Потенциальные вызовы для политики Казахстана в отношении Афганистана

При формировании своей новой политики в отношении Афганистана правительство Казахстана учитывает тот факт, что правительство талибов все еще не признано международным сообществом. Это придает ситуации определенную непредсказуемость.

Другая важная проблема заключается в том, что на территории Афганистана действуют более 20 террористических организаций, общей численностью около 10 000 человек (данные ОДКБ). Потенциальные цели этих группировок не известны. Само их присутствие представляет потенциальную угрозу для всего региона. Это вызывает беспокойство, поскольку для эффективного использования потенциала трансафганских железнодорожных маршрутов необходима безопасная обстановка.

Заключение

Власти Казахстана стремятся получить доступ к морским портам Южной Азии, содействуя развитию маршрутов через Афганистан. Для реализации таких торговых маршрутов Казахстану необходимо предпринять шаги по укреплению сотрудничества с другими странами Центральной Азии, в частности с Узбекистаном, который в настоящее время руководит строительством трансафганского железнодорожного маршрута из Термеза через Мазари-Шариф, Кабул и далее в Пешавар.

Источник: