В наступившем году стало сбываться предсказание, звучавшее практически на протяжении всего 2013-го: вооруженный конфликт в Сирии перерастает в региональную войну. Восстание исламистов в иракской провинции Анбар охватило ее значительную часть, прежде всего города Фалуджа и Рамади и даже часть Абу-Грейба. Эти названия известны по сводкам о военных действиях войск США – на них приходится примерно одна треть американских потерь в ходе войны.

Восстание подняли боевики из "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ), связанной с "Аль-Каидой" организации джихадистов, которые сначала прибыли в Сирию для участия в войне против режима Башара Асада, а сейчас пытаются соединить оба фронта. Используя существующие межобщинные разногласия в Ираке, они смогли привлечь на свою сторону часть ополчения суннитских племен.

Правительство Нури аль-Малики перебросило в Анбар крупные силы армии, но вынуждено действовать осторожно, чтобы не допустить потерь среди гражданского населения. Кроме того, у войск недостаточно нужной для проведения операций техники. Заявки на закупку вооружения в США долгое время не выполнялись, лишь сейчас Вашингтон пообещал их удовлетворить. Пока же иракцы используют то, что смогли закупить в других странах, в том числе российские вертолеты.

Еще один фронт войны – Ливан. Там также связанная с "Аль-Каидой" "Бригада Абдул Аззама" устроила взрывы у посольства Ирана и штаб-квартиры шиитского движения "Хезболлах" – якобы в отместку за поддержку ими Башара Асада.

В самой Сирии в последнее время отмечены вооруженные стычки между отрядами оппозиционной Асаду Свободной сирийской армии и отрядами ИГИЛ. Особенно острые столкновения происходят в районе города Алеппо, а также восточнее него вдоль границы с Турцией. Командование ССА обвиняет боевиков ИГИЛ в бесчинствах и произволе в отношении мирного населения, пытках и казнях пленных.

"Война в войне", происходящая на севере Сирии, дала повод для суждений, будто в рядах оппозиционных формирований произошли сдвиги в пользу "умеренной" ССА и связанной с ней Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС). В связи с этим Вашингтон даже высказывает намерение возобновить помощь сирийской оппозиции.

Но нельзя не отметить, что в столкновениях с ССА участвует лишь одна джихадистская организация, связанная с "Аль-Каидой". В тени осталась другая – фронт "Ан-Нусра". Кроме того, в Сирии действует и джихадистская организация, сотрудничающая с ССА. Это Исламский фронт (ИФ), финансирование и вооружение которого взяла на себя Саудовская Аравия.

Попытки разделить джихадистов на умеренных и экстремистов, связанных и не связанных "Аль-Каидой", искажают реальную ситуацию. Умеренных джихадистов не бывает. Об этом говорит опыт афганской войны, одним из последствий которой стало появление террористической "Аль-Каиды", а также реальности операции НАТО в Ливии. Джихадисты создают на сирийской территории свою опорную базу, нацеливаясь на весь мир. Об опасности расползания боевиков из Сирии по другим странам свидетельствуют данные, полученные спецслужбами западных стран и ставшие известными органам печати. Буквально на днях в аэропорту Мадрида был задержан возвращавшийся из Сирии исламист с испанским паспортом.

Очевидно, что продолжающийся в Сирии и выплескивающийся на соседние страны вооруженный конфликт представляет собой растущую по масштабам угрозу международной безопасности. Тем важнее усилия по поиску политического решения в в этой стране с участием всех сирийских сил. Этому могли бы помочь меры против распространения конфликта на страны региона, чтобы не превратить его в тотальную суннитско-шиитскую войну. В интересах обеспечения международной безопасности необходимо предпринять согласованные усилия против использования территории Сирии и соседних стран в качестве питомника террористов. Сирия не должна стать новой базой террористической "Аль-Каиды" или ее клонов.

13.01.2014

Источник: Независимая газета