Близится конференция Женева-2 в швейцарском Монтрё по поискам решения сирийского конфликта. Министры иностранных дел России, США, других государств постоянных членов СБ ООН, соседи Сирии, Лига арабских государств (ЛАГ) и ЕС обмениваются встречами и консультациями, а СБ ООН в очередной раз не приходит к общему знаменателю в одностороннем проекте заявления по Сирии, осуждающего бомбардировку города Алеппо.

Оппозиционные силы Сирии формируют себе новое правительство, продолжая «тянуть кота за хвост» и выдвигая принципиальные условия проведения мирной конференции, резко противопоставляя свое участие в ней Ирану. Впрочем, условия Ирану выдвигают и США. Чем обусловлен такой нарастающий клубок противоречий и каковы могут быть прогнозы на развитие ситуации?

Обо всем – по порядку. С середины декабря 2013 года многострадальный сирийский город Алеппо, захваченный оппозиционными войсками, подвергся бомбардировкам правительственных войск. Великобритания, а затем и США выступили с инициативой принятия документа на уровне СБ ООН, в котором предлагалось осудить действия только сирийских властей. Принятие «совсем не одиозного» документа заблокировала Россия – и отнюдь не потому, что боевые действия правительственных войск Башара Асада Россия не осуждает или оправдывает, ведь в результате артобстрелов, нацеленных на боевиков и экстремистов, погибли несколько сотен человек и несколько тысяч получили ранения. Причина была в том, что делегация РФ предложила внести в документ заявления поправки с указанием и многочисленных преступлений сирийской оппозиции против мирных граждан. Однако авторов текста это предложение не устроило, и совещание СБ ООН закончилось размежеванием позиций – а попросту, ничем.

Оппозиция страшна сама в себе

Ситуация с участием в Женеве-2 сил сирийской оппозиции также выглядит странно и нервно. 

Сирийская национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) – это вообще скопление самых неоднозначных экстремистских и порой откровенно бандитских формирований, а посему и коалицией это назвать непросто. В одном из предыдущих материалов мы сообщали о том, что в НКОРС входит около 400 незаконных группировок, многие из которых создают более крупные образования. Среди всех выделяется Сирийская свободная армия (сформирована дезертировавшими сирийскими военными), исламистский Фронт ан-Нусра (считается крылом Аль-Каиды в Сирии), близкая к Аль-Каиде группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», Сирийский фронт освобождения (крупнейший по числу боевиков), бригады «Ахрар аш-Шам» исламистской направленности, сирийские курды, объединившиеся в Курдские отряды народной обороны.

Между всеми группировками ведется вооруженное противостояние за контроль над населенными пунктами, дорогами, которое вовлекает все новые силы и распространяется на новые районы Сирии. Причины конфликтов внутри оппозиции, прежде всего – идеологические: одни хотят построить государство по законам Шариата, другие поддерживают прозападный путь и т.д. Иной причиной вражды, по мнению экспертов, стала борьба за влияние в стратегически важных районах на границе с Турцией и на нефтепромыслах. Зафиксированы случаи убийств боевиками лидеров конкурирующих группировок.

В свете намечающейся Женевы-2 в конце января 2014 года сирийская оппозиция снова собралась в Стамбуле уже после Нового года, 5 января 2014, и закрылась (съезд проходил в закрытом режиме - авт.) для решения вопроса о только им одним известной структуре этих самых оппозиционных сил, останавливаться на которой нет никакого особого смысла. Потому что даже после согласованного избрания председателя коалиции, заместителей, президента, трех вице-президентов, генерального секретаря и других «VIP-персон», в кулуарах съезда все же зазвучали угрозы друг другу – до пощечин, как в прошлую сходку, дело не дошло, но и до рукопожатия, очевидно, тоже.

В этой связи «перспективы» на Женеву-2 скорее ближе к мрачным: как можно решать судьбу Сирии с теми, кто не то что с противоборствующей стороной на диалог не идет, а и между собой не может объясниться внятно, переходя на свирепый оскал и угрозу террора? А виноват во всем… Иран, оказывается?

Пригласить нельзя приехать

С трудом выдерживая свое внутреннее давление и распри, НКОРС по-прежнему и целенаправленно ставит палки в колеса, выдвигая предварительные условия для своего участия в конференции «Женева-2». На сайте МИД РФ были опубликованы комментарии: «С сожалением приходится констатировать, что одно из движений сирийской оппозиции продолжает обставлять свое участие в работе Международной конференции "Женева-2" предварительными условиями, пытаясь тем самым предопределить ее итоги…». Напомним, что к условиям своего участия в конференции оппозиция относит определение временных рамок ухода режима президента Башара Асада, отсутствие делегации Ирана на конференции, присутствие представителей боевого крыла оппозиции, а также требования об освобождении заключенных оппозиционеров из тюрем режима и ряд других.

Особое «место» в списке отводится участию Ирана, что представитель Национальной коалиции сирийской оппозиции Хишам Марва уже поспешил назвать политической провокацией: «Присутствие на международной конференции по Сирии Ирана, на чем настаивает ряд стран, может вынудить сирийскую коалицию отказаться от участия в Женеве-2 и сорвать мирное решение конфликта!» – говорится в заявлении Марвы, распространенном пресс-службой Национальной коалиции. Но у мирового сообщества, к счастью, иное мнение. В частности, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил надежду, что вопрос об участии Ирана в международной конференции будет в скором времени решен.

Кстати, США здесь занимают двуликую позицию. Находясь с визитом в Израиле в начале 2014 года, госсекретарь США Керри вдруг признал, что «власти Ирана смогут принести пользу на переговорах «Женева-2» по разрешению конфликта в Сирии». Однако американцы, не лучше сирийской оппозиции, продиктовали свои условия: «…американцы ни в коем случае не закрывают Тегерану дорогу в Монтрё. При соблюдении нескольких условий, разумеется», – комментирует Игорь Панкратенко, заместитель директора Центра изучения современного Ирана, советник директора по вопросам Ближнего Востока и Центральной Азии в Институте внешнеполитических исследований и инициатив, кандидат исторических наук. – «Во-первых, Асад должен уйти, во-вторых, Иран должен немедленно прекратить любую помощь Дамаску и, в-третьих, Тегеран уже сейчас должен призвать Асада к прекращению бомбардировок позиций мятежников и предоставлению «гуманитарных коридоров» блокированным силам оппозиции. С одной стороны, пусть «сквозь зубы», но США признали, что без Ирана кризис в Сирии не может быть разрешен. С другой – Ирану в процессе урегулирования отведено место «на обочине», да и то лишь при условии соблюдения им совершенно неприемлемых условий. Иначе как оскорблением такое «предложение» назвать трудно. Собственно, Тегеран так это и расценил, заявив 7 января, что «Исламская Республика Иран будет сотрудничать для достижения любого политического решения конфликта в Сирии, но без каких-либо предварительных условий…».

Условия пока соблюдаются только по химоружию

Во всей веренице разных условий позитив виден пока только в вопросе уничтожения химического оружия в Сирии. На днях стало известно, что первая партия химических арсеналов Дамаска покинула сирийский порт Латакия на борту датского судна в сопровождении кораблей ВМС России, Китая и Норвегии для последующей утилизации в международных водах. Вывезти вещества из Сирии ООН и Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) планировали до 31 декабря 2013, однако путь от Дамаска к портовому городу блокировали бои группировок оппозиции.

Сирийские власти несут ответственность за поэтапную транспортировку химоружия с 12 объектов. Для этого Россия поставила Дамаску бронированные большегрузные автомобили, США – металлические бочки и спутниковые навигационные приборы. За безопасность погрузки на корабли в Латакии отвечает Россия, оборудование для этих целей предоставили США. Китай отправил в Латакию десять машин скорой помощи и камеры наблюдения, Финляндия – команду, специализирующуюся на аварийных ситуациях.

Напомним, в соответствии с графиком, утвержденным ОЗХО в конце 2013 года, химоружие должно быть вывезено за пределы Сирии не позднее 5 февраля 2014. Уничтожить же запасы планируется к 30 июня 2014 года.

Будем надеяться, что вместе с уничтожением химоружия в Сирии рано или поздно будет уничтожены все убийственные для нормального существования этого государства внутренние и внешние факторы, для чего также требуется огромная работа, цепочка международных договоренностей, слаженная работа многих стран, противостояние и адекватные ответы самым опасным открытым и скрытым угрозам в современной геополитике.

Нина Леонтьева, Бюро информации Notum

14/01/2014

Источник: notum.info