Ну очень не хотят американцы расставаться со статусом мирового гегемона. Они делают все, чтобы не допустить создания многополярного мира и предпринимают бесконечные попытки стравить страны Центральной Азии с Россией. Именно поэтому повестка первого саммита глав государств США и Центральной Азии на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке строилась в первую очередь на обсуждении вопросов соблюдения странами региона незаконных санкций против РФ, а афганская, энергетическая и "зеленая" проблемы были обозначены, как второстепенные.

Переговоры на уровне глав государств состоялись впервые. До этого с 2015 года периодически проходили встречи министров иностранных дел с госсекретарем США, не предполагающие никакой конкретики или крупных проектов для региона, ограничивающиеся пустой риторикой о "взаимодействии и кооперации".

Впрочем, тот факт, что формат нынешней встречи повышен до президентского, означает лишь то, что переговоры важны для США, у которых на сегодня есть несколько задач, которые они стараются решить на центральноазиатском направлении. При этом наращивание экономических связей и товарооборота с государствами региона не является целью Вашингтона. В нынешних условиях для США в приоритете перекрыть каналы обхода антироссийских санкций и, заодно, оторвать государства Центральной Азии, экономически и внешнеполитически, от РФ.

Для американцев важно уменьшить влияние России на региональные процессы и вытеснить ее из Центральной Азии. В условиях проведения специальной военной операции на Украине Вашингтон хочет создать максимальные трудности для Москвы на всех флангах, заставить ее перенаправлять свои ресурсы на противодействие негативным тенденциям. При этом, американцев не волнует, как реализация их геополитических амбиций отразится на странах нашего региона.

Для Кыргызстана, например, последствия разрыва с Россией стали бы катастрофическими. Наша экономика настолько тесно интегрирована с российской, что прекращение взаимоотношений попросту уничтожит ее. Дело в том, что это не просто вопросы взаимной торговли, но и обеспечение рабочими местами значительной массы трудоспособного населения, энергетическая и продовольственная безопасность и многое другое.

Понятно, что несмотря на все это США не перестанут противопоставлять политическую целесообразность экономическому прагматизму, добиваясь от нас сокращения контактов с РФ. Это стало совершенно очевидно после того, как в июле американцы санкции против четырех кыргызских компаний, которые якобы поставляли Россию запрещенные технологии. До этого Вашингтон пытался уговорить КР отказаться от стратегического союзничества, отправляя к нам делегацию за делегацией.

Интересно, что свои политические интересы американцы пытаются реализовать с минимальными затратами. Цена предательства России была в феврале объявлена госсекретарем Энтони Блинкеном. Он заявил, что странам региона будет выделено $25 млн на диверсификацию торговых маршрутов. Недавно также в сенате США также заговорили о том, что в отношении Узбекистана, Казахстана и Таджикистана может быть отменена поправка Джексона-Вэника, которая формально препятствует полноценным торговым отношениям. Но фактическое влияние этой нормы равно нулю, так что жест будет исключительно символический.

Вместе с тем, попытки Вашингтона "отстыковать" Центральную Азию от российской экономики происходят на фоне роста активного взаимодействия стран региона с РФ. Так, по итогам 2022 года товарооборот Казахстана и России увеличился на $2 млрд и достиг рекордной отметки в $26 млрд. Похожая ситуация в других республиках. Товарооборот Узбекистана и России по итогам 2022 года вырос на 23% и достиг почти $10 млрд. А Кыргызстан и Россия в прошлом году впервые в истории двусторонних отношений наторговали на $3,4 млрд. Темпы роста оказались такими резкими и высокими, что в республике не осталось свободных складов.

Да и в целом во всех странах Центральной Азии экономика неплохо развивается, ожидается, что средний рост ВВП по итогам года составит порядка 5%. Таков эффект переориентации российской экономики с западного на другие направления.

Так что, никакие "вторичные санкции" не должны пугать Кыргызстан. Сотрудничество с Россией дает стране шанс для экономического рывка и повышает благосостояние кыргызского народа. В то же время, доля США и ЕС в торговле и инвестициях республики настолько минимальна, что введение любых ограничений не может на нее повлиять.

С этой точкой зрения, в общем-то, согласен политолог Игорь Шестаков.

"Главная тема и вопрос, решения которого добивались от руководства стран ЦА американцы с начала этого года заключался в ужесточении торгово-экономического режима с Россией. Поскольку Вашингтон раздражает тот факт, что в прошлом году, например, был поставлен исторический рекорд товарооборота между ЦА и Россией. Он превысил $40 млрд. И показатели именно не импорта из РФ, а экспорта туда стали рекордными фактически для всех стран региона, включая Кыргызстан. Россия подтвердила звание основного торгово-экономического партнера для ЦА. Сейчас для госдепартамента США важно этот вопрос максимально переформатировать", - говорит эксперт.

По его мнению, компенсация, предлагаемая США странам региона за разрыв связей с Россией, смешна.

"США будут пытаться оказывать давление на элиты стран ЦА, что мы собственно уже проходили, поскольку реально Штаты ничего в экономическом плане предложить не могут", - отмечает Шестаков.

При этом, он считает, что нужно учитывать и те сложные отношения, которые складываются между Вашингтоном и Пекином.

"Потому что санкции уже распространяются не только на Россию, но и технологии КНР. Он также является ключевым торговым партнером ЦА. Даже если китайская тема не будет озвучена официально президентом США и его командой, то в кулуарах об этом пойдет речь. И ситуация с Тайванем также будет затронута. Задача США сегодня максимально сократить торгово-экономическое сотрудничество с Россией и таким образом дать понять Китаю, что Америка здесь все выстраивает", - говорит эксперт.

Вместе с тем, Шестаков убежден, что Кыргызстану прежде всего нужно отстаивать национальные интересы. и решать вопросы, которые связаны с улучшением условий социально-экономического положения наших граждан.

"Потому что помимо торговли и санкций, у нас с РФ выстраиваются еще отношения по поводу трудовой миграции. В прошлом году эта цифра в денежных переводах побила рекорд в $2,7 млрд. Нужно исходить из национальных интересов и сотрудничать с теми, кто положительно влияет на социально-экономическое положение стране. Здесь в Центральной Азии России и Китаю конкурентов нет", - резюмирует он.

Источник:

По теме:

Лидеров стран Средней Азии вызвали в Вашингтон раздать роли в проекте «Анти-Россия»

Президенты Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении — Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров, Шавкат Мерзиёев, Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов — прибыли в Нью-Йорк, чтобы провести саммит с американским президентом Джозефом Байденом в рамках заседания Генассамблеи ООН. Встреча, намеченная на 19 сентября, призвана показать, кто настоящий враг казахов, киргизов, таджиков, туркменов и узбеков, пишет обозреватель Pravda.Ru Любовь Степушова.

По словам советника Байдена по национальной безопасности Джейка Салливана, саммит «не направлен против какой-либо страны». Однако такое предостережение говорит скорее о том, что все как раз наоборот. Политика США на постсоветском пространстве направлена на сохранение влияния с нанесением ударов по интересам РФ. Напомним, что Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят в организованный Россией военный блок ОДКБ. Многие аналитики называют Казахстан следующим центром американского проекта «анти-Россия».

Для приручения «ягнят» США, вероятно, в этот раз отменят оправку Джексона-Вэника для Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Об этом сообщил журнал The Diplomat. Эксперты издания говорят, что предоставление этим странам статуса «постоянных нормальных торговых партнёров обеспечит Соединённым Штатам больший рычаг влияния».

Напомним, что Киргизия была освобождена от действия поправки в 2000 году, но взамен Бишкек пустил на свою территорию военную базу США. Позже поправка была отменена в отношении Грузии, Армении и Украины. Все эти страны сегодня находятся в той или иной степени в зависимости от США, и это при том, что Армения — член ОДКБ.

Все эти планы идут за счет рутинной работой в Центральной Азии.

1. Выделяется финансирование для деятельности институтов, питающих национализм. Формируется сеть ЛОМов на эту тему. Они исповедуют линию, что «Россия — колонизатор», «Россия — зло». Недавно в Казахстан приезжал философ-русофоб Френсис Фукуяма, чтобы напомнить о том, что «в России озвучивали территориальные претензии в отношении Северного Казахстана».

«Не исключено, что то, что было с Украиной, может произойти в отношении Казахстана. Но если Россия сильно ослабнет, эта угроза исчезнет», — сказал Фукуяма.

Заметим, что в Казахстане националисты уже заявляют о претензиях на Омскую, Оренбургскую и Саратовскую области России. Налицо стравливание двух народов по украинскому сценарию. Тем же, кто демонстрирует лояльность к таким нарративам, США всячески помогают продвигаться в политике и занимать госдолжности. Неслучайно в Казахстане решили провести референдум о строительстве АЭС силами «Росатома».

2. Высказывается сильная озабоченность «преследованиями» религиозных радикалов, которые в том же Казахстане в январе 2022 года попытались совершить госпереворот. Сейчас фиксируется рост радикальных исламских настроений на западе Казахстана, где находятся нефтяные ресурсы. Налицо намерение задействовать протестный рычаг, если Астана попытается провести национализацию нефтяных ресурсов, для создания очередного марионеточного квазигосударства.

3. Через USAID (филиал ЦРУ) продвигается концепция под названием «Глобальная водная стратегия на 2022−2027 годы», в которой утверждается необходимость помочь всему миру, и особенно Центральной Азии, с рациональным использованием водных ресурсов. Выделяется один миллиард долларов, чтобы создать «правовые и финансовые институты для использования и регулирования коммерческих рынков водопользования». Но от этого больше воды в регионе не станет, а раздор между странами по вопросам водопользования только усилится.

Можно назвать также дестабилизирующие проекты USAID в, казалось бы, «закрытой» Туркмении — с ашхабадской фондовой биржей «для расширения листинга ценных бумаг» и с Союзом промышленников и предпринимателей (СППТ) по подготовке кадров для «более динамичного и конкурентоспособного частного сектора». Эти управленцы потом окажутся на должностях в госсекторе, чтобы обеспечить доступ американским компаниям к нефтегазовым месторождениям страны. По каждой стране Центральной Азии можно найти такие примеры.

Цель США — разрушить экономические связи стран Центральной Азии с РФ и посадить в политике своих людей. В этом нет ничего невозможного — так было на Украине. Тем более, что рычаги влияния есть. В том же Казахстане ресурсы добывают американцы, оставляя в казне лишь третью часть прибыли. В связи с этим санкционный контроль над финансовыми системами стран региона довольно высокий.

Сейчас многие эксперты говорят о том, что странам Центральной Азии не выгодно разрывать отношения с РФ, так как основные инвестиции и товаропотоки идут оттуда. Не будет и ввода режима санкций в отношении РФ с их стороны. Но вспомним, как накануне Майдана РФ дала президенту Украины Виктору Януковичу кредит на три миллиарда долларов, понизив цену за газ, но это не помешало Западу устроить госпереворот.

Тем не менее, есть два момента, которые обнадёживают, что в регионе не будет второй Украины. Первый — у Запада по границам региона расположены его противники. На севере — Россия, на востоке — Китай, на юге — Афганистан и Иран. Ни одна из этих стран не пойдёт на обеспечение логистики для поддержки «восставших» и навстречу военному присутствию США. Второй фактор — это успех России в СВО, сильная Россия и сильный Китай, воссоединившийся с Тайванем, не дадут США развернуться на полную мощь в Центральной Азии.

Источник: