Политический ландшафт исламских стран Северной Африки и Ближнего Востока под влиянием "арабской весны" стремительно меняется. И к власти в этих странах приходят новые силы, которые, казалось бы, давно уже списаны в утиль мировой истории. Ан нет. Оказывается, эти силы просто притаились и выжидали своего звездного часа.

Одной из таких политических сил стала победившая на последних парламентских выборах в Египте организация "Братья-мусульмане". Эта структура является праматерью всех исламистских радикальных организаций, а также обладает разветвленной структурой, имеющей свои филиалы более чем в 30 странах мира (вторым государством мира после Египта, где распространены именно "братья-мусульмане", является Сирия). То, что мы сейчас наблюдаем во многих исламских странах, в первую очередь в Египте и Сирии, имеет глубокие корни в прошлом, и именно там можно найти ответ на вопрос, что ожидает эту часть света в будущем.

От религии к политике

Организация "Братья-мусульмане" была создана в 1928 году в городе Исмаилия (Египет) школьным учителем Хасаном аль-Банна. В начале своей деятельности она имела чисто религиозный характер и занималась "проповедованием хорошего и осуждением греховного", осуществляла миссионерскую деятельность, выступала против вестернизации египетского общества, призывала к строительству мечетей и религиозных школ для противостояния моральному разложению молодежи.

Постепенно деятельность организации начала политизироваться. Этот процесс начался в конце 30-х годов прошлого века и активизировался в ходе Второй мировой войны. "Братья-мусульмане" были первой в Египте и на Ближнем Востоке организацией, использовавшей акты террора и насилия в качестве политического давления на государство. В течение 1948 года членами организации были убиты премьер-министр Египта Нукраши-паша и начальник полиции Каира Селима Заки. В ответ на это, в феврале 1949 года, лидер движения Хасан аль-Банна был убит агентами египетской тайной полиции, а "братья" подверглись репрессиям.

В 1952 году организация либерально настроенных военных "Свободные офицеры", во главе которых стоял Гамаль Абдель Насер в результате военного переворота свергла короля Фарука, и в следующем году в стране была установлена республика.

Отношение к религии режима, установившегося после революции 23 июля 1952 года, было сложным. Сначала, в период некоторой неопределенности, связанной с отсутствием у пришедшей к власти организации "Свободные офицеры" четкой политической программы, а также из-за того, что определенная часть руководящих фигур этой организации была тем или иным образом связана с "братьями-мусульманами", отношение к ней было положительным. Были амнистированы члены организации, заключенные в тюрьмы при короле Фаруке. Им было возвращено конфискованное имущество, а при создании нового кабинета министров предполагалось три министерских портфеля распределить среди представителей "Братьев-мусульман".

Первая попытка

Но эта идиллия длилась недолго. 26 октября 1954 года на митинге в Александрии член "братства" Абд-аль-Латыф совершил неудавшееся покушение на Насера. Заработал аппарат госбезопасности. Более семи тысяч "братьев" были арестованы, 867 из них приговорены Народным трибуналом к различным срокам тюремного заключения и каторжных работ. Несколько руководителей организации были повешены 8 декабря 1954 года, вместе с ними и покушавшийся на жизнь Насера боевик.

Дело в том, что сразу же после революции "Братья-мусульмане" стали оспаривать у "Свободных офицеров" власть. В январе 1953 года "Братья-мусульмане" потребовали у Насера образовать специальный комитет, которому представлялись бы на рассмотрение и утверждение все законы до их принятия. "Братья" предлагали также провести референдум о создании в Египте исламского государства. Ответ насеристского руководства всегда был отрицательный. В январе 1954 года, после инспирированных "братством" беспорядков, организация была официально распущена. Тогда-то она и попыталась убрать Насера и захватить власть силой.

В середине 60-х годов наступил второй этап конфронтации между египетским руководством и "Братьями-мусульманами". Его специфическая черта заключалась в том, что более четко определилась социально-политическая ориентация Египта – социалистический и просоветский путь развития. А "братья" к тому моменту уже наладили хорошие контакты с США. В 1953 году, в рамках тайной пропагандистской американской кампании, которую возглавляло Информационное управление США, в Принстонский университет привезли более трех дюжин исламских теологов, главным образом из мусульманских стран для участия в официально считавшейся научной конференции. Но настоящей причиной этой встречи была попытка произвести на прибывших впечатление духовной и нравственной силой Америки, так как считалось, что они могли повлиять на мнение мусульман больше, чем их косные правители. Конечной целью было содействие антикоммунистической политике в этих, ставших недавно независимыми, странах, во многих из которых имелось мусульманское большинство.

Одним из лидеров, согласно дневнику деловых встреч Эйзенхауэра, являлся "достопочтенный Сайед Рамахдан, представитель "братьев-мусульман". Этим человеком был зять основателя "братства" и "министр иностранных дел" организации, как его называли в то время. К концу 50-х - началу 60-х ЦРУ уже открыто поддерживало "братьев".

Ответ Насера не заставил себя ждать. В 1966-м - новый процесс, новые казни. Среди повешенных "братьев-мусульман" - Сайид Кутб, идеолог организации. Суровое подавление "братства" кроме своего прямого результата, имело цель продемонстрировать силу исламским деятелям, прямо не участвовавшими в организации. Они были поставлены перед дилеммой: либо вступить в открытую борьбу с руководством страны, либо поддержать его. Большинство выбрало второе.

Здесь нужно коснуться еще одного аспекта отношения египетского руководства к религии, а именно подчинения религиозного комплекса (духовенства, мечетей, религиозных учебных заведений и пропагандистских центров) государственному аппарату.

Египетское руководство стремилось использовать религию в качестве одного из инструментов решения насущных социально-политических проблем. Страну буквально захлестнул поток религиозной литературы. Достаточно сказать, что из примерно 35 книг и брошюр, которые выходили в насеровском Египте ежемесячно, около 30 в той или иной степени были посвящены религии (из них девять десятых – исламской тематике, остальное – христианской). И это не считая газетных и журнальных статей. Резко увеличилось число мечетей.

Новая власть, новые проблемы

Двадцать восьмого сентября 1970 года в Каире от сердечной недостаточности скончался Гамаль Насер. После этого президентом Египта был избран Анвар Садат. Почти сразу же после прихода к власти Садат начал отходить от проводившейся Насером политики арабского национализма и социализма.

Садат вначале пытался подчеркивать свое родство с "братьями-мусульманами", заявляя, что восхищался Хасаном аль-Банной, основателем "братства". Его ежепятничным молениям в мечети уделялось много места в субботних выпусках всех египетских газет.

Такие заигрывания с консервативными религиозными силами имели четкую политическую цель. Египетский президент стремился использовать религиозный фактор в борьбе против просоциалистических и панарабских сил в стране.

Однако полного сближения между Садатом и консервативными исламскими группировками все же не произошло. С точки зрения некоторых религиозных экстремистов, Садат все равно являлся предателем. Поскольку он, бывший член организации "Братья-мусульмане", активно участвовал в ее подавлении в годы правления Насера. Именно он был председателем Народного трибунала, вынесшего смертный приговор Сайиду Кутбу – идеологу организации, который стал мучеником, почитаемым всеми экстремистами в Египте и в других арабских странах.

Другие, и их было большинство, не могли простить Садату принятие закона № 40 от 2 июля 1977 года, запретившего создание политических партий на религиозной основе и тем самым лишившего все религиозно-политические группировки (в том числе и "Братьев-мусульман") возможности действовать легально. Садат сознавал опасность режиму, исходившую от оппозиционных исламских организаций: в середине 1981 года были произведены многочисленные аресты среди руководителей исламского движения. Тогда же был арестован и "верховный наставник" "братьев-мусульман" Омар Тлемсани.

Убийство Садата

Военный парад 6 октября 1981 года в пригороде Каира проходил по намеченному плану. Никто не обратил особого внимания на то, что один тягач с солдатами в кузове остановился. От тягача отделилась группа одетых в военную форму людей с автоматами. Рефлекс сработал у кинооператоров, которые побежали к тому месту, где должны были пересечься удивленные и испуганные взгляды сидящих на почетных трибунах иностранных гостей египетского президента и траектории автоматных очередей. Треск автоматов, взрывы гранат. Началась и молниеносно закончилась террористическая акция. Через несколько часов стало известно, что Садат скончался в больнице от полученных ран. Было убито и несколько человек из почетных гостей.

Это событие первоначально отнесли к египетской политической хронике, однако некоторое время спустя выяснилось, что оно принадлежит к хронике религиозно-политической: Анвар Садат был убит членами организации "Аль-Джихад", недавно отколовшейся от "Братьев-мусульман". Правда, существует версия, по которой никакого раскола не существовало, а организация "Аль-Джихад" была просто прикрытием для боевиков из состава "Братьев -мусульман". Как бы там ни было, убийство президента, до недавнего времени было пиком деятельности исламистов в Египте.

Новая тактика

В 1980 - 1990-е годы исламисты смогли договориться между собой и начали действовать более гибко, умело сочетая методы убеждения и принуждения, для чего предусматривается даже различный уровень членства "братьев-мусульман" в ассоциации: пацифисты зачисляются в аппарат проповедников, а экстремисты - в моджахеды (воины Аллаха).

На выборах в парламент Египта в 2005 году кандидаты от "Братьев-мусульман", участвовавшие в выборах как независимые, получили 88 мест (20% состава парламента), составив наибольшую по численности оппозиционную фракцию. Во время выборов в ноябре 2010 года, в связи с жесткими мерами запугивания, предпринятыми властью, "Братья-мусульмане" получили гораздо меньший процент голосов, чем пять лет назад. Это привело к уличным выступлениям и протестам со стороны мусульман-фундаменталистов, что закончилось площадью Тахрир и свержением светского режима Хосни Мубарека.

Четвертого декабря 2011 года партия "Братья-мусульмане" одержала победу в первом туре парламентских выборов. Она набрала 40% голосов избирателей, став главной политической силой одной из самых густонаселенных и влиятельнейших стран исламского мира. И, по всей вероятности, станет опорой Соединенных Штатов в соседней Ливии, где 22 января высадился контингент войск США в количестве 12 тыс. человек, взявший под контроль крупнейший нефтяной терминал Ливии - город Марса-эль-Брега. Но самое интересное в деле сотрудничества исламистов и американцев еще впереди - в Сирии.

Ситуация, которая сейчас сложилась в Сирии, имеет длинную предысторию, уходящую своими корнями более чем на полвека назад, когда в эту страну начали массово проникать исламистские группировки, в первую очередь "Братья-мусульмане". Кстати, говоря об исламистах во многих государствах мира, мы должны понимать, что зачастую это банальные организации "прикрытия" для тех же братьев. Многие исламистские организации с громкими названиями, как правило, создаются для одной или нескольких акций, на которых "братья" по тем или иным причинам не хотят светиться.

Проникновение в Сирию

"Братья-мусульмане", утверждают, что Сирия стала первой арабской страной, куда из Египта распространилась их деятельность. Первые практические шаги в этом направлении датируются серединой 30-х годов прошлого века. Сам Хасан аль-Банна, основатель "Братьев-мусульман", вербовал сирийцев, проживавших в то время в Каире и обучавшихся в религиозном университете Аль-Азхар. Его приближенными стали сирийцы Мухаммад аль-Хамид и Мустафа ас-Сибаи. Организация засылала в Сирию своих эмиссаров, в результате чей деятельности, в 1937 году, в городе Алеппо и было создано первое объединение сирийских "Братьев-мусульман".

К тому времени в Сирии уже существовали исламистские организации, например в том же Алеппо действовало объединение "Дар аль-аркам". Вскоре, практически все эти организации объединились в ассоциацию, принявшую название "Братья-мусульмане". В статье первой, своего устава новая организация провозгласила себя частью организации, созданной Хасаном аль-Банной. "Генеральным инспектором" (аль-муракиб аль-амм) сирийского филиала ассоциации стал Мустафа ас-Сибаи, который в этом своем новом качестве вошел в Учредительную ассамблею (Аль-Хайа ат-тасисийя) братства. Таким образом, в начале 40-х годов прошлого века можно считать, что египетская организация "Братья- мусульмане" стали межарабской структурой.

Единство сирийских и египетских "братьев" под руководством каирского центра было продемонстрировано в марте 1954 года, когда "генеральный наставник" (аль-муршид аль-амм) организации аль-Худайби почтил своим присутствием тренировочный лагерь "братьев-мусульман" в сирийском городе Хомсе, где, по-видимому, и закончился Х съезд организации, начавший свою работу в декабре 1953 года в Аммане (Иордания).

Начало 50-х годов 20 века в Сирии стало периодом относительной активизации "братьев-мусульман". Они открыто создавали свои военизированные лагеря – в городах Хомсе и Хаме (кстати, это нынешние центры антиправительственного восстания). Ими предпринимались и попытки сыграть какую-то роль в политической жизни страны. В парламентских выборах 1954 года "Братья-мусульмане" участвовали не как члены своей партии, а как независимые кандидаты или члены других партий. В Национальное собрание страны был выбран ряд "братьев", среди которых был шейх Рауф Абу-Таук, а также один из руководителей Народной партии, Мааруф ад-Давалиби. Как независимый, на частичных выборах 1955 году в Национальное собрание баллотировался, правда, безуспешно, и руководитель "Братьев-мусульман" Мустафа ас-Сибаи.

Некоторых успехов сирийский филиал "братства" добился благодаря поддержке сил, выступавших против египетско-сирийской унии в рамках Объединенной Арабской Республики (ОАР), существовавшей в 1958-1961 годах.

Примечательно, что после отделения Сирии от Египта в 1961-м, главой сирийского правительства, созданного в декабре того же года, стал "брат-мусульманин", действовавший под прикрытием Народной партии - Мааруф ад-Давалиби.

Излагая программу своего правительства, он ограничил деятельность партий и профессиональных союзов. В новое правительство вошел и один из руководителей "Братьев-мусульман", Исам аль-Аттар. Предполагалось даже, что именно он станет следующим премьер-министром.

Но не сбылось, как думалось. После военного переворота произошедшего 8 марта 1963-го года к власти в Сирии пришла партия Баас (Партия арабского социалистического возрождения).

Состоявшийся в октябре 1963 года VI Общеарабский съезд партии Баас, высказался за антиамериканский курс во внешней политике страны и подтвердил намерение руководства партии укреплять сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами. В декабре 1964 года сирийское правительство заявило о национализации всех нефтяных и минеральных ресурсов.

Естественно, проамериканские и олигархические силы в стране были очень недовольны. И выразителем их чаяний, выступили религиозные радикалы. Так, в крупнейшей мечети Дамаска - мечети Омейядов в 1963 году правительство подверглось проклятию и ему был объявлен джихад (священная война).

В апреле 1964 года в Хаме начались антиправительственные выступления среди учащейся молодежи, а в главной мечети города -мечети Ас-Султан с кафедры зазвучали призывы к "священной войне" против режима.

В 1964 году умер разбитый параличом глава "братьев" Мустафа ас-Сибаи. Его место занял выдвинувшийся до этого в руководители "братства" Исам аль-Аттар. (Правда, в том же 1964 году Исаму аль-Аттару, отправившемуся в паломничество в Мекку, было запрещено возвращаться на родину).

Изменение обстановки в стране, а также изменение политического курса "Братьев-мусульман" сопровождались и поиском новых форм и методов борьбы, для которых во все большей степени характерными становились насилие и экстремизм. Под предлогом защиты своих прав, стали создаваться вооруженные формирования "Братьев- мусульман". Именно в этот период возникают в городе Хаме Фаланги Мухаммада (Катаиб Мухаммад), в городе Халебе - Движение исламского освобождения (Харака ат-тахрир аль-ислями), в городе Хомсе и других населенных пунктах – мелкие военизированные формирования, такие, как Воинство Аллаха (Джуд Аллах), Фидаины Аллаха (Фидаийу Аллах) и другие.

Алавиты против суннитов

После 1963 году у "Братьев-мусульман" в Сирии появилась еще одна характерная черта -упор в идеологической и пропагандистской областях на борьбу против правящего режима как "неверного" и "антиисламского" -"алавитского" и "христианского". Пришедший к власти в 1963-м году генерал Амин аль-Хафиз (сам суннит по вероисповеданию) организовал сирийской армии масштабные чистки, заменив большинство суннитских офицеров (потенциальных сторонников исламистских групп), на представителей шиитской секты алавитов.

Особенно антиалавитская агитация усилилась после того как 23 февраля 1966 года два высших офицера сирийской армии Салах Джадид и Хафез Асад (оба алавиты) совершили очередной военный переворот: Хафез Асад стал министром обороны, а президентом стал близкий к Джадиду Нуреддин аль-Атаси (суннит). Сам Джадид занял скромный пост заместителя генерального секретаря партии Баас. Вплоть до переворота в ноябре 1970 года, Салах Джадид являлся, по сути, правителем Сирии. Но 16 ноября 1970 года уже Хафез Асад пришел к власти в результате переворота, свергнув Салаха Джадида. 22 февраля 1971-го года Асад официально стал президентом Сирии. Ради этого была пересмотрена Конституция Сирии, по которой только суннит, мог занимать президентский пост.

Также исламистами подчеркивалось и то, что один из основателей партии Баас, Мишель Афляк -православный христианин. Это делалось с целью: представить правящую партию в качестве религиозной и антиисламской, а мероприятия режима - как враждебные действия вероотступников в отношении мусульман. Основываясь на фетве (законоведческом заключении), с которой еще в XIV веке выступил известный суннитский законовед Ибн-Таймийя (1263–1328), алавиты провозглашаются "неверными", "еретиками", "вероотступниками", которых дозволяется убивать.

Все это подстегнуло "братьев" к радикальным шагам. Началась компания беспрецедентного террора. Главные объекты –все кто, сколько-нибудь связан с режимом. В феврале 1977 был убит ректор Дамасского университета Мохаммед Фадель, в апреле 1978 - убит генеральный прокурор Дамаска Адель Мини. С 1979 кампания террора активизируется, что было связано с успехом исламской революции в Иране. 16 июня 1979 -расстреляны курсанты артиллерийского училища в Алеппо, 80 убитых. Июнь 1979 - взрыв в артиллерийском колледже в Халебе (32 человека убиты и 54 ранены). С осени 1979 теракты проводились почти ежедневно.

Наконец, 7 июля 1980 года Народное собрание Сирии приняло закон о смертной казни за принадлежность к организации "Братья-мусульмане". Закон предусматривал мораторий в 60 дней, в течение которого члены организации могли сдаться властям без риска быть казненными, что и сделало примерно 800 человек.

Практически разгром

Такое массированное наступление на исламистов в Сирии не могло не повлиять на политику этих организаций, на их судьбы в целом. Так и произошло, когда в конце 1980 года на конгрессе в Бонне (ФРГ) в руководстве "братьев -мусульман" произошел раскол. Меньшая часть, возглавляемая "историческим" лидером сирийского "братства" Исамом аль-Аттаром, выступила за продолжение борьбы "законными методами", имея в виду методы политические. Большая же часть руководства, представлявшая так называемых "внутренних" "братьев-мусульман" (то есть действующих непосредственно внутри страны в отличие от "внешних", обосновавшихся в некоторых арабских, а также западноевропейских странах), заявила о готовности продолжать борьбу с использованием террористических форм. Исам аль-Аттар был отстранен от руководства сирийскими "братьями-мусульманами" и заменен триумвиратом сторонников насильственных методов борьбы -Али аль-Баянуни, Саидом Хава, Аднаном Саад-ад-Дином . Именно "внутренние" "Братья-мусульмане" и стали исполнителями новой серии террористических актов 1981 года. В том же 1981 году произошел еще один раскол, на этот раз уже среди "внутренних" "братьев-мусульман". Аднан Окля создает в декабре 1981 года экстремистскую военизированную группировку Боевой авангард (Ат-талиа аль-мукатиля), которая ставила перед собой задачу немедленного установления в стране халифата.

Этот очередной раскол внутри исламского движения в Сирии явился следствием борьбы за господство в его руководстве. Дело в том, что в январе 1981 году был образован Исламский фронт (Аль-Джабха аль-ислямийя), главой которого стал аль-Баянуни. Фронт был образован "Братьями -мусульманами", Партией исламского освобождения и рядом независимых религиозных деятелей. Исламский фронт и руководимые Саидом Хава и Аднаном Саад-ад-Дином "Братья-мусульмане", а также ряд оппозиционных партий в марте 1982 году объявили о создании Национального альянса за освобождение.

Представленные в Национальном альянсе дважды, "Братья-мусульмане" в качестве цели исламского движения в Сирии провозгласили создание исламского государства. Один из руководителей "братства", Сайд Хава, заявил, что при создании такого рода государства "будут приняты во внимание религиозные, этнические, исторические и социальные характеристики Сирии" и создаст условия для нормальной жизни всех религиозных общин – суннитов, христиан, исмаилитов, друзов, алавитов.

Переход большей части руководства "внутренних" "Братьев- мусульман" на умеренные позиции был обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, проигрышем во время восстания в Хаме.

В ночь со 2 на 3 февраля 1982 года, примерно в 3 часа ночи, жители Хамы были разбужены громкоговорителями, установленными на минаретах мечетей. Им сообщили, что во всей Сирии началось восстание против режима и им предлагалось включиться в борьбу. Для этого нужно было отправиться в ближайшую мечеть – для получения оружия. За два часа до этого мусульманские боевики, общим числом около 500 человек, вооруженные автоматами, минометами и гранатометами, рассредоточились по городу, заняв исходные позиции. По сигналу они начали штурм общественных зданий и помещений партии Баас. Многие баасисты были хладнокровно убиты "братьями", имевшими на руках заранее заготовленные "черные списки". Около 250 человек было ими казнено за четыре дня, в течение которых боевики действовали в городе. Самое интересное, что событиях в Хаме первыми и в одно и то же время заявили государственный департамент США и руководители "братьев-мусульман", находившиеся в Бонне.

Восстание в Хаме было подавлено восьмитысячной армией, при поддержке авиации и танковых подразделений. Более 25 000 человек были убиты во время вооруженных столкновений. Во время восстания была разрушена главная мечеть города - Ас-Султан. В этой бойне погибло подавляющее большинство боевиков "Братьев –мусульман".

Вторая причина, состояла в том, что Израиль летом 1982 года воспользовавшись нестабильностью в Сирии, начал вторжение на территорию Ливана. Ослабленная Сирия, как гарант стабильности в Ливане, пыталась этому противостоять . И как бы исламисты не любили алавитов, израильтян они ненавидели значительно сильнее. А террор в Сирии однозначно играл на руку еврейскому государству. По этому деятельность террористов постепенно сошла на нет. В 1985 остатки боевиков из "Братьев-мусульман" сдались властям. Но, зарубежные центры "сирийских братьев" продолжали свою деятельность, по новой формируя подпольную исламистскую сеть в стране. Котора, я выжидала удобного времени для своей активизации. И таки дождалась.

Новый подъем

Со второй половины 90-х годов прошлого века режим Хафеза Асада амнистировал несколько тысяч "братьев-мусульман". Ряду руководителей разрешили вернуться из ссылки за границей. Немаловажную роль в этом сыграл ставший верховным наставником "Братьев-мусульман" в 1996 году аль-Баянуни, принадлежащий к умеренному крылу партии. В поисках выгодных политических решений для сирийских "Братьев-мусульман" аль-Баянуни на протяжении своего 14-летнего нахождения у руля партии, в зависимости от более выгодной конъюнктуры, попеременно заигрывал то с секулярной оппозицией, то с властями.

Тем более делать это стало значительно легче, поскольку к власти в Сирии в 2000-м году пришел, сын Хафеза Асада -Башар. Офтальмолог по образованию, двенадцать лет проживший в Англии он считался, по ближневосточным меркам, прогрессивным и мягким политиком, склонным к компромиссам.

Однако в 2010-м году главой сирийских "Братьев-мусульман" был избран уроженец Хамы Мухаммад Рияд Шакфа, а его правой рукой стал его земляк Фарук Тейфур. В отличие от аль-Баянуни, управляющего "братьями" из Лондона и неоднократно заявляющего, что жизнь в среде западного общества помогла ему занять более терпимые и умеренные подходы, Тейфур и Шакфа проживали в Йемене и по некоторым данным имеют тесные связи с местными исламистами, в том числе и с "Аль-Каидой".

По этому неудивительно, что новые волнения в Сирии вызванные "арабской весной" с особой активностью вспыхнули именно в старых центрах "Братьев-мусульман" - городах Хомсе и Хаме. И как в прошлые годы, волнения быстро переросли в вооруженные стычки с правительственными войсками.

Сейчас, сирийские "Братья-мусульмане" активно используют примененную еще аль-Баянуни практику объединения с секулярной оппозицией. С самого начала "Братья-мусульмане" принимали участие в съездах оппозиционных сирийских сил за рубежом, крупнейшими из которых стали встреча в Дохе 11 сентября 2011 года, в Стамбуле 20-23 августа 2011года, и, наконец, самая результативная – в Стамбуле, 2 октября 2011, по итогам которой был образована единая структура оппозиции за рубежом - Сирийский национальный совет, аналог ливийского Переходного Национального Совета (ПНС).

Разросшаяся международная сеть "Братьев-мусульман", щедро спонсируемая рядом зарубежных стран, обеспечивает мощную базу и для сирийского отделения. Но и тут в настоящее время просматриваются некоторые изменения. К традиционным центрам сирийских "братьев" -Саудовской Аравии, Катару, мощной базе их сподвижников в Лондоне и на Кипре, где находятся штаб-квартиры сирийских "Братьев -мусульман", прибавилась Турция, которая в настоящее время стремится занять роль главного их идеологического и финансового спонсора. Турция так же попыталась ввести "Братьев-мусульман" в политическую систему Сирии. В июне прошлого года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил сирийскому президенту Башару Асаду в обмен на предоставление "Братьям-мусульманам" 75% мест в правительстве использовать все свои возможности для прекращения сирийских протестов.

На фоне нарастания противостояния между правящим режимом Башара Асада и протестующими именно "Братья-мусульмане" стали ведущей и направляющей силой "арабской весны" в Сирии. Правда некоторые спикеры из "братьев" намекают, что готовы свернуть борьбу в обмен на полную легализацию их организации и возможность полноценного участия в выборах. Но режим Башара Асада не спешит повторять египетскую ошибку, где на выборах "братья-мусульмане уже победили. А на фоне активно исламизирующегося сирийского общества популярность "братьев" стала намного сильнее, чем в 80-е годы прошлого века. Это наглядно показали выборы 2007 года в парламент страны и местные органы власти, когда только значительные усилия сирийских спецслужб и активное использование властями административного ресурса не позволили допустить выдвижения в качестве независимых кандидатов представителей "Братьев-мусульман". Очевидно, что легализация их в таких условиях, приведет к полной и безоговорочной победе "братьев".

Все это означает только одно, что кровь в Сирии будет литься еще долго. И остановится этот процесс только при двух условиях: или "Братья –мусульмане" возьмут всю власть в свои руки или "братьев" снова загонят в глубокое подполье, как это было в середине 80-тых годов прошлого века.

Алексей Иванов - первый заместитель главного редактора газеты "Донецкий Кряж". Родился в 1977 г. в Донецке. В 2000 г. окончил исторический факультет Донецкого Национального Университета. Сотрудничал с региональными изданиями "Город", "Удачный Выбор", "Донецкий Коммуникационный Ресурс"

25.01.2012 и 4.02.2012

Источник: Однако

 


get('twitter')) == 1) { ?>