Заслуженный учитель России, а по совместительству иногент Тамара Эйдельман недавно приехала в Казахстан и рассказала, что Россия – это вековечное зло, а Казахстан – страна с трагической судьбой. Тамара Натановна Эйдельман выступает в роли «хорошего русского», хотя не очень понятно, что у жительницы Лиссабона собственно русского. Впрочем, это лирика. Познакомимся с биографией и тезисами португальско-российского историка.

Россию надо было оккупировать

Есть у Достоевского в «Братьях Карамазовых» один примечательный персонаж по фамилии Смердяков. Тот о войне с Наполеоном отзывался примерно так: хорошая нация – французы, умная, коли бы нас – русских – завоевали, так, глядишь, и мы бы чутка поумнели. Собственно, эта немудрящая мысль, начиная с Петра Яковлевича Чаадаева (в действительности, конечно, раньше, просто Чаадаев ее художественно оформил), в разных вариациях является ключевой, фундаментальной, а пожалуй, что и основной мыслью российской интеллигенции.

Эйдельман, плоть от плоти и кровь от крови этой интеллигенции, думает, разумеется, также. Правда, она сокрушается не по поводу французов и Наполеона, как Смердяков, а по поводу римлян. Как хорошо было бы, считает Эйдельман, если бы территория России была оккупирована римлянами. Ух, зажила бы Россиюшка с римским правом и развалинами Колизея. Вообразите себе казахстанского историка, приехавшего в Москву и рассуждающего, как было бы хорошо, если бы Казахстан был кем-нибудь оккупирован – ну кем-то более цивилизованными, чем казахи. Не очень представляется, да?

Ясное дело, что современной российской властью Эйдельман была обласкана по полной. Звания, премии, доступ на теле- и радиоэфиры, словом, соль земли. И ясное же дело, ответом на эту ласку – родовая черта российской интеллигенции – была суровая отповедь Тамары Натановны в адрес государства: власть скотская, тоталитарная и, само собой разумеется, кровавая. Да и страна скотская, если разобраться. В Казахстане Эйдельман была вполне откровенна:

«Изменение политического строя не сделает Россию и никакое другое государство ни счастливее, ни свободнее. Мне кажется, что главный вопрос — допустимый уровень насилия, который огромен в России и огромен везде - в семьях, в школах, в армии, детских домах и так далее. Начать противостоять этому может каждый».

Опять же перевернем. Казахстанский историк в России говорит о беспримерном насилии в Казахстане, а потом всячески дает понять, что казахам надо платить и каяться, платить и каяться. Ну и чтобы совсем было хорошо, завуалированно, но вполне прозрачно зовет людей на баррикады «противостоять насилию». Как вам, уважаемые казахстанцы? По-нашему, довольно любопытно.

Источник: