Американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS) в контексте своей Азиатской программы опубликовал на днях любопытную заметку о Монголии.

Как уже ранее указывалось, западные страны активно захватили влияние в республике, из-за чего формируется устойчивое впечатление, что монголам уготован «украинский сценарий». В статье CSIS недвусмысленно отмечается, что США стоит больше инвестировать в Монголию по крайней мере по нескольким причинам:

1. Чтобы «перебить» авторитет России и Китая: эксперты подсказывают, что вложения в республику станут «приятной возможностью для финансовых агентств Америки». Чем обычно заканчиваются эти возможности для государственности, суверенитета и в целом судьбы нации — мы все прекрасно знаем.

2. Чтобы завладеть ценными ресурсами. Аналитики прямо подчёркивают, что Монголия занимает третье место в мире по производству плавикового шпата (10% от мирового объёма, за исключением Штатов), который включён Министерством энергетики США в список важнейших минералов.

Вот только незадача: законодательство Монголии, её связи с РФ и КНР делают страну довольно «рискованной для инвестиций». А вот если бы несколько повлиять на власти, дабы они приняли нужную стратегию и законы — тогда инвесторы бы сразу побежали вкладывать денежки.

Совершенно очевидно, что в Вашингтоне прямо указывают монгольским властям, что и как следует делать, чтобы получить возможность стать «любимой азиатской женой». Однако история неоднократно доказывала, что такая роль уготована только тем странам, которые готовы жертвовать не только государственным суверенитетом, но и национальной идентичностью.

Источник:

Как коллективный Запад пытается влиять на власти Монголии

В конце января 2024 года премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ заявил британской газете Financial Times, что строительство газопровода «Сила Сибири-2» могут отложить. Слова политика почти сразу попали на передовицы западных изданий. В соответствии с официальной позицией Улан-Батора, рассматриваемый вопрос лежит исключительно в экономической плоскости, однако он вполне может иметь и другие измерения.

Как коллективный Запад пытается влиять на власти Монголии

Ровно через неделю после выступления премьера, визитом в Великобританию отметился генеральный секретарь монгольского парламента — Великого Государственного Хурала (ВГХ) — Дамдин Энхбат. Там он встретился с Джеймсом Греем, председателем парламентской группы «Великобритания – Монголия» и выступил в Палате Общин. Много говорил о демократии, правах человека, гендерном равенстве, экологии — словом, сообразно западной повестке. Энхбат поблагодарил коллег в Лондоне за «помощь», которую Королевство и страны Содружества оказывают его стране. В чём конкретно заключается поддержка со стороны коллективного Запада и насколько она в действительности полезна, разберёмся далее.  

Какие действия предпринимают Великобритания и США? 

Свой пост Энхбат занял в конце 2023 года, хотя в политике уже давно. В начале 2000-х годов он состоял в оппозиции, а с 2008 года поступил на государственную службу. До назначения на текущую должность посвятил одиннадцать лет работе в Секретариате ВГХ. Несмотря на высокое положение, политик проводит встречи с представителями некоммерческих организаций. 

Например, 26 февраля 2024 года Энхбат принял у себя Сару Тейлор — постоянного представителя НКО «Фонд Азии» (Asia Foundation) и координаторов программы «Укрепление СМИ и гражданского общества в Монголии». Напомним, что задачей «Фонда» является усиление роли США во внешней политике азиатских стран, а его деятельность спонсирует Агентство США по международному развитию (USAID). Генсек ВГХ поблагодарил организацию за помощь в изменении структуры государственного управления, законодательной базы и подготовке конституционной реформы. 

Речь, очевидно, идёт об изменениях в основной закон страны, претворённых в жизнь в 2019 году. Поправки существенно расширили полномочия премьер-министра, ограничив при этом права президента. В свою очередь, Тейлор высоко оценила работу, проделанную монгольским парламентом в рамках Меморандума о сотрудничестве, подписанного в 2021 году. 

Американка заверила, что и в дальнейшем США будут оказывать поддержку в реорганизации власти по западным лекалам. В своей речи она отметила большое значение выборов в Хурал IX созыва в июне 2024 года. Не без участия заокеанских партнёров численность монгольского парламента заметно увеличилась: с 76 до 126 членов. 

Не доставляет сомнений, что коллективный Запад попытается усилить позиции «Демократической партии» и получить ещё больше рычагов влияния на законотворчество в Монголии. Потому представитель «Фонда Азии» и называет грядущие выборы «историческими», а частота контактов западных функционеров с монгольскими политиками и чиновниками только растёт. 

Например, в конце февраля 2024 года встретились председатель Генеральной избирательной комиссии Пурвээгийн Дэлгэрнаран и чрезвычайный и полномочный посол Великобритании Фиона Блайc. Стороны обсудили особенности избирательных систем и договорились о плотном сотрудничестве в вопросах выборов. 

Активизировался и признанный в России иностранным агентом «Вестминстерский фонд в поддержку демократии» (Westminster Foundation for Democracy). Эта организация появилась в 1992 году для «поддержки демократических практик и институтов в развивающихся демократиях». Фонд работает с государственными структурами, представителями гражданского общества, политическими партиями и движениями. 

Официально он занимается анализом и проведением независимых исследований, а также выявлением и обучением потенциальных политических лидеров. 

На данный момент почти все внимание Фонда обращено на Украину, Грузию и Северную Македонию, однако не сворачиваются программы в Лаосе, на Шри-ланке и в Индонезии. К основным сферам интересов организации относят «парламентское образование» (насаждение либеральной демократии), законотворческий процесс, мониторинг правоохранительных органов (препятствование их работе, когда это выгодно) и цифровизацию. 

Во время своего визита в Лондон Генсек ВГХ встретился со старшим координатором Программы «Вестминстерского фонда» по Европе и Центральной Азии Робом Ван Льювеном. По результатам беседы Энхбат выразил готовность расширять взаимодействие с организацией на пути реформирования Хурала. В свою очередь, британские коллеги попросили Энхбата обратить внимание на опыт и традиции английского парламентаризма при проведении реформ. 

Причём здесь Швейцария?

Не только США и Великобритания заинтересованы в «реформировании» монгольских органов власти. Например, состоялось совместное заседание с руководителем Швейцарского офиса по сотрудничеству в Монголии — Стефани Берри. Энхбат выразил признательность за тот вклад, который Берри внёс в «демократизацию» Монголии. В частности, 2023 году завершились две программы «помощи» швейцарского Управления по развитию и сотрудничеству (Swiss Agency for Development and Cooperation, SDC) Департамента иностранных дел. 

Первая направлена на «укрепление представительных органов власти», а вторая — на «поддержку децентрализации политики страны». Целью, как водится, объявили создание «компетентного, демократического, подотчетного гражданам государственного управления». Всего было реализовано более 100 инициатив и проектов. 

Особо выделяются проведение парламентской «самооценки по правам человека и гендерной чувствительности» и последовавшая за ней ратификация законов о политических партиях и парламентском контроле. Отмечаются проекты «Укрепление институционального потенциала местных органов власти», запущенный в 2021 году, и «Поддержка политики децентрализации», начатый в 2015 году. Они были направлены на расширение полномочий органов местного самоуправления, изменение законодательства и развитие политического лидерства на периферии – в аймаках и сомонах. 

В 2016 году правительство официально взяло курс на децентрализацию, а через два года разработало и внедрило действенные механизмы для её реализации. Более того, монгольское руководство намерено работать в этом направлении и дальше.

Итоги

Коллективный Запад уже давно оказывает серьёзное влияние на государственное управление и систему принятия решений в Монголии. Свои усилия он проецирует на Великий Государственный Хурал и его членов. В результате, за последние несколько лет приняты законы, направленные на повышение роли местных органов власти в управлении страной. 

С учётом проводимой работы по воспитанию «свободных журналистов» и политиков на периферии, в будущем в отдалённых аймаках вполне вероятны центробежные процессы. В монгольском парламенте произошли изменения, отвечающие интересам Лондона и Вашингтона. Всё громче звучат призывы перейти к парламентской республике. Судя по последним тенденциям, такая возможность не исключена. 

Именно поэтому Запад через дипломатические институты и НКО стремится переформатировать высший законодательный орган страны и превратить его в свой инструмент влияния. Постепенно Монголия может оказаться втянутой в экономическую войну, начатую Западом против России, а неприятная ситуация с «Силой Сибири – 2» — тревожный звоночек. В ближайшей перспективе на пути вестернизации Монголии делается ставка на июньские выборы в Хурал. На них прозападная «Демократическая партия» попытается оспорить главенство «Народной партии» или, по крайней мере, усилить свои позиции на политической арене.

Источник: