В первый день октября 2015 года на дороге, соединяющей два еврейских поселения в Самарии (Западный берег реки Иордан), автомобиль, в котором возвращались домой 30-летние супруги Эйтам и Наама Хенкин вместе с четырьмя малолетними детьми, был обстрелян палестинскими террористами. Позже было установлено, что эти боевики принадлежали к организации ХАМАС (Исламское движение сопротивления), ячейки которой подпольно действуют как в Израиле, так и на территории, контролируемой Палестинской национальной автономией (ПНА).

Хамасовцы, незаконно осуществляющие почти все последнее десятилетие власть в секторе Газа, не подчиняются Махмуду Аббасу, раису (по-арабски «президенту») ПНА, лидеру ФАТХ (Движения национального освобождения Палестины). Показательно, что с целью отвести подозрения от ХАМАС ответственность за теракт взяла на себя ранее неизвестная группировка «Батальоны Шахида абд аль-Кадра аль-Хусейни». И чтобы окончательно замести следы, «Батальоны...» провозгласили себя боевым подразделением ФАТХ.

Убийцы двигались в машине по встречной полосе. Вначале автоматная очередь сразила Эйтама, успевшего за мгновение до смерти притормозить автомобиль. Его жена получила ранение, но, когда террористы приблизились к ней, вступила с ними в схватку. Свою жизнь женщина спасти не смогла, но отдала ее недешево. Вырывая автомат у боевика, она не дала ему возможности произвести прицельный выстрел. Один из них тяжело ранил другого. Добивать детей, остававшихся в машине, времени у хамасовцев не было. Втащив раненого в машину, боевики помчались в больницу в Рамалле, административный центр автономии. ХАМАС приветствовал «героическую акцию» убийства супругов Хенкин. Палестинская администрация в Рамалле воздержалась от комментариев и осуждения действий террористов. Тем не менее спецслужбы, подчиняющиеся Аббасу, знают свое дело...

В девять вечера следующего дня к прооперированному боевику явился представитель палестинских спецслужб и произвел первичный допрос. Через два часа под видом сопровождения арабской роженицы, сидевшей в передвижном кресле, прибыла группа так называемых арабизированных израильских военных, действующих под видом арабов. Они захватили раненого боевика и передали в руки сотрудников израильской безопасности.

Нетрудно догадаться, что в данном случае речь идет о «Шабаке» (Службе общей безопасности Израиля) и палестинской «Аль-Мухабарат Аль-Аме» (Службе общей разведки), которая, несмотря на название, осуществляет в значительной степени контрразведывательные функции. Провозглашенная задача этой службы – противостояние «Шабаку». Но в Норвежских израильско-палестинских соглашениях, заключенных еще в 1993 году, присутствует пункт о сотрудничестве палестинских и израильских спецслужб в противостоянии террору. Это во-первых. Во-вторых, как правильно отмечал авторитетный израильский обозреватель Дов Конторер в русскоязычной газете «Вести», палестинские исламисты, и прежде всего ХАМАС, владеют методами террора и техникой переворота, а потому «Махмуд Аббас имеет серьезные причины для того, чтобы радоваться успеху израильских спецслужб, своевременно останавливающих враждебных ему заговорщиков». Здесь же замечу, что именно израильтяне не менее трех раз предупреждали Аббаса о готовившихся на него исламистами покушениях. «С другой стороны, – продолжает свою мысль Конторер, – равным образом и израильтяне могут радоваться тому, что в Иудее и Самарии сложился де-факто режим функциональной автономии, в достаточной степени отвечающий израильским интересам: ПНА управляет жизнью арабского населения, Израиль осуществляет властные полномочия в отношении поселенцев и обеспечивает общую безопасность».

«БРИГАДЫ...» ПРОТИВ «БРИГАД...»

Формально в ПНА входит и сектор Газа, но после переворота, совершенного «Бригадами Изаддина аль-Касама», боевым крылом ХАМАС, в июне 2007 года Газа превратилась в псевдоструктуру, претендующую на государственность. «Бригады мучеников аль-Аксы», боевое крыло ФАТХ, включенное в январе 2005 года в состав палестинских сил безопасности, не смогли оказать достойного сопротивления хамасовским боевикам и поддержавшим их другим исламистским группировкам.

Спорадические боевые столкновения фатховцев и хамасовцев усилились за год до хамасовского переворота. Днем отсчета можно считать 10 июня 2006 года, когда на одном из пляжей Газы хамасовские боевики осуществили подрыв бомбы.

В результате этого теракта погибли семь гражданских лиц. Именно этот теракт послужил сигналом к охоте в секторе на представителей фатховской администрации и особенно представителей структур безопасности. Хамасовцы составили список «предателей» и «коллаборационистов», в котором первым числился лидер фатховских боевиков Самих аль-Махдун. Вскоре им удалось его схватить. Недолго думая, хамасовцы казнили лидера группировки соперников. И это при том, что тот же аль-Махдун разыскивался «Шабаком» и израильскими военными за организацию и проведение ракетных обстрелов Израиля.

Переворот июня 2007 года сопровождался невиданными жестокостями. Почти сразу взявшие верх хамасовцы сбрасывали фатховцев с высотных домов, добивали раненых в больничных палатах. В городе Газа, одноименной столице сектора, боевики «Бригад Иззаддин аль-Касама» убили видного деятеля ФАТХ Хасана Абу Рабия, его 14-летнего сына и трех женщин, находившихся в принадлежавшем ему доме. Они же убили в больнице в Бейт-Хануне троих членов клана аль-Масри, поддерживавших фатховцев. Позднее исламисты расправились с лидером ФАТХ в Газе Джамалем Абу аль-Джидианой – его вытащили из дома на улицу и расстреляли. Врачи сообщили, что в тело аль-Джидианы убийцы всадили 45 пуль. В ответ боевики «Бригад мучеников аль-Аксы» схватили и казнили прямо на улице 20-летнего Умара аль-Рантиси, одного из полевых командиров, младшего брата бывшего лидера ХАМАС Абд аль-Азиза ар-Рантиси, ликвидированного израильтянами в апреле 2004 года. Продолжая мстить, фатховские боевики похитили и казнили заместителя министра транспорта «объединенного» палестинского правительства Фаиди Шабане.

Несмотря на отчаянное сопротивление фатховцев, с середины июня 2007 года весь сектор Газа оказался под контролем хамасовцев. Но только Газой хамасовская клика удовлетвориться не желает. Присоединить к Хамасстану Иудею и Самарию, свергнуть власть Аббаса – вот задача, осуществлению которой мешают фатховские спецслужбы, действующие совместно с израильскими. Понятно, что в противостоянии хамасовцам «Мухабарат» обязан помогать «Шабаку» предотвращать теракты.

Противостояние хамасовских боевиков и спецслужб автономии имеет долгую историю. По приказу первого палестинского раиса Арафата находящиеся в его подчинении спецслужбы арестовывали хамасовских функционеров десятками, если не сотнями. Особую активность в противостоянии исламистам проявлял Мухаммад Дахлан, долгие годы возглавлявший Службу превентивной безопасности в секторе Газа. В тот период он пользовался широкой популярностью в народе. Позже, рассорившись с Аббасом, переехал в Дубай.

Мухаммад Абу Шбак – племянник, а позже охранник главы спецслужб ФАТХ полковника Рашида Абу Шбака, бежал из Газы после прихода к власти хамасовцев на территорию, контролируемую фатховцами. Однако его сын и дочь не смогли выбраться из сектора и были расстреляны исламистами. Когда через какое-то время отец посетил могилы детей в Газе, он тоже был убит. Нетрудно себе представить взаимную ненависть хамасовцев и фатховцев.

Все познается в сравнении

«Палестинские спецслужбы применяют пытки к сторонникам ХАМАС и просто симпатизирующим этому движению», – писал итальянский журналист Давиде Фраттини в статье, опубликованной в газете Corriere della Sera. Так, автор рассказывает о неком Ашрафе, хамасовце, которого пытали в тюрьме сотрудники фатховских спецслужб. По словам Ашрафа, которого и цитирует Фраттини, фатховцы применяют технику пыток, именуемую «шабах» – это когда заключенного несколько часов, а то и дней держат со связанными руками стоящим на стуле или пристегнутым к крюку на потолке. Такое положение ломает человека, но следов физического насилия не остается. Палестинский правозащитник Фарид аль-Атраш, с которым также встречался Фраттини, считает, что «Рамалла правит исключительно полицейскими методами». Однако, как известно, все познается в сравнении. И это сравнение не в пользу Газы, где почти все сторонники Фатх были умерщвлены.

Сотрудничество палестинского «Мухабарата» с «Шабаком» и полицейских сил автономии с израильскими военными – несомненно, вынужденная мера. Израильский журналист Амоц Аса-Эль в статье «Осень патриарха, или Махмуд Аббас – предварительные итоги», опубликованной в газете The Jerusalem Post, обращает внимание на следующий факт: «Наиболее позитивным в наследии Аббаса с точки зрения движения к миру стал его отказ от насилия... Тем не менее увещевания раиса не совершать теракты-самоубийства основывались на логике, отличной от логики врагов его народа. Вместо того чтобы сказать, что евреи имеют не меньшее отношение к этой земле, чем их арабские соседи или что террористические нападения – это преступления, Аббас только заявил, что террор вредит палестинскому делу». Своему лидеру вторит и Фараджа, подчеркивающий, что предотвращение нападений на израильтян – в интересах палестинских властей, которые тем самым не делают никому «одолжения». По его мнению, «радикализация, насилие и террор... не приближают мечту о создании палестинского государства».

Администрация в Рамалле делает все от нее зависящее, чтобы «сценарий Газы июня 2007 года» не повторился в Иудее и Самарии. До недавнего времени прохамасовские настроения там преобладали. Однако опрос, проведенный в 2015 году различными организациями, показал рост популярности Аббаса как на территории, контролируемой Рамаллой, так и в секторе Газа. По сравнению с популярностью «премьера» хамасовского «правительства» в Газе Исмаила Хании, которого поддерживают 20% жителей сектора, Махмуда Аббаса желают видеть своим лидером 46% палестинцев Газы. Координация в сфере безопасности «Шабака» и «Мухабарата» позволяет поддерживать атмосферу сотрудничества и в политической сфере.

Без сотрудничества израильских и палестинских спецслужб правительство в Рамалле просто рухнет под натиском местных исламистов во главе с ХАМАС. И вот свежий пример. Агенты палестинских спецслужб, действующие в Иудее и Самарии, арестовали профессора Абдаллу Саттара Касема по обвинению в подстрекательстве против Махмуда Аббаса. В интервью телевизионному каналу «Аль-Кудс» (так по-арабски именуется Иерусалим) Касем, бывший кандидат в раисы автономии, проработавший много лет преподавателем политологии в университете Аль-Наджа в Шхеме (именуемой арабами Наблусом), призвал к применению «революционного закона», предусматривающего смертный приговор по отношению к виновным в государственной измене. Дальше больше. Вероятно, в пароксизме ненависти к ФАТХ потерявший над собой контроль профессор, откровенный сторонник ХАМАС, призвал к убийству Махмуда Аббаса и сотрудников его сил безопасности.

Этот призыв прозвучал в ответ на заявление главы палестинского «Мухабарат» генерала Маджида Фараджа, согласно которому с октября 2015 года сотрудники его ведомства сорвали 200 попыток нападений на израильтян. В интервью изданию Defense News Фараджа утверждал, что руководимое им ведомство задержало 100 палестинцев, планировавших теракты против израильтян, и конфисковало их оружие. Генерал Фараджа считается бескомпромиссным преследователем хамасовских боевиков. Возглавляемый им «Мухабарат» сотрудничает с «Шабаком», несмотря на тот факт, что его сын, Махмуд Фараджа, был ранен в ногу израильскими военными во время столкновений около Рамаллы. И палестинцы, и израильтяне вспоминают «предсказание» Маджида Фараджа о невозможности долговременного «перемирия» ХАМАС и ФАТХ. И в самом деле, на переговорах в Каире в 2014 году ХАМАС и ФАТХ, делегацию которой возглавлял Фараджа, никакого реального продвижения добиться не удалось.

Профессора Касема взяли под стражу в его доме в Шхеме. За несколько часов до своего ареста, выступая в эфире одной из арабских радиостанций, он отрицал, что призывал к убийству лидера ФАТХ. Однако представитель палестинского правительства в Рамалле Юсеф аль-Махмуд в интервью Халеду Абу-Тоаме, израильскому корреспонденту арабского происхождения газеты The Jerusalem Post, сказал, что, во-первых, сведения о призыве профессора Абдаллы Саттара Касема убить раиса Аббаса получены по оперативным каналам, а во-вторых, генерал Аднан Дамари, руководитель палестинских сил безопасности в Иудее и Самарии, подозревает Касема в «клевете на власти автономии». Неудивительно, что генеральный прокурор ПНА выдал ордер на арест Касема.

Ненавистническая антиизраильская и антисемитская пропаганда в палестинских учебных заведениях и СМИ делает свое черное дело. К сожалению, в этом отношении между Газой и территориями, управляемыми администрацией Аббаса, нет никакой разницы. Вышеупомянутый Амоц Аса-Эль не снимает за подобную пропаганду вины с лидера ФАТХ. «Аббас никогда не демифологизировал насилие, – обращает внимание Аса-Эль, – например, путем изменения содержания учебников или прекращения практики наименования улиц в честь террористов». Поэтому не так редки случаи, когда офицеры палестинских спецслужб, находящихся в подчинении Рамаллы, превращаются в террористов. Так, в последний день января нынешнего года охранник генерального прокурора ПНА неожиданно открыл огонь из пистолета по группе израильтян у въезда в один из поселков округа Биньямин на севере от Иерусалима. Он убил израильтянина арабского происхождения и ранил двух пожилых женщин. Солдат-пограничник застрелил террориста. Позже, уже в феврале, сотрудник палестинской полиции из Хеврона совершил теракт в Иерусалиме, возле Шхемских ворот. Он успел ранить женщину и ребенка, прежде чем его ликвидировали. Надо отдать должное представителям палестинских спецслужб, которые в этих случаях признали свой просчет, выразили соболезнование семье убитого и пожелали скорейшего выздоровления раненым.

Издание Defense News называет генерала Фараджа одним из вероятных преемников Махмуда Аббаса на посту раиса автономии. По всей видимости, такой вариант развития событий был бы вполне приемлем и для израильтян. И это при том, что Маджид Фараджа – выходец из низов, уроженец лагеря беженцев Дахэйшэ, на южной окраине Вифлеема. Свою «военно-полицейскую» карьеру начинал как боевик террористической группировки «Танзим» (в переводе с арабского «Организация»), входящей в ФАТХ. Он много лет отсидел в израильских тюрьмах, а потом вошел в силовые структуры ПНА.

ПАЛЕСТИНЦАМ ЛУЧШЕ НЕ ЗАРЕКАТЬСЯ

Почти семидесятилетнее противостояние огромного арабского мира еврейскому государству, одному из самых небольших на планете, заставляет многих арабских интеллектуалов по-новому взглянуть на суть этого конфликта. Мудар Захран, иорданский палестинец, проживающий в Великобритании, пишет в одном из изданий на арабском языке: «Если Израиль исчезнет и будет заменен палестинским государством, палестинцы скорее всего получат другую арабскую диктатуру, которая будет угнетать их и приводить к нищете... Всем тем арабам, мусульманам, людям Запада и другим, настаивающим, что Израиль должен быть стерт с лица планеты, я говорю: «Не зарекайтесь, Израиль становится все сильнее с каждым днем благодаря демократии и инновациям, в то время как арабские страны слабеют из-за диктатур и хаоса. И будьте осторожны со своими желаниями, потому что, если они исполнятся, вы тоже скорее всего исчезнете или вами будут править Иран или разномастные террористы. Короче говоря, если должен прийти день падения Израиля, то Иордания, Египет и многие другие тоже падут... Мы можем ненавидеть Израиль так, как нам заблагорассудится, но мы должны понимать, что без него нас тоже не будет». Похоже, что палестинские силовики с такой оценкой ситуации полностью согласны.

Захар Гельман, профессор.

11.03.2016

Источник: НВО