Эксклюзивное интервью для «Caspian Bridge» с главным редактором интернет-портала AntiterrorТoday (antiterrortoday.com) Олегом Столповским.

Caspian Bridge: Чем обусловлена тематическая направленность интернет-портала AntiterrorТoday? Какова его история, как вообще появилась идея создания сайта, каковы его цели и задачи?

Олег Столповский: Сама идея создать что-то подобное возникла пару лет назад, а сайт функционирует с осени 2013 года. Чтобы объяснить мотивацию, которая подвигла авторов проекта к созданию сайта, наверное, было бы логичным начать с небольшого общего экскурса — что такое терроризм, и в чем заключается его природа, говорится об этом много, но все ли верно понимают суть?..

Терроризм, как явление политической жизни, многогранен и многолик. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого феномена для всех вроде бы и понятно. Не стоит, наверное, сейчас вдаваться в сложные юридические определения и трактовки терроризма для специалистов, а возьмем самое распространенное, простое и известное, во многом точное. Терроризм — это политика, основанная на систематическом применении террора, который согласно словарю С.Ожегова, является «физическим насилием, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам».

Терроризм уходит своими корнями глубоко в историю — огромное количество примеров достижения политических целей путем применения точечного, локального по масштабам насилия можно найти уже в истории Древнего мира. Так, например, в XII в. до н.э. высокопоставленные придворные организовали заговор с целью убийства Рамзеса III и возведения на престол сына одной из его супруг. Убийство Юлия Цезаря может рассматриваться как один из классических актов политического насилия в истории. В результате теракта был убит и отец Александра Македонского, царь Филипп II.

Сведения о политических убийствах, то бишь, о терроре, в древнем мире содержатся и в Библии. В Ветхом Завете, в Книге Пророка Иеремии описывается убийство Годалия, вавилонского наместника Иудеи, совершенное в 586 г. до н.э., которое, как считается, представляет собой первый задокументированный пример политического убийства в нашей истории.

Но применение политического насилия в древнем мире, конечно же, не ограничивалось актами индивидуального характера. Вся политическая палитра того времени была пронизана идеей жестокости, агрессии и страха.

За тысячи лет природа терроризма в своей основе не изменилась, но теперь он стал более агрессивным, жестоким и изощренным. Здесь присутствует и противозаконное насилие, как правило, с применением оружия, и стремление запугать кровавыми терактами широкие слои населения, и невинные жертвы. Террор и терроризм, а также экстремизм, в первую очередь религиозный, стали поистине бедствием человечества, глобальными проблемами в последней трети ХХ — начале XXI вв., затрагивающими как международную, так и национальную безопасность стран, входящих в мировое сообщество. В любых формах их проявления они влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы людей. Глобализация, стремительное развитие технологий и коммуникации сделали его предельно транснациональным, трансграничным.

Как крайне опасные социально-политические и криминальные явления терроризм и экстремизм требуют глубокого и всестороннего изучения для их предотвращения и нейтрализации.

В последнее время эти вопросы все больше и больше становятся предметом обсуждения и выражения различных точек зрения специалистами соответствующих структур и экспертами в области безопасности на публичных площадках, в том числе и в СМИ, в первую очередь виртуальных. В интернете с каждым днем появляется огромное количество текущей информации и аналитических материалов, касающихся проявлений терроризма и экстремизма в различных точках нашей планеты. Зачастую подобные публикации носят отрывочный и разноплановый характер, разбросаны они по огромному массиву сайтов, что требует массы времени на их поиск, обработку разрозненных сообщений, и, безусловно, затрудняет комплексное восприятие процессов.

Цель проекта AntiterrorToday — попытаться сконцентрировать в одном месте тематическую информацию о терроризме и экстремизме, систематизировать ее и, тем самым, по возможности облегчить работу специалистам и экспертам различного уровня и направлений деятельности. А всем тем, кто интересуется не только новинками моды, светскими сплетнями и погодой, — помочь разобраться в хитросплетениях происходящего в мире, где насилие по-прежнему остается механизмом воздействия как на личности, так и на целые государства. Именно этими целями и обусловлена разработанная структура сайта, которая, на наш взгляд, учитывает многогранность такого явления как терроризм.

Caspian Bridge: А какие особенности терроризма как многопланового явления Вы могли бы обозначить на сегодняшний день?

Характерными чертами международного терроризма на современном этапе являются его мощная финансовая поддержка со стороны спонсоров терроризма — спецслужб многих государств, транснациональных финансово-олигархических структур, политических сетевых организаций, опора на экстремистскую идеологию, в первую очередь, на политизированный ислам радикального толка, применение в своей преступной деятельности новейших достижений науки и техники, в том числе и в сфере коммуникационных технологий.

Обратите внимание, в последнее время Сирию и Ирак охватила эпидемия видеосъемок кошмарных убийств и дальнейшего их размещения в интернете. Людям рубят головы, закапывают живыми, избивают до смерти, забивают камнями. А затем выкладывают записи этих зверств в Facebook, в YouTube, в WhatsApp. Просмотр доступен всем. Эти записи с легкостью обходят любую цензуру. Тем самым культивируется бессмысленное насилие, страх, ненависть и вражда не только к идеологическому противнику, но и просто к обычному человеку.

Кроме того, всеохватывающее использование интернета обусловливает активизацию вербовки эмиссарами радикальных группировок в свои ряды новых боевиков. Сейчас только в Сирии и Ираке в составе различного рода радикалистских группировок, по разным оценкам, воюет несколько тысяч выходцев из Европы, США, СНГ, в том числе и из центральноазиатских республик. Последние не так давно даже создали в Сирии свое собственное формирование «Джамоат Сабири», входящее в состав «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Характерным для терроризма также становится высокий уровень конспирации и разбросанность по всему миру агентурных сетей и отдельных, не связанных между собой, ячеек террористов, что позволяет повысить живучесть крупных террористических структур в условиях нарастающего противодействия со стороны правоохранительных органов и антитеррористических подразделений.

Непосредственно в тактике проведения терактов отмечается все более широкое использование организаторами террористов-смертников, автомобилей, начиненных взрывчаткой, захват больших групп заложников, попытки хищений и угрозы применения оружия массового уничтожения. В последнее время широкой публике стали известны факты использования при подготовке и проведении терактов и 8-10 летних детей, которых специально готовят к самопожертвованию ради каких-то идеологических догм и вполне конкретных целей. Эти случаи отмечались на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Африке.

В начале текущего года очередным новшеством отметилась, наверное, чаще всего упоминаемая сейчас в мире экстремистская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», создавшая в своих рядах женские вооруженные формирования, известные как «Бригады Аль-Хансаа», цель которых — следить за соблюдением шариата на захваченных территориях. Отряды исламисток получили право вмешиваться в частную жизнь женщин Сирии и Ирака, применять телесные наказания и при необходимости арестовывать «нарушительниц закона». Развертывание деятельности фундаменталистской полиции нравов на территориях, захваченных ИГИЛ, сопровождается притоком женщин, желающих принять участие в джихаде. Нередко в распоряжение исламистов прибывают семейные пары, в которых супруга выражает желание сражаться вместе с мужчинами. Вот вам и такой наглядный пример своеобразного «семейного террористического подряда».

Если мы от частностей обратимся к более общему, очень важно отметить, что терроризм все больше и больше приобретает планетарный характер и множится. Причем уже сегодня он перестает быть лишь средством политической борьбы в рамках одного государства. Терроризм становится глобальным оружием, с помощью которого определенным политическим кругам и отдельным странам очень удобно создавать очаги нестабильности путем инициирования гражданских войн и региональных конфликтов (в основном межрелигиозных и межэтнических), что мы наглядно и убедительно наблюдаем в Сирии, Ираке, Афганистане, на Украине и в других частях мира. В этом случае, с военной точки зрения, терроризм есть прекрасное оружие — относительно дешево и нет собственных потерь в живой силе и технике.

В настоящее время мы сталкиваемся и с ситуацией такого рода, когда «вооруженный конфликт» в одной части планеты усиливает возможности «террористических сетей» другого региона, которые активно используют идеологию «противостояния цивилизаций» для ведения своей деятельности. Подобную ситуацию можно сравнить с «волнами от брошенного в воду камня». Так, попытки отдельных государств использовать исламских экстремистов и боевиков различных террористических организаций в борьбе с правительством Башара Асада в Сирии и с шиитским большинством в Ираке, расчеты спонсоров «джихада» на то, что террористы помогут им свергнуть правительства в этих странах, а потом разъедутся по домам, оказались весьма наивны. Скорее всего, тысячи боевиков, получив опыт участия в так называемой «священной войне», пополнят ряды передовых отрядов международного терроризма и продолжат свою преступную деятельность повсеместно, в том числе и в странах, откуда они прибыли.

Это своего рода дежавю. Такой опыт уже был создан Соединенными Штатами Америки в ходе поддержки ими движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в Афганистане, когда после окончания войны с СССР боевики этих организаций расползлись по всему миру и оказались втянуты в кровавые события на Балканах, Кавказе, в Центральной Азии и Африке. Саудовская Аравия в те же 1980-е способствовала участию своих радикальных граждан в афганской войне, пытаясь снять протестные настроения у себя. Но многие вернулись домой, и был определенный период потрясений в самом саудовском королевстве. Пришлось искать им новое применение. А затем уже в самих США 11 сентября 2001 года произошли теракты, которые во многом изменили геополитическую картину мира и заставили всех по-новому взглянуть на проблемы терроризма и безопасности.

Caspian Bridge: Каковы перспективы «перетекания» международного террористического «интернационала» в страны Центральной Азии в Каспийском регионе?

Не буду оригинальным, если отвечу, что перспективы не самые радужные, и на это есть ряд объективных факторов.

Об одном из них я уже упомянул в ответе на предыдущий вопрос — это подготовленные в разведывательно-диверсионном отношении боевики — выходцы из региона, обкатанные в боевых действиях в Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане. Когда-нибудь, а может быть и в обозримой перспективе, если они останутся живы, им всем, или какой-то их части, придется вернуться домой — будет ли на это чья-то воля или естественная тяга к родным пенатам. А они, одурманенные идеологической обработкой, способные держать оружие и убивать, являются достаточно взрывоопасным материалом в условиях и без того, чего уж греха таить, слабых политических институтов власти и непростой социально-экономической ситуации в ряде государств Центральной Азии.

Немаловажным здесь представляется и так называемый «афганский фактор». Вывод коалиционных сил ISAF из Афганистана к концу текущего года, вряд ли будет способствовать нормализации здесь ситуации, а соответственно в стране на длительную перспективу сохранится хаос и она по праву сохранит за собой пальму первенства территории, где практически бесконтрольно базируются радикально-исламистские группировки, в составе которых достаточно много выходцев из Центральной Азии, из прикаспийских стран.

Но перейдем, как мне представляется, к самому главному. Участие в региональной политике внешних сил делает очень актуальным рычаги политического воздействия, когда терроризм обслуживает интересы тех или иных игроков в регионе. Я напрямую говорю о создании «управляемого хаоса», который, как показывают последние события в мире, является достаточно эффективным инструментом в руках тех, кто не постоит ни перед чем для достижения собственных целей, будь то геополитическое господство или экономические преференции.

Центральная Азия и Каспийский регион, благодаря своему географическому положению и с их природными ресурсами, достаточно привлекательны, это регионы, где без особых усилий могут быть развернуты события, аналогичные афганским, иракским, сирийским, либо украинским. А использование мирового «террористического интернационала» — очень удобный и относительно недорогой инструмент.

12.08.2014

Источник: Caspian Bridge