Публикуемая в турецких СМИ информация свидетельствует, что уголовное преследование исламистов в стране вынуждает их усиливать свою партийную пропаганду и агитацию в среде сохраняющего прочные связи с родиной турецкого населения стран Западной Европы, прежде всего в Германии.

Активно используются здесь и фактор недосягаемости, нераспространяемости турецкого уголовного права, и наличие либеральных режимов в западных странах, вынужденных все более учитывать мнение увеличивающегося электората турецкого и исламского происхождения. По мнению некоторых турецких обозревателей, прибывшие ранее на заработки в Европу турки в большинстве случаев, заработав на жизнь, “на покупку двух-трех денюмов земли, трактора или дома, либо чтобы начать небольшое дело”, первоначально предполагали вернуться спустя два-три года на родину. Однако теперь, “осуществив эти мечты”, они возвращаться в Турцию не намерены. Между тем, согласно статистике ЕС, из каждых родившихся в середине 90-х гг. в Германии 79 106 детей 43 921 ребенок – турок. Если начать считать, основываясь на таких цифрах, писал из Франкфурта Т.Хаджыкадироглу, в 2212 г. турецкое население Германии составит 556 млн., а немецкое – 555 млн. Треть турок в Германии – это молодежь до 17 лет, что свидетельствует о “чрезвычайно динамичной структуре турецкого населения Германии”.

Турецкие исламисты, иртиджа надеются использовать складывающуюся демографическую ситуацию в своих целях. Давно переселившийся в Германию публицист Метин Гюр, последовательный сторонник поиска путей интеграции германских турок в европейскую культурную среду, в своей книге “Шариат и Рефах”, опубликованной в октябре 1997 г., писал: “Начиная с 80-х гг. исламистские течения Турции получают быстрое распространение в среде турецких рабочих и в их семьях в Германии и Европе”. В одном из разделов книги, названном “Станут ли немцы мусульманами?”, он приводит высказывания некоторых турецких исламистов о том, что так оно и будет, Германия станет мусульманской страной, причем это предсказание было сделано давным-давно, еще при жизни пророка33. Безусловно, такого рода пассажи провоцируют конфликты межэтнического характера. Автор пишет – если ранее немецкий народ сохранял романтическое и толерантное отношение к исламу, то сегодня все изменилось. Одна из причин, возможно, главная – отсутствие достаточной информации об этой религии и об обязанностях ислама; сказывается также и негативная информация по этой теме. “Другой фактор – враждебное отношение некоторых мусульманских групп к германскому обществу. Любой хозяин дома не сможет долго терпеть, когда его гость постоянно его поносит, а такое явление, к сожалению, имеет место. Например, если некоторые мусульманские организации во время демонстраций в своих листовках и на плакатах открыто объявляют немецкому народу гражданскую войну, такие действия не вызывают радости. Истина и в том еще, что многие германские рабочие в условиях критической ситуации на внутреннем рынке видят в турецких рабочих своих конкурентов…”.

Из всех исламистских общин в Германии наибольшим влиянием пользуется контролируемая сначала Рефах и затем Фазилет организация “Национальный взгляд. Европейское отделение”. Это признают все исследователи политического ислама Турции. Вместе с тем среди проиранских религиозных групп заметную активность в Европе и прежде всего в Германии проявляют сторонники Дж.Каплана, исповедующие иранскую модель шариата. Проиранскую деятельность Дж.Каплана продолжил после его смерти М.Каплан, его сын. Организация “Сторонники Каплана” в 75-летие Турецкой республики готовила террористические акты, призывала турок к восстанию против властей Турции. Германские власти не стали выдавать М.Каплана Турции, поскольку в стране его ждала смертная казнь.

Деструктивные шариатские претензии политического ислама в Турции – одна из истинных причин того, что Турцию не принимают в ЕС, хотя об этом европейские политики говорят весьма скупо, в отличие от местных националистов-радикалов. На это обращают внимание и турецкие авторы: “Таким образом, культурное соответствие стало основным условием приема Турции в ряды европейцев. С.Хантингтон в своей статье “Конфликт цивилизаций”, опубликованной в 1993 г., пишет, что Турцию отличает “синдром расколотой страны”… По мнению этого автора, турецкой культуре не свойственны принципы Запада, напротив, она им противостоит на уровне элиты, проявляет себя, как негативная сила, отличаясь от западной своей сутью – исламской культурой.

Cвой анализ деятельности турецких исламистов в Европе упомянутый нами М.Гюр продолжил и в 2000 году в турецкой газете “Джумхуриет” под характерным заголовком “Шариатские гнезда в Европе”. Он пишет из Кельна все о той же исламской организации, с центром в Кельне, несколько обновившей свое название на “Исламское общество. Национальный взгляд” (İslam Toplumu Milli Görüş – İTMG). Автор считает, что она имеет в 252 городах Европы, главным образом в Германии, лагеря и школы, в них 14 тысячам учащихся преподается шариат. В некоторых преподавательских центрах, изучающих Коран и политический ислам, уроки дают депутаты ВНСТ от Фазилет. Это обучение в Европе проходит в рамках программы “Просвещение”, такого рода программы в Европе как сугубо гуманитарные обычно щедро финансируются. 26 школ ведут занятия в 29 крупных германских городах – таких, как Кельн, Гамбург, Мюнхен, Штутгарт, Берлин, Бремен, Ганновер, Дюссельдорф. İTMG проводит специальные кампании с тем, чтобы собрать в этих центрах детей и молодых людей “для промывания мозгов и последующей замены этими молодыми кадрами состарившиеся кадры общин”. Кампанию поддерживают турецкие газеты “Милли газете” и “Акит” с помощью специальных выпусков для Германии. В “Милли газете” от 9 июня 2000 г. можно прочесть следующее: “Открыт для девочек во Франкфурте курс исламских наук с преподаванием в течение 4 лет в конце каждой недели и в летние каникулы с 30 июня по 30 июля. Под наблюдением опытных преподавателей – мужчин и женщин — будут представлены курсы по религии, науке, социологии и культуре. Количество учащихся ограничено 56 лицами, рекомендуем зарегистрироваться своевременно. Условия зачисления: возраст 9-16 лет, стоимость курса – 450 марок. Иметь при себе подушку, постельное белье, тапочки, личные вещи, Коран, письменные принадлежности”.

В другом номере той же газеты приводится приглашение отделения İTMG в Ревенсбурге, Швабия, на курсы с общежитием для девочек с 30 июля 2000 г. по 1 сентября 2000 г. Преподавание на таких курсах прямо или косвенно поддерживается такими, например, исламистскими холдингами, как “Организе”, “Деха”, “Апиташ”, “Османлы”, “Сез-Па”, “Бююк Груп” и “Бююк Сельчуклу”. Уроки ведутся отставными ходжа, ранее работавшими в системах Управления по делам религии и Министерства просвещения Турции. Во главе персонала Центра просвещения и культуры İTMG в Брауншвейге стоит бывший муфтий и бывший преподаватель курсов имамов-хатипов Осман Фехми Дурсуноглу. В преподавании курсов, “промывании мозгов” принимали участие депутаты от Фазилет Ясин Хатипоглу и Лютфю Доган, а также один из активистов закрытой Рефах.

Этот Центр в Брауншвейге – крупнейшее представительство в Германии от İTMG, ежегодно on привлекает 247 человек различных возрастов. Из 14 тысяч учащихся под эгидой İTMG на летних, с интернатом, курсах при мечетях и в стационарных центрах в Германии, Австрии, Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Франции и Швеции более 6 тысяч – юноши. Один из преподавателей на летних курсах сообщил автору, что наряду с уроками религии преподается и политический ислам: “В Германии в течение 30 лет преподавался политический ислам. С того момента, как возникло течение Национальный взгляд, проповедуемый им ислам таковым не является. Они эксплуатируют чувства людей, выгребают деньги из их карманов. В этих лагерях готовят людей так, чтобы они оставались зависимыми от организации. Они манипулируют детскими мозгами, говорят о религии, а сеют неверие: молятся на Эрбакана, говорят о мире, а готовят детей воевать, относятся недоброжелательно к тем, кто не думает так, как они”.

Германское правительство начало следить за организацией Национальный взгляд, за ее усилением в Европе, увеличением числа ее сторонников за счет безработной неприкаянной молодежи; власть причисляет ее к течениям, наносящим ущерб демократической системе. В докладе за 1999 г., подготовленном управлением по охране конституции земли Северный Рейн – Вестфалия отмечается особая активность среди исламских течений турецкого происхождения последователей Каплана и организации “Национальный взгляд”. При этом подчеркивается следующее: “İTMG (т.е. “Национальный взгляд”) – это организация сторонников закрытой в Турции исламистской партии Рефах и ее наследницы партии Фазилет. Численность членов İTMG в земле Северный Рейн-Вестфалия – 7 500 человек. 22 мая 1999 г. на ежегодном собрании этой организации в Кельне на стадионе Мюнгенсдорфер присутствовало 35 тыс. человек, прибывших из всей Германии и из Европы. На собрании ее молодежной организации в Европе 16 октября в Дюссельдорфе участвовало 6 тысяч. Присутствовал и прибывший из Турции представитель Фазилет. Согласно годовому отчету İTMG, число ее организаций в Европе – 1091, число отделений – 2 137. Руководящий состав – всего 17 841 человек, а всего членов и руководителей – 83 868 человек.

18.09.2010