Кровавые события на Ближнем Востоке, по-видимому, будут иметь долгосрочные последствия для всего комплекса международных отношений. Среди прочего они обнажают несостоятельность ситуативных союзов и договоренностей, построенных на зыбучих песках одномоментных интересов.

Шииты разделились 

Разброд и шатания видны невооруженным взглядом и порой вызывают недоумение даже у тех, кто в мире победившего постмодерна (где возможны любые гибриды и мутанты) привык решительно ко всему. В тот момент, когда шиитский Иран декларирует полную поддержку ХАМАС, по крайней мере, вербально (знающие люди намекают на разные форматы этой поддержки), на высотках в Баку, столице шиитского же Азербайджана, вспыхивает бело-синий израильский флаг. Как не поддержать Израиль – ведь во многом за счет военно-технического сотрудничества с Тель-Авивом Азербайджан смог одержать такую элегантную победу над Карабахом (читай: Арменией, хотя армяне на войну не пришли). Между тем кадры с пылающими «меркавами» заставляют по-новому взглянуть на хваленый ВПК, равно как и на разведку Израиля. 

Дальше больше, Эрдоган заявляет о необходимости политической самостоятельности Палестины, в Анкаре проходят митинги в поддержку единоверцев (ХАМАС – суннитская организация), а в Азербайджане, то есть, в сущности, политическом придатке Турции, небоскребы – напоминаем - окрашены в цвета израильской государственной символики. Прямо какой-то бунт в благородном тюркском семействе. Короче, сам черт ногу сломит. 

Понятно, что на декларативном уровне большинство стран, включая государства центральноазиатского региона, призвали остановить кровопролитие и сесть за стол переговоров. В ООН тоже повздыхали – организация-то эффективная – и умыли руки, то есть никакого общего заявления не приняли, а даже если бы и приняли, то плевать все на это общее заявление хотели. Как бы то ни было, но карты смешались начисто. Процитируем телеграм-канал Бараева: 

«Политические пертурбации вполне способны поставить государства по разные стороны баррикад. Национальные интересы по-любому важнее наднациональных объединений, особенно если последние складываются на формальной, чуть ли не родовой основе. Сейчас, на фоне дестабилизации Ближнего Востока, одно неверное движение - и прощайте большие проекты, ориентированные на Иран». 

Иначе говоря, во внешней политике надо исходить из соображений глубинных национальных интересов, а не ситуативной, пусть даже весьма эффектной карты, предложенной сильным игроком. Это на заметку центральноазиатским элитам, готовым часто включаться в мутные инициативы, которые к их национальным интересам никакого отношения не имеют. 

Не будем забывать о цивилизационных и конфессиональных противоречиях. Израиль – это островок с 7 миллионами евреев, среди бушующего 100-миллионного арабского моря. Да, мы все знаем про супер-бупер технологичную армию Израиля, про «Моссад», про американскую поддержку, но правда состоит в том, что евреев 7 млн, а арабов 100 млн. А мусульман больше миллиарда. Долгосрочные союзы с Израилем, таким образом, превращаются в интересную, но рискованную игру. Что касается американской помощи – разумеется, янки ее дадут и будут давать так долго, сколько потребуется. В этой связи интересна судьба финансовой помощи Украине, у властей которых из-за израильских новостей чуть вытянулись лица. Украина, к слову, еще один яркий пример failed state, поставившего чужие национальные интересы выше своих собственных. 

Как выглядит национальный интерес 

Распознать его очень просто. Если от его реализации зависит благополучие страны и его граждан, если само государство получит импульс развития и станет сильнее, то это национальный интерес. Мы уже писали о запуске российского газа в Узбекистан через территорию Казахстана. Так вот в этом случае все три государства реализуют свои национальные интересы. Процитируем президента Мирзиёева по этому случаю: 

«Запуск данного газотранспортного коридора имеет стратегическое значение. Во-первых, это важный фактор энергетической безопасности нашей страны и всего региона, надежных и гарантированных поставок голубого топлива. Во-вторых, дополнительные объемы газа для бесперебойного снабжения углеродом отраслей экономики и населения».  

Никакие саммиты с Байденом и Шольцем, эта бесконечная говорильня и поток сознания, часто не совсем здоровый, не перевесит то, что Россия делает для своих союзников на земле. Полагаем, разницу между «говорить» и «делать» все понимают? О дискурсивном, то есть виртуальном характере большинства западных инициатив в регионе «ВЭС 24» писал неоднократно – с выключенным отоплением в домах и остывающими конвейерами на заводах, но зато с гарантией защиты прав ЛГБТ. 

Не будет лишним в контексте новой волны арабо-израильского противостояния упомянуть о вопросах безопасности в регионе. На базе учебно-тренировочного центра «Эдельвейс» на побережье Иссык-Куля начались военные учения стран ОДКБ «Нерушимое братство – 2023». В Кыргызстан прибыли военные из России, Казахстана, Белоруссии и Таджикистана. Участники намерены отработать «задачи постконфликтного урегулирования в кризисной зоне» в условиях высокогорья, в том числе оказание гуманитарной помощи. Практические действия будут включать «сопровождение колонн и грузов, освобождение населенного пункта, спасение заложников». 

Или кто-то из центральноазиатских элитариев скажет, что не надо учений? Америка поможет в случае чего, особливо в случае активности талибов? Поможет, конечно, догонит и еще раз поможет. Уверены, что критических замечаний в адрес ОДКБ с ростом военной конфликтности по всему миру будет становиться все меньше. А конфликтов будет столько, что хоть ложкой хлебай: Украина, Карабах, Сирия, Израиль, дальше Тайвань, а там глядишь и турки с греками вновь начнут Кипр делить – смерть Ялтинско-Потсдамской системы МО выглядит кроваво и неаппетитно. Пережить крушение можно только четко понимая свои цели и задачи. Главное – правильно выбирать союзников, чтобы потом не пришлось подсвечивать разными флагами высотки в своих столицах.

Федор Кирсанов

Источник: