Катар заявил о намерении пересмотреть свою посредническую роль между ХАМАС и Израилем.

В течение последних месяцев он играл ключевую роль в непрямых переговорах между двумя сторонами, наряду с Соединёнными Штатами и Египтом. При этом ему удалось добиться освободить 81 израильского заложника , удерживаемых в Газе, в обмен на освобождение около 280 палестинских заключённых из израильских тюрем. Однако с тех пор все попытки добиться заключения второго перемирия потерпели неудачу. The Wall Street Journal, комментируя ситуацию, отмечает «появление высоких рисков окончательного срыва диалога Израиля и ХАМАС». Сейчас эти переговоры о прекращении огня в Газе почти заморожены. Что дальше? Об этом размышляет Станислав Тарасов.

«Действительно премьер-министр и министр иностранных дел Катара шейх Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани объявил, что Доха «проводит всеобъемлющую оценку роли своего посредничества». Она утверждает, «что не получает ничего от такой деятельности и стала инструментом в руках «политиков, проводящих избирательные кампании»» (вероятно, это намёк на борьбу между политическими силами в самом Израиле и в ХАМАС).

Ранее казалось, что сам факт размещения офиса ХАМАС в Дохе и пребывание там лидеров этого движения позволяет катарским властям иметь прямой выход на руководство ХАМАС с «израильским закулисным переговорным мостом», что упрощало посредническую роль. Но после ударов израильской авиации по иранскому консульству в столице Сирии Дамаске и последовавшего ответа Ирана в виде ударов беспилотных летательных аппаратов и ракет по Израилю, Катар почувствовал, что Израиль и ХАМАС пытаются им манипулировать, нивелируя роль основного посредника, ослабляя его позиции в Газе.

Негативные моменты снижения желания руководства ХАМАС активно играть на этой площадке фиксировались в Дохе и раньше. Теперь многое упирается и в Рафах. Вопрос контроля над Рафах является ключевым для ХАМАС в Газе поскольку таким образом он или сохраняет, или теряет контроль над основными финансовыми потоками. Это - проблема власти, что в совокупности с передачей инициативы ФАТХ, будет означать реальный уход ХАМАС с активной политической арены внутри палестинского сообщества и его дальнейшую фрагментацию.

Не всё просто у Катара и с Израилем. Дело дошло до того, что были призывы к США защитить Катар». Теперь, по оценке некоторых экспертов, «если Катар выйдет из переговоров, и сорвутся непрямые переговоры с Израилем о заложниках в обмен на перемирие, на него будет оказано большее давление с целью изгнать ХАМАС со своей территории».

В этой связи ХАМАС недавно связался с двумя странами региона по поводу проживания в них своих лидеров, одной из которых является Оман». Так что возможность полного срыва переговоров между ХАМАС и Израилем вполне реальна, что ещё больше осложнит ситуацию в регионе», — отмечает Тарасов.

Источник: