В связи с активизацией деятельности Североатлантического альянса на территории стран региона, например, проведением тренингов для военнослужащих Узбекистана, мы решили проанализировать перспективы Ташкента в сотрудничестве с НАТО.

Атака троянских коней

С 17 по 20 апреля в Узбекистане на базе Центра подготовки младших специалистов Минобороны проходили так называемые тренинги НАТО для ВС республики. Заигрывания Ташкента с западным военным блоком – это никакая не новость, военные Узбекистана давно уже учат английский язык по натовским методичкам, отпечатанным в Техасе. Ташкент – не исключение, конечно. Натовские звезды можно увидеть и на полигонах Казахстана, и в казармах Кыргызстана, и на военных объектах Таджикистана. Сотрудничество военных ведомств стран региона с Североатлантическим альянсом чаще всего камуфлируется под благородную антитеррористическую деятельность, но в действительности преследует со стороны Запада только одну цель – деструкция военно-технического сотрудничества центральноазиатских республик с Россией по линии ОДКБ и в двусторонних форматах, в каких, например, проходит военное сотрудничество между Ташкентом и Москвой.

К слову, в ходе одной из последних встреч Путина и Мирзиёева все договоренности между странами, в том числе и в военно-технической сфере, были подтверждены. Как в таком случае объяснить заигрывания Ташкента с НАТО? Причин несколько, например, в Узбекистане, руководствуясь чисто восточным этикетом, просто не хотят обижать отказом «уважаемых партнеров» из Брюсселя (мы имеем виду месторасположение штаб-квартиры НАТО). Но это, конечно, скорее, декоративные резоны. Более серьезные причины заключаются в глубоко ошибочной, на наш взгляд, попытке диверсификации военно-технического сотрудничества, предпринимаемой со стороны Ташкента.

Действительно, ВС Узбекистана сегодня – это одна из самых подготовленных и мощных армий региона. Закономерно испытывая беспокойство и по поводу соседства с Афганистаном, и из-за дефицита общей региональной стабильности, политическое руководство республики заинтересовано в наращивании боевой мощи своих вооруженных сил. Однако важно понимать, что сегодняшнее сравнительно хорошее состояние ВС республики является следствием сотрудничества именно с Россией, а не со странами НАТО. Ядро технического обеспечения узбекистанских ВС – российское, а не натовское. Пытаться заменить какие-то компоненты, взять на вооружение западное оружие, которое, как показывает ТВД на Украине, отнюдь не является вундерфавлей и прекрасно горит, не есть хорошее средство повысить боеспособность вооруженных сил Узбекистана. Скорее, напротив: попытка объединить под узбекистанские задачи российское и западное вооружение (то же касается и тактико-стратегической подготовки офицерского состава) негативно скажется на оперативных возможностях ВС республики и существенно снизит их эффективность.

Змея на спине черепахи

Не стоит забывать и о том, что НАТО имеет разные доктрины на все возможные случаи жизни, и если вышеупомянутые тренинги проходят в рамках доктрин, где Узбекистан указан в качестве партнера, то стоит региональному контексту измениться (а в наше время все очень стремительно меняется), Ташкент легко может превратиться не в партнера, а во врага. Между тем – цитируем пресс-релиз альянса: «Специалисты из стран Североатлантического альянса ознакомились с материальной базой и условиями, созданными в военном центре». Кто-нибудь понимает, о чем вообще идет речь? В сущности, о том, что никаких узбекистанских военных тайн для НАТО не существует. На наш взгляд, такая неуместная открытость не просто несет грандиозные риски, но прямо-таки граничит с преступной недальновидностью и угрозами национальной безопасности.

Возможно, в Ташкенте наивно полагают, что республика не будет сталкиваться с конфликтами, инспирированными Западом, однако, надо понимать, что Запад – надо отдать ему должное – весьма талантлив в конфликтогенезе, посему гарантий никто не даст. Возможно, опять-таки, в Ташкенте думают, что НАТО может стать гарантом стабильности в регионе (абсурдное предположение, но допустим), так и эти мысли, если они существуют, не имеют под собой ни реальных оснований, ни практики. Судьба Афганистана, которому двадцатилетняя оккупация силами Западного блока ни мира, ни процветания, ни даже просто стабильности не принесла, является отличным и весьма наглядным примером.

Отметим еще один нюанс, говорящий, что сам по себе регион - в отрыве от возможности деструктивной деятельности по отношению к России, Китаю и Ирану - НАТО не интересен. Например, весьма странно выглядит синхронизация активизации Североатлантического альянса с инициативами ОДКБ или СНГ. Примерно в те же дни, когда НАТО проводило свои тренинги в Узбекистане, работал координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств - участников СНГ. Речь шла планировании применения сил и средств ПВО в ходе совместного боевого дежурства.

Подобные синхронизации – это совпадения? Не думаю, как говорили в известном интернет-меме. Ну и в качестве резюме: кто-нибудь может, обладая даже самыми поверхностными знаниями в географии, сказать, что связывает Северную Атлантику и Узбекистан? Вот и мы не можем.

Федор Кирсанов

Источник: