На первый взгляд пятая встреча специальных представителей государств Центральной Азии и Европейского Союза по Афганистану, которая на днях прошла в Бишкеке, была точно такой же бессмысленной, как и предыдущие четыре. Однако в этих встречах есть известный смысл, правда, к взаимному сближению стран региона и Эмирата они не имеют никакого отношения.

Несамостоятельные европейцы 

Когда Европейский союз пытается играть на международной арене независимого игрока, получается и плохо, и смешно. ЕС не является сегодня субъектом мировых отношений - он объект приложения американской внешней политики, в рамках которой Старый мир и существует. Поэтому, когда мы слышим о внешнеполитических инициативах от европейцев, мы сразу же можем быть уверены в их несамостоятельности. 

Но даже если допустить толику спонтанной политической воли в решениях европейцев, то и в этом случае ничего хорошего ждать не приходится. Европейские акторы, формирующие свой корявый извод «атлантистской» политики, примитивизировались настолько, что подменили серьезную внешнюю политику, основывающуюся на балансе силы и интересов, своими иллюзиями о «цветущем саде» и розовых единорогах. Иначе говоря, даже если бы Брюссель выступал в качестве самостоятельного политического игрока, ровным счетом ничего позитивного он предложить не смог бы. 

Давайте рассмотрим на конкретном примере, и чтобы далеко не ходить, пусть это будет Афганистан. Итак, как мы сказали, встреча в подобном формате происходит в пятый раз, и это как раз тот случай, когда количество никак не может перерасти в качество. В предыдущий раз европейцы встречались с представителями стран Центральной Азии в Ашхабаде и замечательно провели там время. Среди обозначенных позиций ашхабадской встречи значились, например, такие прекраснодушные пожелания к Кабулу как создание инклюзивного правительства и запрет на любые формы дискриминации в отношении девочек и женщин Эмирата. Скажем спасибо, что европейцы не попросили парад гордости в Кабуле и торжественное сжигание Корана в центре афганской столицы. 

Оговоримся, мы всемерно поддерживаем право многочисленных этносов Афганистана на достойное представительство в законодательных и исполнительных органах страны. Равно мы ничего не имеем против разумной эмансипации женщин. Однако мы все-таки исходим из того, что в текущих реалиях "Талибан" сделал все, что он может сделать, не наступив на горло своей песне. Вот прокомментировал текущее положение вещей директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no», политолог, Бахтиёр Эргашев:

«Талибан уже сделал все возможные, по крайней мере, какие в его силах, реверансы международному сообществу, чтобы их признали. У талибов есть определенные красные линии, за которые они никогда не зайдут. И даже если бы кто-то в Кабуле из условно светского правительства и хотел бы зайти за эти линии, им не даст это сделать кандагарская шура во главе с эмиром. Таким образом, образование для женщин, создание инклюзивного правительства с включением всех этносов страны – с этим все сложно. Еще раз – что талибы могли, они уже сделали. Иначе говоря, мировому сообществу с его требованиями женской эмансипации, инклюзивности и равноправия придется заткнуться. Получается конфигурация, когда не одна из сторон не может сделать следующего шага, поскольку исчерпаны лимиты доброй воли с обеих сторон. Следовательно, мы очень долго будем наблюдать ситуацию де-факто»

Какими бы тупыми ни были европейские участники встречи, даже они понимают полнейшую бессмысленность и бесполезность своих благопожеланий в адрес "Талибана". На данном этапе достигнуто то возможное, что возможно было достигнуть. И именно на этом основании происходит взаимодействие с правительством в Кабуле Китая, России и Ирана. При том, что каждый из обозначенных игроков, конечно, ничего не имеет против женского образования и широкого представительства в правительстве Эмирата. Но имеем то, что имеем. Следовательно, цель европейцев на этих встречах – не «долгосрочные перспективы прочного мира» в Афганистане, как они говорили, например, в Ашхабаде, а что-то другое. Что именно? 

Хоть чучелом, хоть тушкой

Все очень просто. Пока не отягощенные странными комплексами Москва, Пекин и Тегеран выстраивают отношения с Кабулом в логике реальной политики (и довольно успешно это делают, достаточно вспомнить рукопожатие председателя Си с послом Исламского Эмирата!), Европа и США пытаются навязать свою довольно гнилую повестку по Афганистану их ближайшим соседям – странам Центральной Азии. Иначе говоря, втянуть их в свою внешнеполитическую модель. Речь, таким образом, идет не о конструктивном сотрудничестве с Кабулом, а о манипуляциях с тасканием каштанов из огня для дяди Сэма и лондонского Сити.

Своим мнением по теме поделился эксперт по Центральной Азии, заведующий кафедрой мировой экономики, международных отношений и права Новосибирского государственного университета экономики управления, директор АНО «Сибирское общество международных исследований» Денис Борисов:

«Говоря о европейцах в Центральной Азии, можно выделить ключевое стратегическое направление их деятельности (то, о чем говорил в свое время Боррель): вытеснение России по всем фронтам и по всем регионам, ЦА - не исключение. В этом плане поставлены задачи вклиниться в как можно большее количество взаимодействий со странами региона, которые прямо или косвенно соответствуют российским инициативам. Афганское направление после американского бегства на какое-то время было оставлено европейцами, однако сейчас стало понятно, что "Талибан" превратился в новую реальность, которая развивается по собственной логике и не зависит от желания западников. Европейцы пытаются вернуться в афганский сюжет. При том что есть московский формат, встречи в Катаре, есть сугубо центральноазиатский формат – и все они неплохо работают. Европейцы пытаются через страны региона войти в афганский дискурс и начать свою игру. По сути, их игра – это наперстки на привычную тему: права меньшинств, «зеленая энергетика» и все в таком духе».

Нынешняя встреча по степени своей бесполезности ничем не уступает ашхабадской и всем предыдущим. Впрочем, есть все-таки в бишкекской встрече немалый заряд символизма: она происходит накануне серьезной даты – 35-летия со дня вывода советских войск из Афгана. К слову, пожалуй, единственный период в истории Эмирата, когда в стране строили заводы, больницы и дороги, а не схроны для исламистских радикалов, как во времена американской оккупации, это именно советский период.

Федор Кирсанов

Источник: