После сентябрьского единого дня голосования всеобщее внимание переключилось на следующую кампанию – мартовскую, президентскую. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков напомнил журналистам, что Владимир Путин пока не объявлял о своем выдвижении. Он добавил: «Если мы предположим, что президент все-таки выдвинет свою кандидатуру, то очевидно, что реальную конкуренцию в нашей стране на нынешнем этапе президенту никто составить не может». По словам Пескова, Путин пользуется «абсолютной поддержкой населения», это «большие возможности и большая ответственность».

Уже не первый случай, когда Владимир Путин не спешит с выдвижением своей кандидатуры. Можно вспомнить 2011 год. Тогда о рокировке «Путин–Медведев» объявили в конце сентября. Есть мнение, что это повлияло на настроения политически активных граждан, могло способствовать зимней волне протеста. Сейчас нечто подобное представить сложно: критически настроенная часть общества ничего от власти не ждет, а оппозиционные силы, способные организовать акции несогласия, в общем, подавлены. Тем не менее можно понять желание власти сократить временной интервал между выдвижением Путина и самими выборами. Чем меньше этот промежуток, тем компактнее повестка, тем меньше событий и факторов, которые могут повлиять на исход голосования.

В прошлый раз Путин заявил о своем выдвижении лишь в декабре 2017 года. Тогда многие задавались вопросом: зачем так долго ждать, ведь у действующего президента высокий рейтинг, не лучше ли успокоить элиту, не нервировать ее? Сам Путин тогда отмечал, что элиту, напротив, хорошо бы держать в тонусе. Если чиновникам заранее сообщить, что ничего не меняется, они расслабляются.

Сейчас, вероятно, президент руководствуется той же логикой. Однако политический контекст в сравнении с 2017–2018 годами заметно изменился. Спецоперация продолжается уже полтора года, реальных перспектив мирного урегулирования конфликта пока не просматривается. Этот фактор периодически влияет на общественно-политическую жизнь: странно было бы, например, утверждать, что частичная мобилизация прошлой осени оставила граждан равнодушными, спокойными. В этих обстоятельствах тому же Пескову регулярно задают вопрос: а состоятся ли выборы? И он, и председатель ЦИК Элла Памфилова утверждают, что состоятся. Выборы могут отменить лишь при введении в стране особого режима, чего не происходило. Выдвижение Путина осенью могло бы закрепить в обществе ощущение некоей стабильности: радикальных изменений не предвидится, во всяком случае, власть хочет этого избежать.

Однако Путин пока не объявляет о выдвижении. Спекуляций вокруг возможных преемников мало – такие «операции» власть обычно запускает заблаговременно, но никакие политические фигуры за последний год нарочито не подсвечивались, не прокачивались. Сложно себе представить поражение любого выдвиженца власти, но для нее важно и ощущение легитимности, тотальной поддержки, а его дают цифры. Скорее всего это и есть задача на грядущую кампанию: работа на очень хорошие цифры, результат, не оставляющий вопросов и сомнений.

Ощущение легитимности дает и сентябрьская выборная кампания, проведенная по всем правилам, то есть с реальными выдвиженцами от партий, задающими политический фон. Вероятно, для власти будет важно, чтобы политические структуры выставили на выборы статусных людей, а не технических кандидатов. Понятно, что они не будут вести дебаты с Путиным, они станут спорить между собой, а граждане (если вообще заинтересуются этими публичными ритуалами) смогут оценить, насколько такое политическое предложение адекватно реальной повестке, насколько его вообще стоит рассматривать как альтернативу Путину.

Источник: