Грянувший как гром среди ясного неба кровавый конфликт между израильтянами и палестинцами каких только не вызвал комментариев и оценок. Свое мнение донесли до окружающих эти территории народов президенты и премьеры как минимум полусотни стран. Проанализировали происходящее генералы и адмиралы, бывшие и нынешние военные и гражданские эксперты. Душераздирающие сюжеты о столкновениях в этом регионе крутят с утра до вечера все ведущие мировые телеканалы, а очевидцы событий, находящиеся прежде всего в Израиле, – самая востребованная категория рассказчиков для СМИ даже таких, далеко находящихся от зоны конфликта, как Фиджи и Самоа.

Американцы послали в район столкновений сразу два авианосца, ряд стран приняли решение направить в зону боев оружие и боеприпасы, в интернете – сплошь интервью, которые нынче дают по всему свету послы что Израиля, что Палестины. Каждый со своей правдой, убеждая зрителей и читателей в том, что именно их дело правое, враг будет непременно разгромлен и победа будет исключительно за ними.

Вот только те, кому, исходя из логики существования нашего очень уж в последнее время неспокойного мирового сообщества, конфликт сей надлежало бы погасить, не просто молчат, а реально ничего ровным счетом сделать не в состоянии. Речь идет об Организации Объединенных Наций, которая совсем недавно проводила свою очередную Неделю высокого уровня в рамках Генассамблеи, на которой генсек Антониу Гутерриш как раз буквально слезно сетовал на то, что нет у него эффективных полномочий, чтобы хотя бы какой-то международный конфликт погасить или не допустить его вспышки.

Так на самом ли деле нынешняя ООН так уж беспомощна? И что на практике делать и ее генсеку, и как минимум высокопоставленным международным чиновникам, когда каждый день у них на повестке обсуждений российско-украинский конфликт, а теперь еще и израильско-палестинский? Начну с того, для чего в 1945 году создавалась ООН. По задачам и зонам ответственности – как минимум для пары сотен добрых дел: от охраны окружающей среды до спасения человечества от эпидемий и сохранения культурных ценностей. Но все это лишь вариации куда более важного.

А именно: создали ООН после окончания Второй мировой войны, чтобы избежать вспышки третьей мировой. С учетом же того, что нынешний конфликт арабов и евреев на Ближнем Востоке уже называют генеральной репетицией к всеобщему военному мировому катаклизму, то получается, что ООН именно сейчас не выполняет своего главного предназначения. Но каковы реальные возможности этой международной организации вообще разрешать какие-либо конфликты между государствами, тем более такого масштаба и с такой историей, как нынешний вокруг сектора Газа?

Что реально может ООН сделать для того, чтобы этот конфликт прекратить? Первоепровести заседание Совета Безопасности (его можно созвать срочно, можно повременить, но, сути дела, это вряд ли изменит). Будет ли от этого толк? Никакого, потому как Совбез по многим параметрам расколот, а сторонников у обеих сторон конфликта примерно поровну. И примерно с равными возможностями как осудить противоположную сторону, так и ее защитить.

Можно принять некую резолюцию либо с осуждением одной стороны, либо другой, либо (что традиционно в таких случаях происходит) призвать обе стороны конфликта к некой сдержанности, отводу вооруженных формирований и началу переговоров. Кто-нибудь послушает принятые в такой резолюции предложения? Да никто. И не только израильтяне и палестинцы. Такова судьба всех ооновских резолюций, которые не имеют механизма принуждения конфликтующих сторон к ее соблюдению.

Прибытие генсека ООН с личной миссией мира в регион. Да, такой вариант возможен, но кто и с какой стати будет слушать Гутерриша, когда конфликт между сторонами полностью непримирим и концептуален. Одни захватили земли у других, другие требуют их вернуть, а первые силой им в этом отказывают. Что может в таких условиях сделать генсек, кроме как взывать к благоразумию? Его послушают для проформы, каждый донесет до него исключительно свою позицию, и все продолжится вновь – не сегодня, так завтра, не завтра, так через месяц.

Наконец, посыл в регион сил ооновских миротворцев. Так они уже поблизости имеются, но в конфликте Израиля и Палестины попросту ничего не смогут сделать. Во-первых, для этого нужна просьба и той и другой стороны, чего добиться крайне сложно. Во-вторых, они неизбежно окажутся на линии огня, которая будет сохраняться на годы вперед, пока не будет решен вопрос о создании палестинского государства. А создать его палестинцы не смогут, пока есть такое государство, как Израиль. С которым они никогда мирно жить не смогут (опять-таки вопрос земли, которая одним принадлежала теоретически, а другим принадлежит по праву сильного).

В итоге получается, что единственное, что ООН в нынешних условиях может сделать, – это подтвердить, что она как международная организация ни на что не влияет, но существует. И готова предоставить всем желающим по данной теме с высокой трибуны в Нью-Йорке возможность высказаться. Но вот погасить конфликт, помирить народы, заведомо претендующие на одну и ту же землю и не согласные с тем, чтобы она досталась другому народу, она просто не в состоянии.

Можно, конечно, в очередной раз покритиковать за беспомощность и пассивность и самого генсека, и тех ооновских чиновников, которые работают в регионе. Но ведь нет у них ни реальных полномочий, ни рычагов что-либо в практической плоскости в этом регионе сделать. А сделать это могут все те же сильные державы, которые, по сути, всю эту ссору за земли еще в 1948 году и заварили (подобный план существования двух государств на этой земле разработали и приняли в ООН США и СССР).

Поэтому ни с резолюциями ООН, ни с голосованиями в Нью-Йорке конфликт этот не будет приближен к решению ни на йоту. И чем дольше он будет продолжаться, тем большую беспомощность и неэффективность будет демонстрировать в этой ситуации организация, теоретически созданная мировым сообществом для того, чтобы ничего подобного никогда в истории человечества не происходило. 

Юрий Сигов

Источник:

По теме:

Евгений Сатановский: роль ООН в израильско-палестинском конфликте — подлейшая

Власти Израиля проинформировали Организацию объединенных наций, что более миллиона палестинцев должны эвакуироваться на юг сектора Газа, причем сделать это необходимо в течение суток.

Однако представитель генсека Стефан Дюжаррик заявил, что ООН считает: такое перемещение не может произойти без разрушительных гуманитарных последствий. Постпред Израиля при ООН Гилад Эрдан назвал реакцию организации «постыдной».

«Вместо того, чтобы поддержать Израиль, чьи граждане были убиты террористами ХАМАС, Израиль, который пытается свести к минимуму ущерб для тех, кто не причастен к этому, ООН читает нам проповеди. Для ООН лучше сосредоточиться сейчас на возвращении заложников, осуждении ХАМАС и поддержке права Израиля на самооборону», - указал дипломат.

«Свободная Пресса» поинтересовалась у российского политолога, президента научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгения Сатановского, оправдано ли требование Тель-Авива.

— Когда мы брали Берлин, Кенигсберг, Вену, Будапешт, другие немецкие города Германии и ее союзников во время Великой Отечественной войны, никто мирное население никуда уходить не просил: война есть война. Кто уцелел — тот уцелел, кто не уцелел — его проблема. Когда американцы и англичане уничтожали Токио, Дрезден, Гамбург, Киль — они вообще специально старались уничтожить побольше гражданского населения, а в Хиросиме и Нагасаки так даже ядерными бомбами его палили.

В сегодняшней войне, если вы понимаете, что вам нужно серьезно отработать город и у вас не будет времени оглядываться на то, что там происходит, вы обращаетесь к гражданскому населению и говорите ему: ребята, будет хана. Вот — Египет, то ли 11, то ли 12 километров до границы. Постарайтесь уйти на юг, потому что от Газы сейчас ничего не останется, а когда со всем закончим, — вернетесь и будете жить, будете восстанавливать Сектор. Какие дома уцелеют — такие уцелеют, а какие не уцелеют — такие не уцелеют.

С учетом того, что под Сектором Газа сегодня отрыто несколько этажей метротоннелей, я вообще не думаю, что там что-то сможет уцелеть. Скорее всего, это все надо будет ликвидировать, а потом, если возникнет такое желание, восстанавливать заново.

Впрочем, Варшаву восстановили, Сталинград восстановили - правда, теперь он Волгоградом зовется, но тем не менее. Да и вообще много чего восстановили.

— Постпред Израиля при ООН Гилад Эрдан назвал реакцию организации «постыдной». А за что именно должно быть стыдно ООН?

 Я не обращаю внимание на Организацию объединенных наций — слишком хорошо ее знаю. На нее вообще никому не стоит обращать никакого внимания. Если нашим дипломатам до сих пор хочется зачем-то ездить в Нью-Йорк, Страсбург, Брюссель и Вену, а заодно и в Женеву, отгребая там со страшной силой, при этом и наша Российская Федерация будет получать пощечину за пощечиной, - это их проблема.

В Израиле прекрасно знают роль ООН в превращении палестинцев в то, чем они сегодня являются: в финансировании и крышевании терроризма, да и во всем остальном. На эту тему у израильтян нет ни малейших сомнений. В данном случае, роль Организации объединенных наций - подлейшая. Можно пойти и застрелиться всей ООН — ничего другого эти ублюдки во главе с Антониу Гутерришем сделать не могут.

Заметьте, я излагаю свое отношение гораздо честнее, чем ООН к Израилю, у которого, между прочим, в этой организации тоже есть какие-то дипломаты.

Лично я с ООН больше не общаюсь, и никакие ооновские делегации не пускаю на порог Института Ближнего Востока после Сирии, а после Украины — тем более.

— Всем известно, что ООН обладает подразделениями «голубых касок», которые должны помогать приостанавливать подобные конфликты. Как вы полагаете, почему данная мера не была до сих пор использована в нынешнем палестино-изральском противостоянии?

 А что «голубые каски» могут? Кто вам это сказал?!

Скажите, пожалуйста, как ооновские миротворцы решили конфликт в Руанде между хуту и тутси? Миллион человек убили самым жестоким способом за месяц с небольшим. А ведь могли не допустить конфликта. Но Кофи Аннан, он тогда командовал миротворцами ООН, отказался это сделать, ссылаясь на то, что у них этот мандат есть, а вон того мандата нет. Но зато потом он стал генсеком Организации объединенных наций.

«Голубые каски» никогда никого ни от чего не спасали, не спасают и спасать не будут. Кто-кто, а израильтяне это знают.

Не надо финансовую аферу и большой пиар выдавать за реальность. Я слишком много разбирался с деятельностью «голубых касок» ООН во всех концах мира и всех операциях. Напомню: еще была операция, когда Патриса Лумумбу (конголезский политический и государственный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго) убили, Даг Хаммаршельд — знаменитый тогда генсек ООН - как сработал — ох!

Много я помню этих операций: жульничество, подлость, воровство, большой пиар — вот всё, что такое «голубые каски».

Нет, конечно, ещё - насилие над детьми и женщинами, торговля наркотиками, преступления против человечности, в том числе в Африке; это уже зависит от того, какой контингент «касок» вы наблюдаете: итальянский, или пакистанцев, иорданцев и прочих ребят.

Вам рассказывать, как «голубые каски» из Сомали развлекались, поджаривая мальчиков на раскаленных от солнца железных листах? Просто так, им это было «прикольно».

Вам рассказывать, как в Конго «голубые каски» ООН торговали гуманитаркой за изнасилование детей? Или я не буду такие подробности доносить до ваших читателей? А ведь я могу. Много чего могу рассказать про «голубые каски» ООН.

Извините, но я бы перевешал всех этих тварей, начиная с Рафаэля Гросси, — гендиректора МАГАТЭ, который «не мог увидеть», с какой же стороны обстреливают Запорожскую АЭС. У меня к ним свои многолетние счеты.

Источник: