Для России итоги года на постсоветском пространстве разновекторные. Есть очевидные риски, есть достижения, а за свою зону геополитического влияния предстоит серьезная борьба в следующие годы.

Заметным с точки зрения динамики стало продолжение достаточно конструктивной позиции Грузии, руководство которой готово к взаимовыгодному сотрудничеству с Россией. В Молдавии, напротив, усилились обратные тенденции, которые, вопреки реальной социологии, направлены на исключение взаимодействия с Россией. Дальнейшее переизбрание в 2024 г. М.Санду в Молдавии (в которой официальным уже стал румынский язык), возможно только на пути репрессий и подавления оппозиции. Реального рейтинга для переизбрания действующего главы республики недостаточно и ситуация для Санду имеет тенденцию к деградации.

Возобновление нагорнокарабахского рецидива и определение диспозиции в пользу Азербайджана в уходящем году является логичным и ожидаемым. Попытки премьер-министра Н.Пашиняна переложить ответственность на Россию за ресентимент от карабахского поражения является средством выживания этого политика. Однако в средне- и долгосрочной перспективе евразийский вектор для Армении является практически безальтернативным, тем более, что Ереван получает огромные выгоды от импорта в Россию. Азербайджан в этой конфигурации ориентируется на сохранение конструктивных и взаимовыгодных отношений с Россией.

Белоруссия в уходящем году действовала в фарватере России, однако было заметно как внешнеполитическая активность А.Лукашенко укрепляла позиции Москвы на международной арене. Характерно и то, что глава Белоруссии гораздо меньше стал выносить на публичный уровень рабочие моменты кооперации, в том числе и в рамках Союзного государства. Включение Белоруссии в состав ШОС тоже усиливает позиции России.

На центральноазиатском направлении есть тактические сложности, но фактор России и Китая является ключевым и безальтернативным для политической элиты всех республик региона. По сути, попытки США надавить на Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и другие государства являются мало результативными, хотя на это у Вашингтона уходят значительные ресурсы. В стремлении принудить страны соблюдать «санкционный режим» против России США лишь укрепляют свой имидж мировых жандармов. В плане взаимодействия Белого дома с республиками Центральной Азии — это особенно заметно.
В уходящем году американский президент впервые (за всю постсоветскую историю) встретился с лидерами республик Центральной Азии в формате 5+1, однако, по большому счету, все эти усилия тщетны. Политическая элита и население республик Центральной Азии хорошо понимает выгоды от сотрудничества с Россией и риски от «демократизации» и усиления сотрудничества с США. На такие мантры может вестись Н.Пашинян, но не опытные лидеры республик Центральной Азии. Тем более, что политика взаимовыгодного сотрудничества Россией с Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном имеет хорошие обороты и неплохие перспективы.

Источник: